DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 28.09.2012

Материалы

загрузка...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Усманов Наиль Бахитжанович, 28.09.2012

 

Усманов Наиль Бахитжанович

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург - 2012

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Давыдова Любовь Евгеньевна

Официальные оппоненты: Грешных Антонина Адольфовна,

начальник факультета подготовки и

переподготовки научных и научно-

педагогических кадров

Санкт-Петербургского университета

ГПС МЧС России,

доктор педагогических наук, профессор;

Михайлов Валерий Анатольевич,

доцент кафедры педагогики

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, кандидат педагогических наук, доцент

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Защита состоится 20 ноября 2012 года в 14 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д.149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Автореферат разослан « » _____________ 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Иванова С.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В настоящее время развитие народного хозяйства Российской Федерации требует нового уровня профессиональной компетентности сотрудников Государственного пожарного надзора (ГПН), которое обусловлено изменениями в нормативных документах, применением на охраняемых предприятиях современных технологических процессов, материалов, планировочных решений. Перед комплектующими подразделениями ГПН и пожарно-техническими вузами сегодня стоит задача организации эффективного дополнительного обучения (ДО) сотрудников ГПН, которое позволит им адаптироваться к изменяющимся экономическим и социальным условиям в кратчайший срок и с минимальной затратой усилий, что предполагает использование дистанционной формы ДО.

. Однако при организации ДО необходимо учитывать существенную дисперсность в текущем уровне развития профессиональных компетенций у сотрудников, обусловленную различиями в базовом образовании, опыте практической работы, возрасте и др., что требует формирование и использование индивидуальных маршрутов ДО.

Анализ психолого-педагогических исследований по проблемам организации ДО сотрудников силовых структур позволил увидеть необходимость изменения в технологии ДО действующих сотрудников ГПН, что объясняется наличием следующих противоречий:

– между требованиями ГПН к сотруднику, владеющему современными информационно-коммуникационными технологиями, готовому к саморазвитию, способному выступать в роли субъекта профессиональной деятельности, и недостаточной технологичностью организации ДО в комплектующих подразделениях ГПН;

– между традиционной организацией дистанционного учебного процесса, направленной на формирование у сотрудников ГПН новых профессиональных компетенций и готовности к их применению, и задачами развития у действующих сотрудников в процессе их ДО;

– между потребностью педагогической практики в инструментарии (технологии) проектирования индивидуальных маршрутов ДО и отсутствием научно обоснованных разработок этой технологии.

Существенная педагогическая значимость поставленной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность в психолого-педагогической литературе, потребность вузов МЧС России в практических рекомендациях по использованию современных технологий в ДО сотрудников ГПН обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.

Цель исследования – разработка научно обоснованных и эффективных педагогических технологий ДО сотрудников ГПН.

Объектом исследования явился процесс формирования новых профессиональных компетенций сотрудников ГПН в процессе их ДО.

Предмет исследования – выявление условий и путей повышения эффективности ДО сотрудников в пожарно-технических вузах на основе формирования индивидуальных маршрутов.

В процессе исследования была выдвинута рабочая гипотеза: эффективность формирования новых профессиональных компетенций действующих сотрудников ГПН повысится, если:

– на основе выявленных педагогических условий будут сформированы и реализованы индивидуальные маршруты ДО;

– базовой характеристикой организации ДО выступит интерактивное взаимодействие субъектов образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий;

– руководитель подразделения ГПН будет обладать педагогической компетентностью и сможет выступить в качестве софалиситатора процесса ДО.