DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 28.09.2012

Материалы

загрузка...

Оптимизация экспортно-распределительных логистических систем поставки продукции трубной промышленности

Марковский Владимир Андреевич, 28.09.2012

 

Объектом диссертационного исследования являются экспортно-распределительные логистические системы предприятий трубной промышленности.

Предметом диссертационного исследования является оптимизация материальных потоковых процессов в экспортно-распределительных логистических системах поставки продукции трубной промышленности.

Теоретической и методологической основой исследования послужили положения фундаментальных и прикладных исследований российских и зарубежных ученых в области теории логистики и управления цепями поставок, управления логистическими системами и управления сбытом. В качестве методов сбора и анализа информации в диссертационной работе применены методы экономического анализа, в том числе факторного, статистического, системно-структурного и сравнительного анализа, принципы системного, комплексного и логистического подходов, методы и модели теории логистики.

Информационную базу исследования составили статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Челябинской области, нормативная документация в сфере внешнеэкономической деятельности, результаты интервьюирования руководителей сбытовых и логистических подразделений предприятий трубной промышленности, а также публикации открытой периодической печати, материалы из средств научно-технической и экономической информации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Выполнено научное обоснование структурно-функциональной специфики экспортно-распределительной логистической системы как интегрированной системы управления экспортными материальными потоками, осуществляющей комплекс операций поставки внешнеторгового характера, включая транспортировку и таможенное оформление грузов, посредством реализации транспортно-логистических схем.

Предложен инвариантный подход к обеспечению эффективного функционирования экспортно-распределительной логистической системы на основе согласования критериев минимизации транспортно-логистических затрат и времени доставки грузов заказчику в логистической цепи при пересечении таможенных границ стран дислокации производителя и покупателя, адаптированный к условиям ценовой конкуренции на рынке продукции трубной промышленности.

Адаптированы к решению логистических задач приемы выполнения GAP-анализа для установления разрывов – несоответствий реальных возможностей желаемому уровню обслуживания в логистической системе экспортного распределения трубной продукции в разрезе формализуемых показателей: полнота выполнения заказов, обеспечение заданных сроков поставки в целом и в рамках отдельных логистических операций, стабильность сроков выполнения логистических операций, а также затраты на выполнение отдельных логистических операций и суммарные затраты системы в целом.

Разработана методика обнаружения системных ограничений и установления причинно-следственной зависимости явлений, обусловленных действиями производителя, логистических посредников и таможенных органов, с использованием категорий «нейтральное явление», «нежелательное явление», «истинная причина», «ключевая проблема» в экспортно-распределительных логистических системах.

Разработан алгоритм оптимизации экспортно-распределительной логистической системы, предусматривающий моделирование транспортно-логистических схем доставки продукции трубной промышленности с учетом цикла исполнения заказа при использовании средств железнодорожного, автомобильного, морского транспорта и терминальной инфраструктуры.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии и углублении научно-методических подходов к решению проблемы обеспечения эффективного функционирования экспортно-распределительной логистической системы поставки продукции трубной промышленности на основе минимизации затрат и времени для повышения конкурентоспособности продукции.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по оптимизации экспортно-распределительной логистической системы могут быть использованы отечественными предприятиями трубной промышленности, транспортно-логистическими посредниками и таможенными органами. Результаты диссертационного исследования могут быть применены в учебном процессе вузов (ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (национальный исследовательский университет), ОУП ВПО «Уральский социально-экономический институт» (филиал) Академии труда и социальных отношений) при подготовке бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов по образовательным программам «Экономика», «Торговое дело», «Менеджмент».

Апробация работы. Научные положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались в форме научных докладов и сообщений и получили одобрение на международных (Челябинск, ноябрь, 2009 г.; Челябинск, апрель, 2011 г.), всероссийских (Санкт-Петербург, февраль 2011 г., Ростов-на-Дону, октябрь, 2009 г.; Челябинск, декабрь, 2009 г.) и региональных (Челябинск, апрель, 2009 г.; Челябинск, апрель, 2010 г.; Челябинск, апрель, 2011 г.) научно-практических конференциях.

Научно-практические результаты диссертации использованы Министерством экономического развития Челябинской области и предприятием ОАО Челябинский трубопрокатный завод, что подтверждено справками о внедрении. Результаты диссертации применяются в курсах «Международная логистика», «Сбытовая деятельность предприятий на мировом рынке», и «Управление внешнеэкономической деятельностью в логистических системах» при подготовке экономистов, аспирантов и соискателей ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ» (НИУ).

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 12 научных работах общим объемом 3,93 п.л. (личный вклад автора – 3,68 п.л.), в том числе в 3 авторских статьях в рецензируемых экономических журналах, рекомендованных ВАК.

Структура диссертации. Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность проблемы, поставлена цель и сформулированы основные задачи диссертационного исследования, определены предмет и объект исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе проведен сопоставительный анализ состояния и тенденций развития отечественного и мирового рынка продукции трубной промышленности, исследованы теоретические основы построения распределительных логистических систем и существующие подходы к снижению затрат в этих системах, а также выявлены специфические особенности логистики внешнеторговых операций.

Во второй главе смоделированы транспортно-логистические схемы доставки продукции трубной промышленности, выявлен и обоснован критерий оптимизации транспортно-логистических издержек и выбора маршрута доставки, на основе методов GAP-анализа разработаны показатели оценки текущего состояния экспортно-распределительной системы, включающей в себя производителей, покупателей, транспортно-логистических посредников и таможенные органы, и на основе этого разработаны показатели оценки эффективности экспортно-распределительных логистических систем.

В третьей главе на основе системного подхода и теории ограничений систем разработана методика обнаружения системных ограничений в экспортно-распределительных логистических системах, а также предложен авторский алгоритм оптимизации экспортно-распределительных логистических систем поставки продукции трубной промышленности и проведена его апробация.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации по использованию результатов исследования.

II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

В настоящее время для отечественных предприятий трубной промышленности, являющихся важнейшей частью металлургической промышленности России, все большее значение приобретает продвижение своей продукции на зарубежные рынки. Вместе с тем, поставки в рамках экспортно-распределительной логистической системы зарубежным потребителям существенно отличаются от поставок трубной продукции в пределах одной страны и требуют тщательного изучения. Это связано, прежде всего, с особенностями пересечения таможенных границ и спецификой транспортных логистических операций.

Как следствие, в процессе движения от производителя продукции трубной промышленности к потребителю материальный поток приобретает специфические особенности. Поэтому для разработки методики оптимизации управления материальным потоком в диссертационном исследовании введено понятие «экспортный материальный поток». Исходя из критерия пересечения таможенной границы, являющегося определяющим для внешнеторговой деятельности, экспортный материальный поток определен автором как различные материальные объекты, находящиеся в процессе движения и приложения к ним логистических операций, в том числе таможенных процедур, и пересекающие в процессе своего движения не менее двух таможенных границ.

В качестве экспортно-распределительной логистической системы в диссертационном исследовании рассматривается интегрированная система управления экспортными материальными потоками, осуществляющая комплекс операций поставки внешнеторгового характера, элементами которой являются производители, покупатели, транспортно-логистические посредники и таможенные органы.

В диссертационном исследовании обоснована целесообразность введения дополнительного классификационного признака логистических операций в зависимости от вовлечения в процессы внешнеэкономической деятельности. Автором выделены внутренние и экспортно-импортные операции. В свою очередь, экспортно-импортные логистические операции целесообразно разделить на специфические и неспецифические для внешней торговли.

Специфические для внешней торговли логистические операции характерны только для преобразования экспортно-импортного материального потока и не используются в процессах, связанных с поставкой продукции внутри страны. Поскольку ключевым признаком, характеризующим внешнеторговую деятельность, является критерий пересечения таможенной границы, к специфическим для внешней торговли логистическим операциям отнесены: таможенный осмотр, таможенный досмотр, послетаможенное сопровождение и таможенное хранение. В рамках диссертационного исследования данные операции рассматриваются в качестве логистических, поскольку их выполнение связано с изменением параметров материального потока.

Неспецифические для внешней торговли логистические операции используются как для внешних, так и для внутренних поставок, и по факту их применения невозможно сделать вывод о том, что материальный поток является или не является экспортно-импортным. Вместе с тем, приложение этих операций к экспортному материальному потоку может иметь свою специфику, в связи с чем выделена группа операций, содержание которых меняется в рамках экспортной поставки: транспортировка, упаковка, погрузка, разгрузка, складирование.

В другую группу неспецифических для внешней торговли операций в рамках исследования отнесены операции, содержание которых не зависит от вида поставки: внутреннее перемещение сырья, управление запасами, комплектация. Эти операции направлены на преобразование именно экспортного материального потока и, таким образом, могут быть отнесены к экспортно-импортным логистическим операциям вне зависимости от того, что их осуществление одинаково для всех типов потоков и не зависит от страны нахождения покупателей готовой продукции.

В диссертационном исследовании установлено, что наиболее важным фактором, в значительной мере определяющим спрос на трубную продукцию на зарубежных рынках, является ее конечная цена. При этом общеизвестно, что уменьшение отпускной цены путем снижения доли прибыли может привести к возникновению дефицита средств для развития предприятия, последующему падению конкурентоспособности продукции и, в перспективе, к стагнации предприятия трубной промышленности.

В качестве решения данной проблемы в диссертации предложен инвариантный подход к снижению доли транспортно-логистической составляющей в цене трубной продукции и минимизации времени доставки, который позволяет поддерживать цену продукции на конкурентоспособном уровне без потерь прибыли и привлечения дополнительных инвестиций, что, в конечном итоге, приводит к эффективному функционированию экспортно-распределительной логистической системы.

?????????2

?????????t

???????????????????????

*, в том числе в первую очередь транспортно-логистических схем доставки товара на основе согласования критериев транспортно-логистических затрат и времени доставки грузов заказчику.

Проведенное в рамках диссертационного исследования интервьюирование руководителей логистических подразделений предприятий трубной промышленности позволило выявить следующие основные факторы, влияющие на время и стоимость доставки продукции покупателям:

ограниченные возможности использования автомобильного транспорта для целей транспортировки в связи с его относительно невысокой (по сравнению с железнодорожным транспортом) грузоподъемностью, а также более высокими рисками потерь.

повсеместное использование собственных железнодорожных подъездных путей для доставки трубной продукции до железнодорожной станции, что снижает конечную стоимость транспортировки;

экономическая нецелесообразность использования авиатранспортировки трубной продукции, что существенно увеличивает время доставки;