DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 30.11.2010

Материалы

загрузка...

Концепция общепрофессиональной подготовки бакалавра. Теория и методика профессионального образования

Камоза Татьяна Леонтьевна, 30.11.2010

 

– между социальным заказом на подготовку конкурентоспособного, компетентного, профессионально мобильного выпускника, способного успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, активно участвовать в развитии общества, и существующей практикой его (социального заказа) реализации в системе высшего профессионального образования;

– между системой подготовки специалистов высшего профессионального образования и реальным уровнем разработанности и реализации его компонентов;

– между объемом, местом и ролью содержательных блоков (ГСЭ, ЕН, ОПД, СД) относительно друг друга и по соотношению к содержанию ВПО в целом;

– между целью, содержанием, результатом высшего профессионального образования и достижением цели, освоением содержания, показателями результативности его общепрофессионального компонента;

– между общекультурной, общепрофессиональной и специальной подготовкой бакалавра и данными успешной адаптации и самореализации его в профессиональной деятельности.

В соответствии с выделенными противоречиями определена научная проблема, которая заключается в необходимости теоретико-методологического обоснования общепрофессиональной подготовки бакалавра как процесса, особым образом организованной системы, базового компонента высшего профессионального образования, как основания становления бакалавра в качестве субъекта профессиональной деятельности. Квалификация «бакалавр» позволяет выпускнику вуза претендовать на должность, предусмотренную квалификационными требованиями высшего профессионального образования. Вместе с тем степень бакалавра открывает возможность продолжения образования в магистратуре.

Оптимизация высшего профессионального образования – сложный, многомерный процесс. В диссертации обосновано положение о том, что внутренним источником совершенствования высшего профессионального образования первого уровня является разработка его содержательных компонентов и оптимизация их взаимосвязанного влияния на качество подготовки бакалавров. Ведущая идея исследования состоит в признании общепрофессиональной подготовки бакалавра основанием его становления в качестве субъекта профессиональной деятельности. Общепрофессиональная подготовка формирует ядро профессионального образования, является основой профессиональной компетентности, обеспечивая преемственность подготовки по вертикали (бакалавриат - магистратура) и по горизонтали (социально-гуманитарной, естественнонаучной, общей математической и специальной подготовки), расширяет возможности межпредметной интеграции, является предпосылкой успешной адаптации к требованиям рынка труда, предполагающим смену профессиональной деятельности на основе освоения новой совокупности профессиональных знаний и умений, корректировку образовательной траектории бакалавра.

С учетом актуальности, противоречивости, проблемности исследуемого феномена определена тема исследования: «Концепция общепрофессиональной подготовки бакалавра».

Объектом исследования выступает процесс профессиональной подготовки бакалавра.

Предмет исследования – концепция общепрофессиональной подготовки бакалавра, раскрывающая теоретико-методологические и прикладные аспекты оптимизации высшего профессионального образования первого уровня.

Цель исследования – разработать концепцию общепрофессиональной подготовки бакалавров как теоретического основания формирования их профессиональной компетентности и экспериментально проверить ее эффективность.

Гипотеза исследования: профессиональное становление бакалавра основывается на приоритете его общепрофессиональной подготовки, для этого необходима реализация следующих взаимосвязанных условий:

признание общепрофессиональной подготовки как базовой составляющей высшего профессионального образования первого уровня, как особым образом организованной системы, как процесса формирования базовой готовности бакалавра к самостоятельной профессиональной и образовательной деятельности;

определение теоретико-методологических оснований общепрофессиональной подготовки бакалавра;

обеспечение взаимодополнительности общекультурной, общепрофессиональной и специальной подготовки в учебном процессе, моделирующем предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности;

построение общепрофессиональной подготовки на основе а) единства ее предметной и операциональной сторон; б) диалога культур преподавателя, студента и зафиксированной в стандартах образования профессиональной культуры; в) анализа производственных и квазипроизводственных ситуаций;

выделение оснований для определения содержания общепрофессиональной подготовки бакалавров, представленной дисциплинами учебного плана цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД) и в виде метазнания, объединенного в учебный курс "Основы профессиональной деятельности".

Задачи исследования:

Определить методологические подходы к проблеме повышения эффективности и качества высшего профессионального образования первого уровня.

Обосновать теоретические основы общепрофессиональной подготовки бакалавра и построить ее модель.

Разработать рабочее определение понятия "общепрофессиональная подготовка бакалавра" и ввести его в научный оборот педагогики высшей школы.

Разработать технологию общепрофессиональной подготовки бакалавров как основы их профессионального самоопределения и экспериментально проверить ее эффективность.

Разработать курс "Основы профессиональной деятельности" и внедрить его в процесс подготовки бакалавра.

Методологическую основу исследования составляют работы в области философии, методологии педагогики и психологии, связанные с совершенствованием высшего профессионального образования.

Философской основой исследования являются работы В.Г. Афанасьева, Г.С. Батищева, В.С. Библера, Л.Н. Буевой, Г.-Г. Гадамера, Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, Ф.Т. Михайлова, И.П. Смирнова, О. Тоффлера, М. Хайдеггера и др., раскрывающие феномен образования как способ становления человека в культуре.

В качестве методологической базы исследования взяты идеи и положения, разработанные в теории системного подхода (А.П. Аверьянов, П.Ф. Анисимов, В.Г. Афанасьев, В.И. Байденко, Л. фон Берталанфи, А.В. Богданова, В.М. Жураковский, О.Н. Олейникова, Ф.И. Перегудов, В.Н. Сагатовский, Ф.П. Тарасенко, Ю.А.Урманцева, В.М. Филиппова, Н.Г. Ярошенко, Э.Г. Юдин и др.).

Психолого-педагогическую основу исследования составляют работы Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.В. Кра-евского, Н.В.Кузьминой, А.Н. Леонтьева, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, A.M. Новикова, Н.Д. Никандрова, Ю.В. Сенько, М. Н. Скаткина, В.А. Сластенина, В.Н. Смирнова, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова и др.

Решение задач исследования опиралось на теории:

деятельности (А.В. Брушлинский, Г.В. Габай, В.В. Давыдов, B.C. Леднев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.);

гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, В.П. Бездухов, В.И. Загвязинский, В.П. Зинченко, А.А. Орлов, Ю.В. Сенько и др.);

развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, К. Левин, А.Н. Леонтьев, В.А. Маслоу, Г. Оппорт, К. Роджерс и др.);

моделирования педагогического процесса (С.И. Архангельский, А.У. Варданян, В.И. Михеев, А.А. Вербицкий, A.M. Coxop, А.И. Уемов, В.А. Штофф, У.Р. Эшби и др.);

управления педагогическими системами (В.Г. Афанасьев, В.П. Клочков, Ю.А. Конаржевский, Э. Мэйо, B.C. Третьяков, Р.Х. Шакуров, А.Файоль и др.);

синергетики (В.И. Аршинов, А. Баблоянц, Б. Бессонов, B.C. Егоров, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, Н.Н. Моисеев, Г. Николис, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен и др.).

Поскольку в педагогической литературе отсутствует устоявшаяся трактовка базовых терминов, связанных с общепрофессиональной подготовкой бакалавров, мы даем следующие определения в качестве базовых:

1. Общепрофессиональная подготовка бакалавра - многомерный феномен: особым образом организованная система, содержательный компонент высшего профессионального образования, процесс формирования базовой готовности бакалавра к самостоятельной профессиональной деятельности, личностное качество будущего выпускника, основа его профессиональной компетентности.

2. Профессиональная компетентность бакалавра инженерного профиля - интегральная характеристика выпускника, отражающая уровень развития его готовности к проектированию и реализации профессионального замысла, отвечающего собственным и производственным потребностям.

3. Готовность – свойство человека, проявляющееся как потребность в осуществлении определенного вида деятельности.

4. Общепрофессиональная (базовая) готовность бакалавра – потребность в успешном освоении профессиональных знаний при высоком уровне сформированности общепрофессиональной компетентности (знаниевый компонент) профессиональной направленности, профессионального мышления и профессиональной мобильности на рынке труда.

5. Общепрофессиональная компетентность (знаниевый компонент) – сформированность знаний основ профессиональной деятельности, знаний содержания предметов общепрофессионального цикла дисциплин определенного направления подготовки бакалавров.