DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 28.09.2012

Материалы

загрузка...

Теоретико-методологические аспекты и инструментарий оценки рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства

Тарутина Алла Евгеньевна, 28.09.2012

 

В качестве нормативно-правовой базы использованы федеральные законы и подзаконные акты Правительства РФ, постановления Правительства Калининградской области и законы Калининградской области.

Логика исследования состоит в изучении теоретико-методологических основ рыночного взаимодействия и разработке с использованием порядковой (ординалистской) теории экономико-математической модели, позволяющей определить оптимальные одновременно для продавца и покупателя условия реализации в кредит дорогостоящих товаров длительного пользования.

Рабочая гипотеза основана на выдвижении положения о том, что положив в основу исследования модель межвременного выбора И. Фишера, базирующуюся на законе рыночного равновесия Дж. Хикса, и приняв за условие отражение кривой безразличия возможностей производителя по удовлетворению предпочтений потребителя, можно определить оптимальные условия рыночного взаимодействия субъектов при реализации товара в кредит.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих основных положениях:

в области исследований «Маркетинг»:

- уточнено понятие «дорогостоящий товар длительного пользования» на основе установления зависимости между уровнем доходов населения и периодом накопления необходимых денежных средств, позволяющее сформировать эффективное управление продажами на основе развернутого решения о покупке;

- предложен алгоритм оценки рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства, способствующий формированию эффективной системы распределения при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит в современных условиях конкурентной рыночной среды;

в области исследований «Экономика предпринимательства»:

- определен инструмент оценки рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства на основе использования экономико-математического моделирования, дающий возможность получить точные количественные оценки исследуемого объекта и оперативно реагировать на изменения условий реализации;

- разработана экономико-математическая модель оценки взаимодействие субъектов предпринимательства, позволяющая определять оптимальные не только для потребителя, но и продавца условия реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит с учетом влияния основных коммерческих рисков, связанных с рыночной деятельностью.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе выполнения диссертационной работы выводы и предложения, могут служить теоретической основой для развития отдельных положений порядковой (ординалистской) теории потребительского выбора. Практическая значимость исследования выражается в возможности использования научно-практических рекомендаций по определению оптимальных условий реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит хозяйствующими субъектами регионов.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации докладывались и получили одобрение на международных научных конференциях: «Научно-технические разработки при решении проблем рыбопромыслового флота и подготовки кадров» (Калининград, 2005); «Мотивационное поведение экономических субъектов и их социумов в теории и практике современной жизнедеятельности» (Калининград, январь-март 2006 г.); «Научно-технические разработки в решении проблем рыбопромыслового флота и подготовки кадров» (Калининград, ноябрь 2009 г.) и ежегодных научно-практических конференциях Балтийской государственной академии.

Диссертантом опубликовано тринадцать научных статей (в том числе две статьи в журналах, входящих в список изданий, публикации в которых рекомендуются ВАКом Министерства образования и науки РФ при защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора экономических наук) общим объемом 5,0 п.л.

Структура диссертационного исследования: диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих девять разделов, заключения, списка использованных источников, 3 приложений, проиллюстрирована 19 таблицами и 18 рисунками.

Диссертационная работа имеет следующую структуру:

Введение

1. Теоретические и методологические аспекты оценки рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства

1.1. Рыночное взаимодействие субъектов предпринимательства при реализации товаров

1.2. Инструментов оценки рыночного взаимодействия субъектов при реализации товаров

1.3. Использование экономико-математического моделирования в качестве инструмента управления продажами

2. Оценка рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства при реализации товаров

2.1. Моделирование поведения субъектов предпринимательства для определения условий их взаимодействия

2.2. Критерий оценки оптимальности условий взаимодействия в рыночной среде

2.3. Взаимодействие субъектов предпринимательства в условия рисковой рыночной деятельности

3. Применение разработанной модели оценки рыночного взаимодействия для управления продажами

3.1. Тенденции развития регионального рынка при реализации дорогостоящих товаров

3.2. Выявление оптимальных условий при реализации изделий мебельного производства

3.3 Прогностическая оценка эффективности внедрения разработанной модели

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, степень ее разработанности, сформулированы проблематика цели и задачи, определен предмет и объект исследования, приводится научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

Первая глава «Теоретические и методологические аспекты оценки рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства» посвящена исследованию и обобщению теоретических аспектов определения оптимальных условий взаимодействия при реализации товаров. В ходе рассмотрения различных подходов к представлению товара в системе рыночных отношений уточнено понятие «дорогостоящий товар длительного пользования» на основе установления зависимости между уровнем доходов населения и периодом накопления необходимых денежных средств, позволяющее сформировать эффективное управление продажами на основе развернутого решения о покупке.

Под понятием «дорогостоящий товар длительного пользования» в диссертационном исследовании предлагается понимать продукцию, реализуемую на рынке по цене, величина которой требует накопления этой суммы в течение длительного времени, существенно превышающего периоды поступления денежных доходов к покупателям, и используемую в течение промежутка времени, многократно превышающего периоды, связанные с накоплением денежных средств на ее приобретение.

Процесс принятия решения о покупке дорогостоящего товара длительного пользования сложнее процесса покупки товара первой необходимости. Чаще всего покупателем принимается развернутое решение о покупке, подразумевающее поиск товара и его аналогов, сбор и анализ информации о товаре, условиях и местах его продаж. Следствием такого взвешенного и осторожного покупательского поведения является то, что со стороны продавца реализация дорогостоящих товаров длительного пользования сопряжена с определенными усилиями по стимулированию спроса. В работе предложен алгоритм оценки рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства, способствующий формированию эффективной системы распределения при реализации дорогостоящих товаров длительного пользования.

Рисунок 1 – Алгоритм оценки рыночного взаимодействия

Наиболее важной его частью является выбор способа (приема) продажи и определение оптимальных условий продажи. В работе предлагается использовать традиционный способ привлечения покупателей, позволяющий перевести большинство потребителей из категории потенциальных в категорию реальных, - потребительский кредит. Принципиальных схем для осуществления торговли в кредит существует не много, что ограничено узким кругом участников процесса. В данной работе рассмотрению подлежит наиболее редкая схема – кредит с одним участником, при которой производитель осуществляет продажи в кредит через собственные магазины и кредитует потребителя.

Одной фирме своими силами реализовать эффективную схему трудно из-за отсутствия доступного и эффективного инструмента оценки и определения условий реализации товара в кредит. Все используемые сегодня кредитные программы призваны защищать интересы продавца. При предоставлении кредита определяется платежеспособность потребителя лишь для оценки его соответствия требованиям кредитора, тогда как для эффективного управления продажами необходимо, чтобы условия реализации товара в кредит были обоюдовыгодными для участников сделки. Следовательно, в данном аспекте инструментарий оценки рыночного взаимодействия недостаточно проработан и нуждается в совершенствовании. В данной работе обосновано применение в качестве инструмента оценки и определения оптимальных условий предоставления кредита использование экономико-математического моделирования, дающего возможность получить точные количественные оценки исследуемого объекта и оперативно реагировать на изменения условий реализации.

Во второй главе «Оценка рыночного взаимодействия субъектов предпринимательства при реализации товаров» разработана модель, позволяющая оценивать и определять оптимальные для потребителя и продавца условия реализации дорогостоящих товаров длительного пользования в кредит с учетом влияния основных коммерческих рисков, связанных с рыночной деятельностью.