DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 30.08.2011

Материалы

загрузка...

Управление обеспечением конкурентоспособности предпринимательских структур в строительстве

Гусева Мария Николаевна, 30.08.2011

 

- разработка и реализация проектов

Третий этап диагностика организации после реализации проекта мероприятий - причины изменения состояния,

- перспективы развития,

- корректировка стратегии и тактики т.д.

3. Сформированы методические подходы к диагностике потенциала конкурентоспособности предпринимательской структуры на основе показателей ее потенциалов на этапах жизненного цикла. Указанные показатели формируются по результатам мониторинга хозяйственной деятельности строительной организации в рамках граничных значений финансовой, структурной и динамической конкурентоспособности организации.

В задачу системы диагностики организации входит не только распознавание надвигающейся потери конкурентоспособности, но и процедура мониторинга потенциала конкурентоспособности - непрерывного процесса фиксации результатов деятельности и сравнение их с запланированными показателями. Она требует более глубокого и детального анализа факторов конкурентоспособности (элементов структуры потенциалов организации), прогнозирования изменения состояния внешней и внутренней среды, составления сценариев развития конкурентоспособности (экономики организации), выявления и использования внутренних резервов.

В связи с этим, одним из основных инструментов приращения лидерских позиций на рынке становится эффективный алгоритм мониторинга потенциала конкурентоспособности с выделением методических основ, необходимых для разработки и дальнейшей реализации проектов по оптимальному использованию потенциалов организации, направленных на максимизацию результатов деятельности и улучшение конкурентного статуса. Предложенная автором схема мониторинга конкурентоспособности включает в себя пять этапов (рис. 3):

Решение проблемы разработки и внедрения алгоритма эффективного мониторинга, на наш взгляд, сводится к решению следующих задач (Рис.5):

определение массива данных, обуславливающих эффективное использование потенциалов организации;

разработка системы сбора и обработки первичной и вторичной информации;

определение периодичности сбора данных для информационных категорий различных потенциалов;

разработка конечного количества показателей, факторов и индикаторов;

интерпретация результатов мониторинга;

придание результатам мониторинга прикладного характера для разработки проектов.

Мониторинг потенциала конкурентоспособности можно рассматривать с двух точек зрения: как постоянное наблюдение за процессом изменения потенциала конкурентоспособности с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; и как наблюдение, оценку и прогноз состояния конкурентной среды в связи с деятельностью организации на рынке.

Наиболее полное определение мониторинга потенциала конкурентоспособности включает, контроль, систематическое наблюдение, слежение за изменением, механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями потенциалов организации и их изменением с оценкой размеров и причин отклонений, а также управление ими путем принятия своевременных мер (разработке проектов) по информированию руководства о возможности наступления неблагоприятных, критических или недопустимых изменений конкурентоспособности.

Однако, для целей исследования, мониторинг определяем как непрерывное получение и документирование (занесение в электронную базу данных) достоверной, всесторонней, объективной и актуальной информации, то есть накопление фактов, характеризующих исследуемый объект; оценку и системный, систематический анализ этой информации; выявление отклонений от заданных показателей развития объекта и их причин; разработку проектов по их устранению или по пересмотру заданных показателей, а также прогнозирование конкурентоспособности.

Следовательно, мониторинг является универсальным инструментом управления процессами изменения потенциала конкурентоспособности с учетом изменений, протекающих в экономике, экологии, обществе, политике, и участниками экономических отношений, возникающих между всеми субъектами экономических отношений.

Конечной целью мониторинга потенциала конкурентоспособности является управление проектами изменений, возникающих в связи с отклонениями от намеченной стратегической цели организации, на каждом этапе ее жизненного цикла.

Объектом мониторинга потенциала конкурентоспособности становится процесс, состояние изменчивости, подвижности, динамичности, которые требуют управляемости со стороны субъекта мониторинга.

В качестве субъекта мониторинга выступает руководство организации или команда проекта, в зависимости от уровня и объекта мониторинга.

В настоящей диссертационной работе под объектами мониторинга понимается потенциал конкурентоспособности организации, включающий в себя потенциалы: управленческий, маркетинговый, производственный, финансовый, инновационный,, а под субъектами – система управления организацией (управленческая команда организации, возглавляемая генеральным директором).

В данном конкретном случае объект мониторинга можно представить в виде системы взаимосвязанных факторов и инструментария, за счет которого и достигается определенный конкурентный статус хозяйствующего субъекта.

4. На основе разработанных экономико-математических моделей управления развитием конкурентоспособности предпринимательских структур, имеющих прогностическую направленность, разработан алгоритм внедрения проектного управления в строительной организации.

С позиций создания организационно-экономического механизма проектного управления конкурентоспособностью организации (как и любой экономической системы), основанного на мониторинге соответствующих показателей, методы оценки целесообразно рассматривать и отбирать по критерию возможности использования формализованных процедур. В связи с этим, методы оценки конкурентоспособности на основе теорий сравнительных преимуществ, равновесия и факторов производства и др., хотя и могут использоваться в отношении организаций и отраслей экономики, все же имеют существенные ограничения в своем применении, в равной степени это относится и к рассмотрению большинства качественных методов оценки конкурентоспособности, основанных на построении матриц. В диссертации рассматриваются различные методы оценки конкурентоспособности, классификация которых приведена в таблице 4.

Таблица 4

Классификация методов оценки конкурентоспособности организаций

Метод оценки Характеристика

Дифференциальный Основан на использовании единичных показателей

Комплексный Основан на определении единого обобщенного показателя

Смешанный Основан на использовании обобщенного и единичных показателей

Аналитический Основан на использовании аналитических зависимостей для определения оценочных показателей

Параметрический Основан на количественном и качественном описании оцениваемых свойств конкурентоспособности с использованием параметров и установлении взаимосвязей между оцениваемыми и сравниваемыми параметрами

Экспертный Основан на учете мнений и суждений экспертов. Социологические и рейтинговые методы являются разновидностями данного метода

Статистический Основан на сборе и обработке статистической информации для получения значений оценочных показателей

Комбинированный Основан на использовании сочетания различных методов (аналитического, параметрического, экспертного и др.)

Матричный Оценка основана на использовании матриц SWOT- анализа, Бостонской Консалтинговой Группы, Мак-Кинзи-7S и др.)

Графический Основан на использовании графиков, как правило, многоугольных (шестиугольника, восьмиугольника, радара, и т.п.)

Тождественный Основан на способах определения уровня качества и/или конкурентоспособности товара и отождествлении результатов оценки с конкурентоспособностью организации

Теории эффективности Основан на использовании комплексных показателей эффективности (производственные, финансовые, сбытовые) организаций - конкурентов