DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 28.09.2012

Материалы

загрузка...

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ПОЛИТИКИ В ONLINE-ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рябченко Наталья Анатольевна, 28.09.2012

 

Кейс «Мобилизация online-социальных сетей в публичной политике: египетский «blackout»» является примером реализации «асимметричной модели публичной политики, основанной на государственном абсентеизме». В данной модели online-пространство является доминирующим каналом для институционализации акторов публичной политики в условиях монополии государства на традиционную публичную сферу и отчуждении государства в вопросах своего политического позиционирования в online-пространстве и оказании влияния на его развитие. В данных условиях барьеры в системе политического представительства обуславливают накопление потенциала для протестных и революционных политических практик.

«Симметричная модель конструктивного взаимодействия государства и гражданского общества» рассмотрена на примере кейса «Краудсорсинг как сетевое взаимодействие гражданского общества и власти: конституционный проект Исландии». В данном случае эффективность акторов и механизмов публичной политики в традиционном политическом пространстве обеспечивает эмерджментное развитие конструктивных практик взаимодействия государства и гражданского общества в online-пространстве.

«Асимметричная модель публичной политики, основанная на государственной монополии» анализируется в кейсе «Публичная политика в online-пространстве: государственная монополия по-китайски». Данная модель характеризуется жестким регулированием государством традиционной сферы публичной политики. Развитие online-пространства является монополией государство и направлено на воспроизводство и консервацию существующего политического порядка. В этой связи эффективность и конструктивность публичных политических практик, как в offline-, так и в online-пространствах становится весьма призрачной.

Таким образом, традиционные формы публичной политики и публичной сферы в условиях развития online-пространства современного общества приобретают новое содержание. Коммуникативная среда публичной сферы выходит за границы offline-пространства под воздействием информационно-коммуникационных технологий и изменяет формат взаимодействия государства и гражданского общества.

Вторая глава «Формирование и развитие публичной политики в online-пространстве современной России» посвящена исследованию генезиса публичной политики в online-пространстве России; выявлению и анализу акторов, механизмов и технологий российской публичной политики в online-пространстве; формулированию тенденций и перспектив развития публичной политики в online-пространстве России.

В первом параграфе второй главы «Генезис национальной модели публичной политики в online-пространстве России» рассматривается процесс формирования национальной модели публичной политики в online-пространстве России.

Формирование национальной модели публичной политики в online-пространстве России дифференцировано на 5 этапов.

I этап - «хаотичное проникновение политических акторов в публичную политику в online-пространстве (1994–1998 гг.)» характеризуется появлением различной политической информации в виде сайтов общественно-политических структур и политических лидеров, принятием федеральных и региональных законодательных актов, в различной степени пытавшихся стимулировать развитие Рунета как национального сегмента online-пространства государства. Активизация освоения нового политического пространства – Рунета лидерами политических партий была связана с потребностью в получении новых каналов коммуникации в ходе избирательных кампаний.

II этап - «активное создание государственно-политических порталов и открытие сетевых изданий о политике (1998–2007 гг.)». В данный период целью создания государственно-политических порталов было получение политического PR в международном масштабе, именно поэтому президент РФ Б.Н.Ельцин проводит первые пресс-конференции с использованием Интернет.

III этап - «публичная политика и освоение технологий online-социальных сетей (2007–2009 гг.)» связан с созданием нового Интернет-портала президента РФ, адаптированного для использования в online-социальных сетях с целью расширения аудитории потенциальных сторонников президента, что послужило толчком к созданию и развитию сайтов региональных лидеров и чиновников. На данном этапе формируются платформы для реализации публичной политики в online-пространстве России.

На IV этапе - «развитие гражданской активности в публичной политике в online-пространстве (2009 – сентябрь 2011 гг.)» происходит институционализация акторов публичной политики в online-пространстве, что позволяет последней развиваться снизу и горизонтально, спонтанно и при активном участии гражданского общества.

V этап – «государственное регулирование развития публичной политики в online-пространстве» (ноябрь 2011 – настоящее время) обусловлен развитием публичных практик в online-пространстве в условиях избирательного цикла 2011–2012 гг. Здесь впервые в условиях российских реалий происходит активное проникновение власти в online-пространство как ответной реакции на высокую протестную активность населения, сформировавшуюся именно в национальном сегменте online-пространства. На данном этапе также наблюдается приоритет государственного регулирования развития публичной политики в online-пространстве.

Во втором параграфе второй главы «Акторы, механизмы и технологии российской публичной политики в online-пространстве» на основе ключевых характеристик публичной политики (уровня открытости, наличия обратной связи, соответствия социальным ожиданиям и уровня консолидации отдельных политических деятелей, государственных структур и общественных организаций в online-пространстве) выделены традиционные и новые акторы публичной политики в сегменте online-пространства современной России.

Акторы публичной политики в online-пространстве России обладают разной степенью самостоятельности поведения в политическом поле, а также отличаются «политическим весом». Традиционные акторы – государство, политические партии, политические лидеры существуют в online- и offline-пространствах и формируют единое информационно-дискуссионное поле, дискурсивность которого является основным инструментом влияния на публичную политику в online-и offline-пространстве. Государство, которое было представлено системой электронных ресурсов органов власти, несмотря на огромный потенциал, выступало достаточно слабым актором публичной политики в online-пространстве. Однако в течение текущего 2012 г. происходит изменение роли государства, оно становится доминантным участником регулирования направлений развития публичной политики в online-пространстве. Политические практики традиционных политических партий основаны на функционировании сайтов, используемых в российском сегменте online-пространства преимущественно для работы с электоратом в период предвыборных кампаний.

Новые акторы – политические блогеры, online-сетевые сообщества, общественные организации 2.0, online-СМИ формируются и функционируют исключительно в online-пространстве. Online-СМИ ориентированы на артикуляцию существующих в обществе интересов и, в силу своих внутренних свойств, не всегда самостоятельны в представлении информации и формировании политического дискурса.

Концепт «политического конденсата» объясняет образование и развитие таких акторов публичной политики в online-пространстве как «общественные организации 2.0». Они представляют собой неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе реализации совместных интересов и целей; основной формой объединения которых является модель социальной сети, поле ее деятельности – online-пространство.

Основными механизмами взаимодействия традиционных и новых акторов публичной политики в online-пространстве современной России являются кросс-платформенные образования (краудсорсинг), электронное правительство, электронная демократия, политический конденсат, базирующиеся на технологиях online-социальные сетей и блог-платформ.

В третьем параграфе второй главы «Тенденции и перспективы развития публичной политики в online-пространстве России» исследуются позитивные и негативные итоги развития публичной политики в online-пространстве России и описываются перспективы развития исследуемого предмета.

Анализ развития публичной политики в online-пространстве в период избирательного цикла 2011–2012 гг. выявил ряд проблем развития, показывающих, что нынешнее состояние публичной политики в целом носит реактивный характер, т.е. обусловлено внешними обстоятельствами и внешней стимуляцией. Одними из таких проблем стали: недостаточное развитие online-платформ для организации конструктивного взаимодействия акторов публичной политики; избирательная вовлеченность акторов в процесс реализации публичной политики в online-пространстве; отсутствие системы online-академических сообществ, акцентирующих область своего научного знания на публичной политике, гражданском обществе и правах человека; публичные online-площадки, созданные только по принципу «насаждение сверху», не могут отражать потребности и возможности населения в общественном участии.

В ходе диссертационного исследования выявлена тенденция зависимости между уровнем развития online-представительств органов местного самоуправления и состоянием муниципальной публичной политики – эта зависимость возникает вследствие того, что контент online-представительства местных органов власти носит уведомительный характер и не способствует организации конструктивного диалога между властью и местным сообществом.

Наблюдается тенденция усиления роли традиционных акторов, таких как государство, в институциональном и содержательном аспектах развития публичной политики в online-пространстве (в особенности на федеральном уровне). Примерами данного процесса являются реализация таких государственных публичных проектов в online-пространстве как «Открытое правительство», «Веб-выборы 2012» и «Формирование консультативных органов посредством online-ресурсов». Данная тенденция демонстрирует новые векторы развития как публичной политики, так и государственной системы в целом.

Появление новых акторов публичной политики (политические блогеры, online-сетевые сообщества, общественные организации 2.0) в online-пространстве связано с формированием новых способов анализа и оценки деятельности органов государственной власти и управления различного уровня, а также механизмов взаимодействия органов власти и гражданского общества в формировании и реализации публичных решений.

Таким образом, российская модель публичной политики в online-пространстве отличается от трех типичных зарубежных моделей: «асимметричной модели публичной политики, основанной на государственном абсентеизме» (Египет), «симметричной модели конструктивного взаимодействия государства и гражданского общества» (Исландия), «асимметричной модели публичной политики, основанной на государственной монополии» (Китай) – и представляет собой «симметрично-централизованную в точке государственного участия модель публичной политики».

В заключении излагаются теоретические обобщения, подводятся итоги диссертационного исследования и даются практические рекомендации. Формулируется основной вывод о том, что переход от реактивных форм развития публичной политики в online-пространстве современной России к проактивным формам будет способствовать созданию эффективной системы взаимодействия между властью и обществом, способствующей развитию публичной политики в online-пространстве современной России. Проактивные формы, в отличие от реактивных, являющихся по сути ответом публичной политики на внешние обстоятельства социального пространства, позволяют акторам обретать устойчивые субъектно-деятельностные позиции и обуславливать поведение в публичной политике в online-пространстве собственными решениями, в том числе нести политическую ответственность за свои партиципации как результат сознательного выбора, основанного на признаваемых демократических ценностях и свободах.

Для развития публичной политики в online-пространстве и интенсификации перехода к ее проактивным формам можно предложить следующие практические рекомендации.

1. Создать постоянные online-площадки на основе принципов «открытого государства» при различных политико-административных структурах для предоставления возможности поиска альтернативных решений возникающих проблем в поле российской публичной политики.

2. Развить систему открытых государственных данных на основе международного проекта «Open Government Data» с возможностями их свободного использования акторами публичной политики в политическом процессе.

3. Дальнейшее развитие публичной политики в online-пространстве должно базироваться на экосистемной методологии, предполагающей дополнение/интеграцию существующих и создание новых публичных проектов.

4. Усилить и легитимизировать каналы коммуникации между традиционными и новыми акторами публичной политики в online-пространстве современной России, которые позволят избежать состояния «информационного вакуума», обуславливающих протестные практики политического участия граждан.

Основные положения диссертации отражены

в следующих публикациях соискателя:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией при

Министерстве образования и науки РФ

Рябченко Н.А. Гнедаш А.А. Гендерная политика online: субъекты, механизмы и проблемы функционирования // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС: научный журнал. СПб. 2011. Т.7. №1. С. 163–183. (1,0 п.л. нераздельное соавторство)

Рябченко Н.А. Online социальные сети в публичной политике: «семь мостов» Египта // Человек. Сообщество. Управление: научно-информационный журнал. Краснодар. 2011. № 4. С. 92–99. (0,8 п.л.)

Рябченко Н.А. Перспективы развития публичной политики в online-пространстве современной России // Известия Саратовского университета. Сер. Социология. Политология. Саратов. 2012. Т.12. Вып. 3. С. 116–121. (0,8 п.л.)

Публикации в иных изданиях

Рябченко Н.А., Кимберг А.Н. Научная коммуникация и неэффективные информационные технологии // Современное состояние и приоритеты развития фундаментальных наук в регионах: Труды IV Всероссийской науч. конф. молодых ученых и студентов. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2007. Т. 2. С. 131–132. (0,2 п.л. нераздельное соавторство)

Рябченко Н.А. Информационное противостояние: стоит ли бороться с информационными сайтами // Новый политический цикл: повестка дня для России. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Москва, 5–6 декабря 2008 г. М.: РАПН, 2008. С. 232–234. (0,3 п.л.)

Рябченко Н.А. Онлайн политика в России: особенности существования и функционирования в условиях развития информационных технологий // V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, акторы». Тезисы докладов. Москва, 20–22 ноября 2009 г. М.: РАПН, 2009. С. 363–364. (0,4 п.л.)