DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 30.08.2011

Материалы

загрузка...

Исторический опыт социально-культурной модернизации национальных районов Восточной Сибири в 1920-1930-е гг. (на материалах Республики Бурятия)

Номогоева Виктория Владимировна, 30.08.2011

 

НОМОГОЕВА Виктория Владимировна

Исторический опыт социально-культурной модернизации

национальных районов Восточной Сибири в 1920-1930-е гг.

(на материалах Республики Бурятия)

Специальность 07.00.02 – отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Улан-Удэ

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

Научный консультант: член-корреспондент РАН,

доктор исторических наук, профессор

Базаров Борис Ванданович

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Жабаева Лариса Будаевна

доктор исторических наук, профессор

Тугужекова Валентина Николаевна

доктор исторических наук, профессор

Цыкунов Григорий Александрович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет»

Защита состоится 21 октября 2011 г. в 10.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 003.027.01 при Учреждении Российской академии наук Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

Автореферат разослан 19 сентября 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Жамсуева Д.С.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Глобальные процессы рубежа ХХ-ХХI вв. в социокультурном пространстве, рефлексивный характер социальных институтов современного общества выдвигают на первый план понимание значения культуры как важнейшего стратегического ресурса развития и требуют ее комплексной и всесторонней модернизации. В связи с этим исследование проблемы модернизационных процессов в социально-культурной сфере представляется весьма актуальным.

На современном этапе перестройки всей системы социально-культурных отношений в нашей стране необходимо не только критически проанализировать модернизационные процессы, имевшие место в истории, но и использовать их позитивный опыт. Социально-культурные преобразования 1920-1930-х гг. в советском государстве, вызвавшие радикальные процессы глубокого изменения базовых основ общества, вне всякого сомнения, важная страница в истории цивилизации. Этот сложный процесс социально-политических, духовно-нравственных и культурных перемен требует научного, конструктивного и системного осмысления. В результате советской модернизации были сломаны старые устои и представления, появились новые социально-культурные институты, менялась инфраструктура, шла адаптация к изменяющимся возможностям современного общества. Этот богатейший опыт нельзя забывать, его необходимо использовать на благо России и ее регионов.

Общественный интерес к указанной проблеме объясняется убежденностью части исследователей в том, что именно в этот период были совершены значимые перемены в области образования, культуры, здравоохранения и искусства. Наряду с этим существуют и другие точки зрения, отрицающие значимость наследия советского периода в области культуры. Поэтому большую значимость приобретает объективное освещение социально-культурных преобразований в первые годы советской власти, которое будет способствовать установлению консенсуса в общественных точках зрения.

Актуальность темы исследования также обусловлена тем, что в рамках советского периода отечественной истории был накоплен уникальный опыт социально-культурной модернизации народов, относившихся к так называемым «инородцам». Исключительный интерес в этом смысле представляют национальные районы Восточной Сибири и особенно Бурятия, где в переломные годы первых советских преобразований имели место беспрецедентные процессы социального, политического, экономического и историко-культурного характера, которые, безусловно, носили позитивный характер. Именно здесь на базе существовавших богатых традиций этнокультурного наследия и распространения русской культуры среди населения имел место проект модернизации общественного бытия. Таким образом, обобщение исторического опыта социально-культурной модернизации в Бурятии в советский период служит наглядным примером того, как осуществлялся этот процесс в одном из национальных районов Восточной Сибири.

Кроме того, изучение проблем культурных преобразований определяется не только потребностями их критического переосмысления и выработки новых подходов к ее изучению, но и усиливается в настоящее время необходимостью выявления позитивных и негативных сторон исторического опыта, что позволит вырабатывать правильную стратегию и тактику на будущее.

Анализ состояния научной разработки темы исследования, проведенный в первой главе диссертации, показал, что поставленная в данной работе конкретная проблема изучения исторического опыта социально-культурной модернизации в Бурятии не стала предметом комплексного анализа в рамках выбранного хронологического периода. Следовательно, актуальность данного исследования определяется и потребностями самой исторической науки, так как до настоящего времени эта тема была разработана недостаточно. Этими позициями и обусловлена актуальность и необходимость комплексного изучения заявленной проблемы.

Историография и источниковая база диссертации рассматриваются в первой главе диссертации.

Объектом исследования является процесс социально-культурной модернизации национальных районов Восточной Сибири в 1920-1930-е гг.

Предметом исследования стали конкретно-исторические реалии процесса социально-культурной модернизации в 1920-1930-е гг. на материалах Республики Бурятия.

Цель и задачи исследования

В диссертации поставлена цель – обобщить исторический опыт социально-культурной модернизации в Бурятии в 1920-1930-е гг. как целостном самобытном национальном районе Восточной Сибири. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть степень изученности и состояние источниковой базы по проблеме исследования;

2) проанализировать процесс формирования и развития системы образования и науки в Бурятии, показать сущность их модернизационной идеологии;

3) изучить комплекс специальных государственных мероприятий в области национальной программы культурного просвещения, направленной на ликвидацию неграмотности, языковое строительство и создание сети художественно-просветительных учреждений, определить соотношение советского и национального в культурном развитии Бурятии;