DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 28.09.2012

Материалы

загрузка...

Методика формирования иноязычных грамматических навыков у студентов-бакалавров лингвистического вуза посредством мультимедийной программы

Машкина Юлия Владимировна, 28.09.2012

 

Уровень сформированности языковой личности и уровень развития грамматической компетенции студентов-бакалавров лингвистического вуза взаимосвязаны. Данные понятия подразумевают владение грамматической стороной иноязычной речи, механизм совершенствования которой включает расширение грамматических знаний и формирование грамматических навыков и умений с учетом когнитивных процессов.

Обучение грамматической стороне речи является важнейшей основой для формирования коммуникативной компетенции у будущих преподавателей иностранного языка. Для достижения цели обучения иностранному языку требуется не только знание грамматических единиц, но и владение в плане грамматической валентности, функционального разнообразия, адекватности и уместности их использования в устной речи. Традиционный подход к обучению иноязычной грамматике в лингвистических вузах едва ли может полностью обеспечить достижение данной цели. Обучение грамматике является трудоемким и затратным по времени процессом. По этой причине студенты не получают достаточных грамматических знаний, что негативно сказывается на владении программными видами речевой деятельности, которыми овладевают студенты лингвистического вуза в ходе своего обучения.

Применение ИКТ имеет целый ряд значительных преимуществ: а) наглядность представления изучаемого материала; б) быстрая обратная связь, т. е. реакция компьютера на правильный или неправильный ответ обучаемого; в) наличие в программах грамматических справочников, позволяющих получать дополнительную информацию для работы над учебным материалом, для подготовки ответа на задание компьютера; г) индивидуализация обучения; д) оперирование большими объёмами информации; е) комплексное мультисенсорное воздействие на восприятие путём использования текста, звука, мультипликации, видео; ж) неограниченное количество обращений к заданиям. Эффективная реализация данных преимуществ в обучении иностранной грамматике возможна только в случае полного соответствия программного продукта лингводидактическим и психологическим принципам и требованиям.

Для достижения целей и задач обучения грамматической стороне иноязычной речи в лингвистическом вузе посредством мультимедийной программы необходимо реализовать методическую систему, отражающую специфичные для ИКТ принципы, стратегии и приемы обучения, способствующие запоминанию и корректному применению грамматического материала.

С целью эффективной отработки грамматического материала компьютерная программа должна содержать систему упражнений, отражающих приемы специфических стратегий и состоящую из трех подсистем. Подсистемы упражнений нацелены на формирование образа изучаемых грамматических явлений, их запоминание и применение. Контролирующие возможности программного обеспечения, реализованные в системе упражнений, позволяют использовать как аудиторные, так и внеаудиторные формы работы.

Результаты опытно-экспериментальной апробации убедительно доказывают эффективность применения мультимедийной программы для обучения грамматической стороне иноязычной речи, подтверждая, таким образом, практическую значимость исследования и свидетельствуя о верности выдвинутой гипотезы. Применение разработанной системы грамматически направленных упражнений позволяет эффективно формировать грамматическую компетенцию и все ее отдельные компоненты, связанные с владением данным аспектом изучаемого языка.

Применение разработанной системы грамматически направленных упражнений способствует значительному расширению грамматических знаний студентов, что позитивно отражается на формировании речевых умений. Формирование образа грамматической структуры и их запоминание позволяет студентам разнообразить свою речь, избегать грамматических ошибок. Тренировочный блок системы упражнений позволяет максимально ускорить вызов в памяти грамматических форм, необходимых для выражения мысли. Это позитивно влияет на коммуникативные способности студентов по порождению высказываний разного объема и разной протяженности во времени.

Использование мультимедийных технологий позволяет усовершенствовать традиционную систему обучения грамматике. С помощью обучающей компьютерной программы студенты могут изучать грамматику иностранного языка самостоятельно. При этом возрастает качество овладения грамматикой, а время, сэкономленное на занятиях, может быть использовано для развития умений в видах речевой деятельности.

Преимуществом разработанной на основе обучающей мультимедийной программы системы упражнений является возможность редактирования ее содержания самим преподавателем. Применение программы для обучения грамматике по другим языкам требует дополнительного исследования, которое позволит определить, существует ли потребность в изменении или добавлении упражнений для отражения специфики данного иностранного языка.

Дальнейшее исследование проблемы формирования грамматических навыков посредством мультимедийной программы у студентов лингвистического вуза может осуществляться по пути создания профессионально ориентированного содержания программы, разработки технологии совершенствования грамматических навыков и развития умений на последующих этапах обучения в вузе, поиска вспомогательных средств формирования речевых механизмов. Представляется целесообразным использование на основе компьютерной программы не только системы грамматически направленных, но лексических, грамматических и фонетических упражнений в комплексе. Такой курс может быть сопроводительным к основной программе обучения. Он предоставляет дополнительную возможность для самостоятельной работы студентов по совершенствованию других видов навыков и умений.

С технической точки зрения возможно изучение вопроса о размещении разработанной системы упражнений на разных обучающих мультимедийных платформах сети Интернет в качестве on-line ресурса для обучения (в том числе дистанционного) иноязычной грамматике.

Основные положения диссертации отражены

в публикациях автора:

I. Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК

Минобрнауки РФ:

1. Машкина, Ю.В. Информационно-коммуникационные технологии в решении задач обучения иноязычной грамматике [Текст] / Ю.В. Машкина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 2 (3). – С. 60-64.

2. Машкина, Ю.В. Реализация принципа концептуального понимания иноязычной грамматики при разработке компьютерной обучающей программы [Текст] / Ю.В. Машкина, К.В. Александров // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. – 2011. – № 5-6. – С. 127-130.

II. Статьи в журналах, сборниках научных трудов:

1. Машкина, Ю.В. Организация самостоятельной работы студентов по формированию грамматических навыков иноязычной речи посредством информационных технологий [Текст] Ю.В. Машкина // Аспирант: сб. науч. тр. аспир. – Вып. IX. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. – 2011. – С. 139-143.

2. Машкина Ю.В. ИКТ в решении проблем организации самостоятельной работы студентов по формированию грамматических навыков иноязычной речи [Текст] / Ю.В. Машкина // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: межвуз. сб. науч. ст. – Н. Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова. – 2012. – С. 7-13.

III. Материалы научных конференций:

1. Машкина, Ю.В. Реализация мультимедиа в процессе формирования грамматических навыков иноязычной речи у студентов языкового вуза [Текст] / Ю.В. Машкина // Традиции и инновации в лингвистике и лингвообразовании: сб. ст. по материалам науч-практ. конф. с междунар. участием / Отв. ред. К.А. Власова; АГПИ им. А.П. Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2011 – С. 117-121.

2. Машкина, Ю.В. Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов по формированию грамматических навыков иноязычной речи [Текст] / Ю.В. Машкина // Традиции и современность языковой подготовки в педагогическом вузе: материалы Всерос. науч-практ. конф., посв. 100-летию НГПУ, 13 апр. 2011 г. / Под ред. Е.Е. Беловой. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – С. 97-100

Настоящая работа выполнена при финансовой поддержке Федерального агентства по науке и инновациям в рамках работы Научно-образовательного центра мультимедийных технологий обучения иностранным языкам НГЛУ по гранту на проведение исследования по теме «Методическая концепция информатизации обучения иностранному языку и ее реализация посредством мультимедийных технологий». Подробная информация о деятельности Центра доступна в сети Интернет по адресу: HYPERLINK "http://mail.rambler.ru/m/redirect?url=http%3A//www.call.lunn.ru/&hash=0 e5f6a4ad523711048a69ec6d8b94642" \t "_blank" www.call.lunn.ru

PAGE 17

Контроль

Аудирование

Говорение

Упражнения на варьирование коммуникативных задач

Репродуктивные

Трансформационные

Подстановочные

Имитационные

Упражнения на целостное усвоение грамматических единиц

Условно-речевые ситуации

Ситуации

реального общения

Условно-речевые упражнения

Ситуативно-варьирующий этап

Варьирующий этап