DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 28.09.2012

Материалы

загрузка...

Публичное управление экономической системой сбора, хранения и переработки твердых отходов в субъекте федерации (на примере Еврейской автономной области)

Назаров Азер Искендерович, 28.09.2012

 

услуг - 5755,6 3483,4 2174,3 96,9 1,1

прочие виды

экономической

деятельности 108,9 3095,7 1246,4 1801,2 2,1 157,1

Таблица 8. Информация о количестве многоквартирных домов, управляемых ТСЖ

Количество ТСЖ Количество МКД, в которых созданы ТСЖ Доля МКД в которых созданы ТСЖ, от общего количества МКД в МО

ед. ед. %

1 МО "Город Биробиджан" 112 155 23,7

2 МО "Биробиджанский муниципальный район" 3 12 23,1

3 МО "Ленинский муниципальный район" 5 15 22,1

4 МО "Облученский муниципальный район" 11 81 24,2

5 МО "Октябрьский муниципальный район" 3 8 25,8

6 МО "Смидовичский муниципальный район" 47 65 26,9

Итого (по всем МО): 181 336 24,3

Использование методики UNEP позволило охарактеризовать систему управления ТО на территории ЕАО через последовательный анализ всех стейкхолдеров и степени их влияния на общую эффективность ISWM (рис. 1.2). Очевидно, что все четырнадцать групп субъектов оказываются вовлечены в финансовую структуру сектора, при том что она требует реализации мер по повышению эффективности, основными из которых являются:приватизация и стимулирование частного бизнеса. Оба направления имплементированы в рамках ISWM ЕАО.

Рисунок 1.2 Развернутая диаграмма связей стейкхолдеров системы управления ТО ЕАО

Основными проблемами в сфере обращения ТО являются: возрастающий объем отходов (как на душу населения, так и в абсолютных величинах); усложнение состава отходов, появляется все большее количество экологически опасных компонентов; отношение населения к свалкам меняется и становится резко отрицательным; усложнение экономики и управления отходами, рост цены утилизации отходов; а также тот факт, что сбор и переработка отходов требует крупных инвестиций.

При анализе системы управления ТО следует уделять основное внимание трем ключевым источникам экономических изменений: демографии, объему знаний и институтам, каждый из которых оказывает влияние на эффективность функционирования в целом.

Анализ системы управления ТО на территории ЕАО показал, что имеются комплексные проблемы в данной сфере. Особенностью ЕАО является негативная демографическая ситуация и наличие относительно небольшого числа малонаселенных пунктов разряженных территориально. Это уже очевидно создает дополнительные сложности для консолидации, особенно в плане преодоления логистических сложностей. Второй важной составляющей оказывается кадровый голод, отсутствие качественных данных и разработка на их основе обоснованных решений. На данный момент системный мониторинг на территории региона не осуществляется, исследования носят разовый характер, данные формируются преимущественно на базе статистической отчетности предприятий. В то же время информация о деятельности подрядчиков на рынке ТО, в том числе, оказывающих услуги населению оказывается закрыта для заказчика услуг. Системные субъекты разобщены, даже в рамках Программных мероприятий нет реализации потенциала каждой группы стейкхолдеров. Однако по отдельным направлениям, приватизации и поддержки бизнеса, имеются положительные результаты. При этом, также следует отметить, что институты в целом не развиты. Нормативно-правовая база на местном уровне носит компилятивный характер, не затрагивает механизмы финансового / нефинансового стимулирования участников рынка, нет понимания синергии системного развития сектора. Также отметим, что сегодня в ЕАО, согласно заключению регионального Правительства, отсутствует комплексная система управления отходами [54].

В третьей главе «Прикладные аспекты управления твердыми отходами в Еврейской Автономной области» рассмотрены последовательно проблемы, связанные с имплементации интегрированной системы управления муниципальными ТО в ЕАО.

при наличие больших проблем в существующей системе управления ТО в ЕАО, наблюдается тенденция к изменению ситуации.

Органы управления региона и МО ЕАО реализуют программу развития сектора обращения ТО. Содержательная сторона документа в целом направлена на имплементацию интегрированной системы управления муниципальными ТО, в том числе опасными. Однако, как следует из нашего анализа, документ недоработан. На каждом этапе цикла обращения ТО требуется грамотный анализ реальных данных на основе практических исследований качественного и количественного состава отходов. Решения, разрабатываемые на основе только документального метода и без эмпирических данных, потенциально основаны на неполной, непроверенной информации, что вызывает серьезную озабоченность качеством таковых.

Поэтапно проанализировав каждый элемент интегрированной системы управления отходами, удалось показать, что авторами Программы предпринята попытка модернизировать существующую систему без учета ряда базовых положений. Основанные на некачественных данных решения также требуют серьезной доработки. Даже сравнительно с аналогичными программами, разработанными в других регионах страны, документ неполный (в частности, нет информации о реально действующих предприятиях, работающих в сфере обращения ТО; не предусмотрены меры образовательного характера). Ключевым инструментом достижения высоких показателей эффективности в работе интегрированной системы управления отходами, наш взгляд, не получившим отражения в документе, и, видимо, не воспринятым системными дизайнерами, является инкорпорирование частного сектора бизнеса, включая неформальных участников и предпринимателей [161]. В целом упор делается на технический кейс, эти же показатели являются базовыми при оценке эффективности программы. В этой части также требуется доработка, т.к. вейст-менеджмент – прежде всего часть экономической системы, уже от уровня эффективности которой, в конечном счете, справедливо ожидать неких внешних эффектов, в частности снижения негативного антропогенного влияния.

При анализе системы управления ТО следует уделять основное внимание трем ключевым источникам экономических изменений: демографии, объему знаний и институтам, каждый из которых оказывает влияние на эффективность функционирования в целом (рис 1.3).

Рисунок 1.3. Показатели производительности системы управления ТО

При этом «повышение экономической эффективности означает снижение производственных и трансакционных издержек; ключом к достижению этой цели служит соответствующее изменение институтов», реальной оценки эффективности которых и служат индикаторы отрасли. «Методы, позволяющие сделать это, включают в себя:

Создание единой системы мер и весов, технологические исследования, нацеленные на поиск более надежных методов измерения, и дальнейшее уточнение прав собственности.

Создание эффективной судебной системы с целью снижения издержек на принуждение к выполнению контрактов.

Создание институтов, обобщающих накопленные обществом разрозненные знания, а также отслеживающих выполнение соглашений, осуществляющих выполнение соглашений, осуществляющих измерение соответствующих количественных характеристики улаживающих конфликты.

Следует подчеркнуть, что возникшие в западном мире институты, такие как права собственности и судебная система, не обязательно тупо копировать... Главное — создание системы стимулов, а не рабское подражание западным институтам» [109].

В современной российской модели комплексного управления отходами значительная роль отведена бюджетному финансированию, что также связано с характерным набором ключевых субъектов — модераторов системы, и определяет принципиально ключевые индикаторы развития. Практика использования показателей эффективности системы управления ТО показывает характерное разнообразие в подходах к их определению и суженность их состава, отсутствие системного мониторинга и кадровый голод, что в целом приводит к имплементации институциональных схем с высокими трансакционными издержками. В этой связи группы индикаторов необходимо унифицировать в рамках общей методологии и расширить, основываясь на методиках ООН и Всемирного Банка. В рамках общего демократического процесса децентрализации власти необходимо принципиально изменить взаимодействие между субъектами системы, основываясь на том, что рост экономической эффективности возможен только при увеличении производительности, что требует развитой системы мониторинга и оценки как ключевого инструмента принятия решений.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы относительно задач, поставленных в начале работы

Список публикаций автора диссертации по теме диссертационной работы

Назаров А.И. Муниципальные твердые отходы как источник углеродного финансирования экономики Китая / А.И. Назаров // Государство, общество, бизнес: основы и принципы взаимодействия: Материалы студенческой научной конференции 5 декабря 2008 года / под ред. канд.экон.наук, доцента В.Ф. Быкова. — Хабаровск: Изд.-во ДВАГС, 2009. - 196 с.

Назаров А.И. Имплементация современной российской модели управления отходами на территории Муниципального образования «Город Биробиджан» / А.И. Назаров // Экономика, управление, общество: история и современность» .Ч. 2/ Отв. ред. Н.М. Байков, А.В. Дробница, С.Л. Осипова, В.А. Уваров, Н.М. Казакова. — Хабаровск: Изд.-во ДВАГС, 2010. - стр.3-8.

Назаров, А.И. Модернизация системы вейст-менеджмента как фактор социальной стабильности (на примере МО «Город Хабаровск» и МО «Город Биробиджан») / А.И. Назаров // Политические процессы в условиях мирового экономического кризиса:проблемы и перспективы:сборник материалов Всероссийской молодежной конференции/ отв.ред. О.В. Захарчева. Спб: Изд-во СпбГУ, 2011, 264 с.

Назаров, А.И. Опыт муниципального вейст-менеджмента в КНР (на примере г. Цзинань) / А.И. Назаров // Проблемы развития транспортной инфраструктуры территорий (регионов): Сборник статей участников Шестых Прохоровских чтений. 2010» / Отв. ред. З. И. Назарова. — Нижний Новгород.: Изд. Автор, 2010. - стр. 58.

Назаров, А.И. Система управления информацией в сфере управления отходами на территории района Нового центра Шанхая - Shanghai Pudong / А.И. Назаров // Материалы Международного молодежного научного форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / Отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс] — М.: МАКС Пресс, 2010. -стр.386-391

Назаров, А.И. Утилизация и переработка пластиковых отходов: опыт США / А.И. Назаров // Власть и управление на Востоке России. — 2010. - №(4).- С. 177-183.

Назаров А.И. Методология анализа проблем управления твердыми отходами на дальнем востоке (на примере Еврейской АО) / А.И. Назаров // Введение в предмет диссертационного исследования. Сборник статей аспирантов двагс/ под ред. В.Н. Шияна. - Хабаровск: ДВАГС, 2011. - С. 46-50.