DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 31.01.2012

Материалы

загрузка...

Институциональные факторы инвестиционного развития в постсоветских странах (на материалах Республики Таджикистан)

Бердиев Рузмат Баротович, 31.01.2012

 

г) современная система государственного регулирования инвестиционных режимов (постоянный процесс совершенствования законодательства, умелое применение нормативного подхода, упрощение бюрократических процедур и пр.);

д) эффективное формирование и использование человеческого капитала (эффективная система подготовки кадров, научная система управления кадрами, высокая дисциплинированность, стимулирование творческого подхода у работников, ликвидация вредных для здоровья работников технологий, наличие сети организованного отдыха и т.д.).

12. Исследованиями доказано, что между инвестиционным климатом и притоком иностранных инвестиций нет прямолинейной связи. Не всегда улучшение климата может привести к повышению инвестиционной привлекательности страны. Последняя еще может зависеть от таких факторов, как географическое местоположение страны, наличие и эффективность сырьевых и биоклиматических ресурсов и т.д. Поэтому в целом ряде стран меры по улучшению инвестиционного климата не привели к повышению их инвестиционной привлекательности.

13. Применительно к Таджикистану большее значение имеют рекомендации независимых экспертов, которые были разработаны для Украины. Они сводятся к следующему:

– резко сократить количество органов, имеющих право контролировать предпринимательство;

– ограничить или ликвидировать влияние проверки деятельности частных предпринимателей;

– предельно упростить процедуры регистрации предпринимателей, перейти к принципу «единого окна»;

– создать независимую и некоррумпированную судебную систему, состоящую из частных юристов;

– устранить имеющиеся противоречия в документах, регулирующих частное предпринимательство;

– существенно повысить заработную плату тех государственных чиновников, которые обладают правом проверки деятельности частных предпринимателей;

– обеспечить надлежащую прозрачность в процессе принятия решений относительно развития частного сектора на областном и региональном уровнях;

– снизить налоговую нагрузку для предприятий, ликвидировать любые виды приграничных налогов на ввоз оборудования, расширить реальную базу налогообложения;

– снизить процентную ставку банков, снять ограничения перед допуском иностранных банков в страну.

14. В условиях отсталых переходных обществ растет значение внешнего долга в качестве источника инвестиций. Государственный внешний долг во многом носит геополитический характер, и долги КНР в этом плане не являются исключением. Эффективному использованию внешнего долга препятствует отсутствие прозрачности информации о внешнем долге, о его распределении и использовании. Отчеты о состоянии внешнего долга составлены абстрактно и содержат сведения лишь об источниках заимствования, о реструктуризации долгов, о структуре валют внешнего долга, а также международные сравнения с объемами внешнего долга, его соотношение с ВВП и т.д. В отчетах невозможно найти данные об эффективности использования средств внешнего долга. Поэтому необходимо улучшить структуру ежегодных отчетов Минфина о внешнем долге, обратить особое внимание на критерии и мотивы его распределения, причины реструктуризации долгов и на эффективность их использования.

15. Интересы повышения эффективности использования средств внешнего долга требуют увеличения удельного веса хозяйственных агентов в структуре внешнего долга страны. Это означало бы, что основная часть заимствованных за рубежом средств будет направлена на развитие реального сектора экономики. В результате ускорится ряд положительных для экономики процессов: обновление основных производственных фондов с учетом внедрения инвестиций, повышение уровня нормативной обеспеченности оборотных производственных фондов, повышение уровня использования производственных мощностей, рост абсолютных объемов доходов первичных производственных единиц, увеличение объемов налоговых поступлений и т.д.

16. К списанию долгов нужно относиться аналитически. В реальных условиях Таджикистана списание долгов в большей степени отвечает интересам коррумпированных лиц в государственном аппарате, поскольку последнее означает прекращение мониторинга за использованием отдельных сегментов внешнего долга. Списание внешних долгов и борьба против коррупции в их использовании должны представлять собой единый процесс. Было бы целесообразно, если бы инициаторы списания долгов из международных финансово-экономических организаций в качестве предварительного условия списания требовали обследования уровня эффективности использования заимствованных из-за рубежа средств, выявляли причины растранжиривания средств внешнего долга и их незаконного присвоения.

17. Необходимо создать в Таджикистане банки развития. Они, как показывает опыт других стран, могут превратиться в эффективный механизм реализации государственной инвестиционной политики. Эти банки особенно необходимы для поддержки и финансирования реализации крупных капиталоемких промышленных и инфраструктурных проектов с продолжительным сроком окупаемости. В условиях Таджикистана такие банки, безусловно, будут способствовать созданию крупных импортозамещающих предприятий и более активному инвестированию реального сектора экономики.

Государственный банк развития (или государственный инвестиционный фонд) в состоянии обеспечить должный контроль над эффективностью использования совокупных инвестиций в экономике страны, предотвратить возникновение, так называемых, провалов рынка в процессах инвестирования.

18. Наряду с кредитными институтами, фондовый рынок способен играть значительную роль в инвестиционных процессах. Этот институт обладает необходимым потенциалом для привлечения корпоративных собственников из других стран и даже стратегических инвесторов в качестве покупателей контрольных пакетов акций крупных создаваемых или приватизируемых предприятий. Без нормального финансирования такого рынка поиск сильных внешних инвесторов может идти достаточно долго и индивидуально каждым предпринимателем, что потребует повышенных затрат. Фондовый рынок может дать сильный толчок инновационному обновлению экономики страны путем внедрения инвестиционных достижений в производство, повышения эффективности факторов производства. Исследование показало, что в Таджикистане фондовый рынок развернет свою деятельность лишь тогда, когда значительными успехами завершится борьба против коррупции и когда будет покончено со спекулятивными сделками с недвижимостью в виде производственных предприятий. Формально созданные много лет назад фондовые биржи не смогли стать основой эффективно действующего фондового рынка из-за отсутствия доверия юридических и физических лиц к ценным бумагам, низкого уровня ликвидности, низкой доходной базы.

19. В Таджикистане нехватка инвестиций объясняется не нехваткой денег, а продолжающимся инвестиционным кризисом. Если бы в стране была создана благоприятная ситуация с мобилизацией денежных ресурсов внешних трудовых мигрантов на развитие реального сектора экономики, то необходимость заимствования денег на внешних рынках полностью отпала бы. Поэтому в Таджикистане очень актуальными представляются создание и государственная поддержка институтов и финансовых инструментов мобилизации денежных сбережений внешних трудовых мигрантов и предпринимателей из неформальной экономики в корпоративные ценные бумаги. Это является реальным средством оживления фондового рынка, а также ослабления зависимости страны от конъюнктуры на мировых сырьевых рынках.

20. Соотношение между сбережениями, которые хранятся в банках и домашних условиях представляется крайне нерациональным. Если учесть, что в 2005-2009 гг. в страну поступило более 6,8 млрд. долл. США, то можно прийти к выводу, что соотношение сбережений населения, которые хранятся в банках и «чулках», составляет 10:1. Отсюда и вывод о необходимости не просто инерционного продолжения работы по привлечению в банки сбережений населения, а повышения эффективности этой работы. Местные органы власти и в особенности органы местного самоуправления в состоянии развернуть среди населения работу по все более полному привлечению домашних сбережений домохозяйств в банки.

21. Имеются широкие возможности для капитализации личных сбережений населения, т.е. трансформации растущей части сбережений в инвестиции. Такая трансформация возможна путем:

а) развертывания строительства индивидуального жилья, особенно, в сельских местностях, где проживает подавляющее большинство внешних трудовых мигрантов и где население остро нуждается в индивидуальном жилье;

б) развития рынка предметов длительного пользования. Это особенно касается таких предметов домашнего быта, как стиральные машины, холодильники и морозильники, а также швейные машины;

в) расширения рынка строительных материалов. Увеличение масштабов как производственного, так и непроизводственного строительства в частном секторе является неизбежным, необходимо подвести под эти требования необходимую рыночную базу;

г) расширения рынка технологического оборудования для населения и для частного сектора. Данное направление для инвестирования является качественно новой ступенью и означает переход от личного инвестирования к частному, однако этот переход имеет те же самые источники доходов;

д) создания рынка передвижной сельскохозяйственной техники, грузовых автомобилей и т.д. Согласно выполненным в последние годы обследованиям, данное направление является наиболее перспективным в инвестировании;

е) совершенствования рынка недвижимости. Этот рынок находится на начальном этапе своего развития и может притянуть к себе значительную часть сбережений населения;

ж) приобретения акций на строительство различных гидроэнергетических объектов. Данное направление инвестирования за счет сбережений населения также признано как перспективное.

22. Исследованиями, выполненными в разных странах, выявлена прямая зависимость между динамикой производительности труда и государственными расходами на развитие инфраструктуры. Другими словами, выявленные в результате исследований тенденции в современной экономике не оставили никаких сомнений в том, что активное государственное участие в развитии производственной инфраструктуры повышает конкурентоспособность национального производства на мировом рынке. Реконструкция дорог, в соответствии с современными стандартами, создание грузовых и пассажирских терминалов, аэропортов, хранилищ, оснащенных на базе новейших инновационных достижений, развитие других элементов логически может привести к снижению совокупных затрат и повышению общественной производительности труда. Наращивание государственных затрат на развитие физической инфраструктуры в регионах, плохо связанных с городскими центрами, может стать стимулом для ускорения трансформации сбережений домохозяйств в инвестиции. Это очень важно для периферийных неурбанизированных районов, которые отличаются высоким уровнем внешней трудовой миграции, и где местные природные ресурсы недостаточно вовлечены в экономический оборот.

23. Исследование выявило значительное воздействие неформальных институтов на развитие экономики. Те из них, которые способствуют широкому распространению таких явлений, как пассивность, безразличие и инерционность, могут быть преодолены благодаря целенаправленной деятельности неформальных лидеров. В азиатских обществах, особенно, в мусульманских, такие институты, как честь, общинная гордость не потеряли своей ценности по сей день.

В Таджикистане вовлечение неформальных лидеров в процесс создания новых рабочих мест и эффективного использования инвестиционных ресурсов является важным средством борьбы с негативными проявлениями действия неформальных институтов.

Основные работы автора по теме диссертации:

I. Монографии, книги и брошюры

1. Приватизация и возможности привлечения иностранных инвестиций. Душанбе: Ирфон, 2005. 71 с.

2. Приватизация и инвестиция. Душанбе. Ирфон. 2008. 180 с.

II. Статьи в периодических изданиях из перечня ВАК

3. Отсутствие фондового рынка – общеэкономическая проблема // Известия АН РТ. Серия общественных наук. 2008. №1. С. 42-49 (в соавторстве).

4. Коммерческие банки в системе валютного регулирования. // Вестник ТНУ. 2008. № 2(47). С. 70-75. (в соавторстве).

5. Неправильная приватизация и коррупция: стоп в инвестиционной активности // Вестник ТНУ. 2009. №5 (53). С. 49-55.