DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 28.09.2010

Материалы

загрузка...

Гигиенические и медико-социальные аспекты формирования здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот

Долгушин Виктор Викторович, 28.09.2010

 

Долгушин Виктор Викторович

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

14.00.07 - гигиена

14.00.33 – общественное здоровье и здравоохранение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата медицинских наук

Омск – 2008

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Научные руководители: доктор медицинских наук, доцент

Новикова Ирина Игоревна

доктор медицинских наук, профессор Голева Ольга Петровна

Официальные оппоненты: доктор медицинских наук, профессор Демченко Владимир Григорьевич

(ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Росздрава»)

доктор медицинских наук, профессор

Хлынин Сергей Михайлович

(ГОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет Росздрава»)

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».

Защита состоится «___»________ 2008 года в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 208.065.03 при ГОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия Росздрава» (644099, г. Омск, ул. Ленина, 12).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омской государственной медицинской академии.

Автореферат разослан « ____ » _________ 2008 года

Ученый секретарь диссертационного совета,

Р.Н. Готвальд

кандидат медицинских наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Сложившаяся в последние годы социально-экономическая ситуация обострила и проблему социального сиротства. Появление безработицы, алкоголизация населения, локальные военные конфликты способствовали росту числа детей и подростков, оставшихся без попечения родителей (В.К. Юрьев, Г.И. Куценко, 2000). В России сложилась критическая ситуация с детьми-сиротами, количество которых неуклонно растет (Северный А.А.,1998; Ахтямова О.В., Брутман В.И.; Альбицкий В.Ю.; Филькина О.М, Е.А.Воробьева, С.Р. Конова, Т.С.Абросимова; О.В.Шарапова, А.А. Корсунский, Л.А. Никольская, С.Р. Конова, 2004).

Здоровье подрастающего поколения России в современных социально-экономических условиях характеризуется увеличением заболеваемости хронической патологией, нарастанием уровня инвалидности, отклонениями в психическом здоровье, снижением показателей физического развития (А.А.Баранов, Л.А.Шеплягина, 2000). У детей школьного возраста в результате роста учебных нагрузок на фоне ухудшающихся показателей здоровья наблюдается состояние школьной дезадаптации (Т.Г. Хамаганова, Н.С. Кантонистова, Н.А. Краснушкина, 1993; Сухотина Н.К., 1999). На здоровье детей, воспитывающихся в детских домах, помимо факторов, определяющих здоровье детской популяции в целом, оказывает влияние фактор социального сиротства (Т.Г. Хамаганова, Н.С. Кантонистова, Н.А. Краснушкина, 1993; Сухотина Н.К.,1999).

Дети-сироты, с раннего детства воспитывающиеся в интернатных учреждениях, имеют задержку физического и нервно-психического развития и более высокий уровень заболеваемости по сравнению со своими сверстниками. Эти дети по состоянию здоровья относятся к контингентам высокого риска (О.Ф.Выхристюк, Г.А.Самсыгина, 2000; Альбицкий В.Ю., 2004). Однако, несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, мало проводится исследований, посвященных изучению особенностей формирования их здоровья. Постоянное пребывание в закрытом коллективе определяет низкий уровень их адаптированности к условиям социальной среды. Социально-гигиенические исследования, в которых рассматривались бы показатели здоровья детей, их социальной адаптированности комплексно, во взаимосвязи с условиями пребывания в учреждении интернатного типа, в том числе организации питания, также немногочисленны, в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока. В то же время реабилитация детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, является многоцелевым и многоэтапным процессом. При осуществлении мероприятий по профилактике заболеваний среди воспитанников детских домов необходимо сочетать общие подходы с коррекцией специфических факторов риска данного контингента.

В связи с этим необходимость разработки мер по профилактике последствий социального сиротства с учетом гигиенической оценки факторов среды обитания, определившая тему настоящего исследования, несомненно, определяет его актуальность.

Цель исследования: на основе гигиенической оценки факторов риска обосновать приоритетные направления профилактики потерь здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот.

Для достижения цели, в ходе исследования решались следующие задачи:

Дать комплексную гигиеническую оценку факторов воспитания, обучения и проживания детей-сирот, воспитывающихся в интернатных учреждениях общего типа; определить ведущие факторы риска, обусловленные уровнем санитарно-эпидемиологического благополучия.

Оценить уровень, структуру и динамику заболеваемости, физическое развитие детей школьного возраста, воспитывающихся в детских домах.

Дать сравнительную оценку психологического статуса и уровня социальной адаптированности воспитанников детских домов в сравнении детьми, воспитывающимися в обычных семьях.

Установить ведущие причины социального сиротства, а также приоритетные направления профилактики негативного влияния факторов среды на здоровье детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые на основе гигиенического и медико-социального подхода дана характеристика санитарно-эпидемиологического благополучия учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современных условиях. Выявлены особенности динамики, уровня и структуры заболеваемости, физического развития, эмоционального статуса, уровня социальной адаптированности и вегетативной устойчивости социальных сирот школьного возраста. Получены новые знания о причинно-следственных связях в системе «условия воспитания и обучения в учреждениях для детей-сирот – здоровье и социальная адаптированность воспитанников», о форме проведения мониторинга и выработке адекватных управленческих решений, направленных на обеспечения комплекса профилактических мероприятий.

Практическая значимость работы заключается в разработке системы мониторинга и гигиенической оценки факторов воспитания и обучения, динамики и структуры показателей здоровья детей – социальных сирот в условиях детского дома. Результаты комплексного исследования использованы при подготовке государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Омской области за 2007г.», при подготовке проекта областной целевой программы «Здоровое питание населения Омской области», при подготовке ведомственной целевой программы Управления Роспотребнадзора по Омской области «Гигиена и здоровье» на 2008-2010гг., и информационного письма Министру образования Омской области «Гигиеническая оценка питания детей, проживающих в детских домах Омской области».

Данные, полученные в процессе исследовательской работы, и практические предложения, изложенные в информационном письме, позволили оптимизировать мероприятия по организации профилактической работы, в том числе рационального питания детей школьного возраста, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Материалы диссертации и разработанное на ее основе информационное письмо используются в процессе преподавания на кафедрах общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков и общественного здоровья и здравоохранения с курсом истории медицины и биомедицинской этики Омской государственной медицинской академии.

Положения, выносимые на защиту