DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 27.12.2010

Материалы

загрузка...

Методология устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в национальном гостиничном бизнесе Российской Федерации

Морозова Марина Александровна, 27.12.2010

 

более эффективное решение на уровне многонациональных сетевых гостиничных предприятий вопросов демографического старения населения в развитых странах и дефицита местной рабочей силы для гостиничного бизнеса и необходимости ее импорта;

большая способность по сравнению с одиночными средствами размещения удовлетворить потребность в увеличении спроса на гостиничные услуги, отвечающие международным стандартам и известные потребителю.

В связи со сказанным выше наблюдается активная экспансия мировых гостиничных сетей, в том числе и на российский рынок. На фоне общей нехватки средств размещения в Российской Федерации и неравномерного их распределения по территории страны, отечественные гостиничные предприятия и национальные гостиничные сети проигрывают в конкурентной борьбе зарубежным гостиничным брендам. Особенно это характерно для мегаполисов и известных туристских центров, где конкуренция на рынке гостиничных услуг стала приобретать острый характер. В 2009 г. средняя загрузка отечественных средств размещения в Москве и Санкт-Петербурге уступала загрузке аналогичных сегментов зарубежных гостиничных предприятий на 17% и 22%, соответственно, причем с повышением категорийности гостиниц эта тенденция только усиливается и в сегменте 5 звезд достигает 24% и 29%, соответственно, что свидетельствует о важности известного сетевого бренда в глазах потребителя.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 22 национальные гостиничные сети, самая крупная из которых -«Гелиопарк Групп» - насчитывает 250 000 гостиничных номеров, а самая маленькая – «Сретенская» - 38 номеров.

Если сравнивать мощность сетевого гостиничного бизнеса Российской Федерации по отношению к мощности 10 ведущих гостиничных сетей мира, то номерной фонд национальных гостиничных сетей РФ составляет лишь 6,3% от номерного фонда 10 крупнейших сетей гостиниц мира. По состоянию на начало 2010 г., номерной фонд 3-х крупнейших гостиничных сетей мира (IHG, Wyndham Hotel Group, Marriott International) составляет 616851, 592880, 560681 номеров, соответственно.

Кроме того, ареальные притязания отечественных сетей не сопоставимы с масштабом экспансии мирового сетевого гостиничного бизнеса, так как национальные стратегии расширения сетевых гостиничных операторов формируются без учета научно-обоснованных принципов и подходов к обеспечению устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе, что обуславливает актуальность выбранной автором темы диссертационного исследования.

Исходной научной гипотезой исследования приняты предположения о том, что научно разработанные принципы, методики, показатели оценки и методы обеспечения устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе должны привести к развитию данного бизнеса, помочь гостиничным предприятиям адаптироваться к меняющимся факторам внешней среды без деградации ресурсного потенциала территории их размещения.

Степень разработанности проблемы. Теоретические аспекты развития предпринимательской деятельности, в том числе в сфере туризма и гостиничного бизнеса, нашли отражение в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых - экономистов: А.А. Афанасьева, К. Бэрроуса, М.А. Бокова, М.А. Горенбургова, П. Гэмбла, Д. Литтелджона, В.С. Кабакова, Г.А. Карповой, Г.Б. Клейнера, А.А. Клеймана, А.А. Крупанина, А.Б. Крутика, Ю.В. Кузнецова, А.С. Кускова, С.П. Куща, С. Медлика, Т. Ноулеса, Т. Пауэрса, В.П. Попкова, П. Пекара, В.В. Радаева, О.А. Третьяк, Дж. Шафера и др.

Проблемами исследования сетевой формы организации гостиничного бизнеса посвящены работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как Л. Джеймса, В.С. Катькало, Т. Кноулеса, А.Л. Лесника, О.В. Лесниковой, Б. Льюиса, Р. Мила, А. Моррисона, В.Н. Мукбы, А.А. Мусакина, М. Олсена, Р. Тира, Х. Хакансона, В.Н. Шермаковой и др.

Большинство упомянутых авторов исследовали либо вопросы разработки стратегий развития сетевых гостиничных предприятий, либо занимались отдельными аспектами повышения эффективности деятельности гостиничных сетей.

Вместе с тем, вопросам комплексного обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур в гостиничном бизнесе на основе сетевой формы их организации не уделялось должного внимания, что снижает устойчивость их функционирования и развития и, как следствие, эффективность и эффект от их деятельности.

Следует подчеркнуть, что при наличии достаточного числа работ по описанию гостиничных сетей, тем не менее, в литературе не содержится четкого определения сетевой формы организации гостиничного бизнеса, а понятие «гостиничная сеть» выступает практически как аксиоматическое, учеными не выработаны четкие критерии отнесения гостиничных предприятий к сетевой форме с детальным описанием интегративных отношений формирования гостиничных сетей, методологических основ обеспечения устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.

Все сказанное выше определило актуальность и направления проведения исследований, результаты которых отражены в данной работе.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в разработке методологии устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.

Для достижения указанной цели исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:

анализ мирового и отечественного опыта и тенденций развития гостиничного бизнеса, выявление и систематизация основных проблем, влияющих на устойчивое развитие сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе;

систематизация сетевых предпринимательских структур гостиничного бизнеса в рамках цели и задач исследований;

выявление и обоснование принципов, соблюдение которых обеспечивает устойчивое развитие сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе;

описание, анализ и систематизация интеграционных процессов в современном гостиничном бизнесе;

разработка концепции устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе;

формирование системы показателей и методики оценки устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе;

разработка экономико-математических моделей определения оптимального уровня концентрации сетевых предпринимательских структур гостиничного бизнеса в дестинации, которые помогают определить оптимальное число сетевых гостиничных предприятий без нанесения вреда ресурсной базе дестинации и с учетом реализации концепций моно- и мультибренда, что обеспечивает в рамках кластера или территории устойчивое развитие сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе при соблюдении целевых установок ведения бизнеса;

формирование системы мониторинга показателей оценки устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе;

разработка укрупненного алгоритма выбора экономически целесообразного профиля гостиничной сети в целях устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе в условиях меняющейся внешней среды.

Объектом диссертационного исследования выступают сетевые предпринимательские структуры гостиничного бизнеса и процессы их устойчивого развития.

Предметом исследования являются вопросы методологии устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области теории межфирменного взаимодействия, исследования сетевых форм предпринимательства, интегративных процессов и отношений в туризме и гостиничном бизнесе, теории и методологии устойчивого развития сетевых предпринимательских структур, работы теоретического и прикладного характера по экономике сетевой формы организации гостиничного бизнеса и обеспечения ее устойчивого развития и функционирования.

Методологическая основа. Для обоснования выдвинутых в диссертации положений применялись методы системного, логического и экономического анализа, элементы экономико-математического моделирования, исследования операций, метод экспертных оценок на основе интервьюирования.

Статистической и информационной основой исследования послужили материалы Госкомстата РФ, Всемирной Туристской Организации, нормативные и справочные материалы органов управления туризмом и гостиничным бизнесом и научно-исследовательских организаций, занимающихся разработкой вопросов развития туризма и гостиничного хозяйства, материалы научно-практических конференций по исходной проблематике, публикации в отечественной и зарубежной прессе научного и прикладного характера, а также сведения, собранные автором в ходе многолетнего исследования данной проблематики.

Вклад автора в проведенное исследование. Теоретико-методологические положения, выводы и научно-практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом самостоятельного исследования автора. Их можно квалифицировать как решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-экономическое значение.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

Выявлены и систематизированы по двум параметрам (природа возникновения и масштаб влияния) основные проблемы (политические, правовые, организационные, финансово-экономические, социально-демо-

графические, инфраструктурные) функционирования и развития гостиничного бизнеса в мировой и отечественной практике, влияющие на устойчивость и эффективность жизнедеятельности индустрии гостеприимства и сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе. Это позволило сформировать «дерево проблем» для их системного решения.

Дано авторское определение понятия «сетевая предпринимательская структура гостиничного бизнеса», под которой понимается совокупность взаимосвязанных между собой определенными интегративными отношениями хозяйствующих субъектов, целевыми установками которых является получения предпринимательского дохода, захват, удержание и потенциального расширение доли целевого рынка путем вывода на рынок гостиничного продукта (продуктов), воспринимаемых в рамках определенного бренда или брендов, что расширяет представление о составе, месте и роли этих хозяйствующих субъектов в экономике и позволяет учитывать все уровни обеспечения их устойчивого развития в рамках реализации интеграционных взаимодействий сложной многоуровневой структуры гостиничной сети.

Предложена классификация сетевых предпринимательских структур гостиничного бизнеса, которая отличается от общепринятой рядом новых классификационных признаков: вид интеграции, целевой признак формирования, степень диверсификации предлагаемых продуктов, однородность входящих в состав бизнес структур, степень гибкости и другие. Это позволяет в рамках цели исследования ставить и решать различные задачи по обеспечению устойчивости этих хозяйствующих субъектов.

Теоретически уточнен понятийный аппарат и дополнено содержание категорий: устойчивость сетевых предпринимательских структур, устойчивое развитие сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе, отличительной особенностью которых является динамический характер рассмотрения этих понятий и учет организационно-экономической специфики гостиничного бизнеса. Это позволяет принимать более полные и адекватные решения по обеспечению устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.

Обоснован и дополнен состав принципов устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе (превентивное реагирование, функциональная интеграция, согласованность развития, сопряженность развития (дестинационная обусловленность)), соблюдение которых обеспечивает принятие научно-обоснованных решений в области устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе в условиях быстро меняющейся внешней среды.

Разработана концепция устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе, согласно которой, во-первых, выделяются три уровневых вида устойчивости сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе: территориальный (дестинационный) уровень, интеграционный уровень, уровень устойчивости бизнес-процессов; во-вторых, обосновывается кластерная форма взаимодействия сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе, выступающая, с одной стороны, важным фактором экономического развития индустрии гостеприимства, а с другой – основой формирования экономической агломерации территориально содействующих и взаимосвязанных предпринимательских структур гостиничного бизнеса. Данная концепция позволяет со всех сторон изучать такую комплексную категорию, как устойчивое развитие сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.

Развита методология устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе, включающая: принципы, систему показателей, порядок их формирования и методику оценки устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе, отличительной особенностью которой является дифференцированный по целям алгоритм, что дает возможность экономить ресурсы при ее проведении, осуществлять многоаспектную уровневую оценку устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.

Разработана система мониторинга показателей оценки устойчивого развития сетевых предпринимательских структур гостиничного бизнеса, отличительной особенностью которой является мониторинг как комплексного состояния системы, так и мониторинг уровневой устойчивости хозяйствующих субъектов и отслеживание частных показателей устойчивого развития, что позволяет принимать корректирующие управленческие решения как по комплексной настройке системы устойчивого развития, так и меры по точечной настройке бизнес-процессов в целях устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в гостиничном бизнесе.