DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 27.11.2009

Материалы

загрузка...

Формирование коллекций материальных памятников индийской культуры в музеях великобритании

Кроллау Наталья Евгеньевна, 27.11.2009

 

особое значение Просветительского идеологического течения в европейской культуре, поставившего вопрос о благотворном воздействии полученного опытным путем знания на развитие общества и необходимости предоставления народу возможности для образования и возникновение под влиянием этих идей публичных музеев в Европе, убежденность просветителей в изначальном равенстве людей, определившая не дискриминационный интерес к иным культурам;

последовавшее за Просвещением романтическое течение, способствовавшее популярности экзотической индийской культуры и ее форм и стимулировавшее изучение индийских языков и литературы на санскрите;

бурное развитие наук в XVII в. и особенно XVIII в., обусловившее осуществление исследовательской деятельности на территории Индии и накопление научных экспонатов;

«Славная революция» 1688 г., приведшая к принятию в 1689 г. «Билля о правах» и установлению порядка, при котором парламент правил, а король царствовал, что способствовало формированию национального самосознания и послужило толчком к появлению музея как государственного социокультурного института;

упадок могущества правящей индийской династии Великих Моголов, приведший к поступлению на рынок большого количества произведений искусства;

благоприятная для создания крупных состояний экономическая обстановка в Англии, а также значительные финансовые возможности высших служащих Ост-Индской компании, позволившие коллекционерам тратить большие деньги на приобретения;

создание и деятельность Азиатского общества Бенгалии, способствовавшего изучению природы и культуры индийского субконтинента и формированию коллекций индийских памятников;

возникновение интереса к Индии в Британии, нашедшего отражение в английской культурной жизни и разных видах художественной деятельности – в архитектуре, живописи, прикладном искусстве, театре, литературе.

В результате исследования удалось выявить следующие субъективные факторы: решимость администрации Ост-Индской компании и, в частности генерал-губернатора У. Гастингса, опираться в управлении на индийские законы, что стимулировало изучение письменных памятников; открытие У. Джонсом индоевропейской семьи языков, перевернувшее представление европейцев об индийской истории и истории европейских народов; пребывание во второй половине XVIII века в Индии значительного количества образованных британцев, имевших желание и свободные капиталы для создания частных коллекций индийских памятников; мода на индийские ткани, шали, обеспечившая большой спрос на эти товары и появление их в коллекциях, а также мода на все связанное с некоторыми выдающимися личностями из числа индийских правителей, приведшая к поступлению в музеи их личных вещей.

В § 2 «Анализ комплекса памятников индийской природы и культуры» прослеживается история создания музейных коллекций индийских предметов, определяется характер экспонатов, анализируются пути их поступления в музеи и особенности экспонирования. В результате проведенного исследования предметы, поступавшие в английские музеи в XVII – первой половине XIX вв. удалось разделить по тематическому признаку. Эти тематические группы возникали с появлением необходимости в той или иной тематике, играли определенную роль в музейном собрании и могли распадаться при исчезновении потребности в данной теме. Значение экспонатов их составляющих переосмысливалось таким образом, что позволяло им войти в состав вновь появившихся тематических групп и образовать новые семантические связи. Поэтому тематические группы индийских памятников рассматриваются в их исторической динамике.

В диссертации показано, что объектом коллекционирования в британских музеях в XVII – начале XIX вв. становились следующие индийские предметы:

так называемые «диковинки» – поражавшие воображение своей необычностью экспонаты, восприятие и систематизация которых изменялась по мере накопления научных знаний и роста престижа науки, что позволило им войти в новые тематические группы (естественнонаучную, этнологическую и др.);

экспонаты естественной истории, вызывавшие интерес в связи с общим развитием естествознания в Европе в XVII –XIX вв. и характерным для эпохи Просвещения желанием способствовать распространению научных

предметы вооружения, служившие объектом традиционного интереса в высшем европейском обществе и обычным видом дипломатических даров и трофеев, свидетельствовавших о могуществе и военной мощи Великобритании и приобретавших в связи с этим идеологическое и политическое значение;

предметы, входившие в состав так называемых «торговых» коллекций, призванных содействовать коммерческой пользе и развитию производства в

изделия, украшенные драгоценными камнями, соответствовавшие стереотипу восприятия британцами Индии как сказочно богатой страны;

предметы, имевшие мемориальное значение, достоинство которых в глазах публики зависело от роли и особенностей личности их владельцев, а наличие таких предметов в коллекции могло удовлетворять чувство национальной гордости и вызывать эмоциональный отклик;

нумизматические коллекции, которые в ту пору были тесно связаны с коллекциями рукописей, поскольку монеты представляли собой важный источник исторического характера и служили вещественным подтверждением информации, содержащейся в других письменных памятниках;

этнографические экспонаты, первоначально вызывавшие интерес как заморские диковинки, а затем представлявшие научный и практический

произведения миниатюрной живописи, которую англичане воспринимали как любопытный этнографический и исторический материал;

памятники скульптуры, хотя и представляли один из основных видов индийского искусства, но интерес к ним не выходил за рамки любопытства к сюжету. Оценивая мастерство индийских скульпторов по критериям классического искусства, европейцы приходили к выводу, что оно не является высоким, к тому же соображения религиозного характера также способствовали критическому отношению к индийской скульптуре, которая не рассматривались в качестве аналогии европейскому искусству ваяния и лепки. Индийскую миниатюрную живопись и скульптуру в описываемый период следует считать частью тематической группы этнографических экспонатов.

Автором выделены следующие пути поступления индийских памятников в музейные собрания: дары; поступления по завещанию; покупки, в том числе на аукционах отдельных предметов или целых коллекций индийских памятников; поступления, связанные со строительной и другой хозяйственной деятельностью англичан на территории Индостана; поступления, связанные с деятельностью христианских миссионеров; с целенаправленной деятельностью по сбору экспонатов в Индии, поступления в результате отбора индийских предметов из тех музейных собраний, где они имелись в избытке; дипломатические дары; захват трофеев.

В диссертации анализируются особенности экспонирования индийских памятников и определяется уровень доступности их публике. Отмечается зависимость характера экспонирования от профиля, типа и вида каждого конкретного музея. Хотя четкое деление музеев по профилям в описываемый период еще не сложилось, Арсенал в Лондонском Тауэре можно классифицировать как музей вооружения. Такой профиль определил состав и индийских экспонатов – оружие. Предметы размещались с учетом функционального назначения. Учебный тип музеев при университетах требовал предметов, которые можно было бы использовать в процессе преподавания. Поэтому акцент там обычно делался на естественнонаучные коллекции. Характер экспозиций зависел от классификации принятой в той или иной науке в конкретный период времени. Британский музей и Музей Ост-Индской компании являлись музеями комплексного профиля, что определило наличие в их собраниях большого количества разнообразных коллекций. В Британском музее, созданном под влиянием энциклопедической философии эпохи, экспонировались памятники многочисленных культур. Экспонаты размещались с учетом хронологии и существовавших на тот период научных классификационных систем. Специфика административной подчиненности Музея Ост-Индской компании отразилась на составе его собрания и особенностях экспонирования. Музей располагал не только самой большой коллекцией предметов природы и артефактов Южной и Юго-Восточной Азии, но и обширным собранием всевозможных памятников, связанных с существованием Ост-Индской компании и с ее деятельностью.

Вторая глава «История развития коллекций материальных памятников индийской культуры и природы в музеях Великобритании во второй половине XIX – начале XX веков как отражение социокультурных потребностей общества» состоит из трех параграфов.

В § 1 «Факторы, обусловившие эволюцию музейных коллекций» выявляются изменения в социально-политической, экономической и культурной жизни, оказавшие воздействие на создание и бытование индийских коллекций. Среди них выделены следующие объективные факторы:

увеличение британской колониальной империи и бурное развитие в середине XIX столетия экономики Англии, сопровождавшееся расслоением общества, ростом чартистского движения, что потребовало действий, направленных на разрядку социальной напряженности, и привело к усилению педагогической роли музейных выставок;

индийское восстание 1857 г., повлекшее за собою упразднение Ост-Индской компании, переход Индии под власть британской короны и создание новых органов индийского управления, прямым результатом чего явилась ликвидация Музея Ост-Индской компании;

возникновение учения утилитаризма, давшего импульс дальнейшему развитию образовательной функции музеев;

рост капиталистического производства и потребности промышленности в новых видах сырья, приведшие к интенсификации научных исследований (Ч. Дарвин, Т.Г. Гексли, А.Р. Уоллес, Р. Оуэн), формированию специфических областей знания и появлению специализированных музеев и коллекций, в том числе индийских;

создание Г. Спенсером «органической теории общества», повлиявшей на возникновение представления о важности пропаганды науки в обществе, в частности музейными средствами, в целях повышения социальной стабильности.

В результате исследования были установлены следующие субъективные факторы, которые либо способствовали, либо тормозили процесс коллекционирования индийских памятников, а именно: осознание английскими интеллектуалами необходимости сохранения в музеях предметов индийского прикладного искусства в связи с начавшимся упадком традиционных ремесел Индии; сложная и неоднозначная оценка достижений индийской культуры, формирование веры в исключительную цивилизующую миссию британской нации, помешавшие понять достоинства произведений индийского изобразительного искусства; деятельность целого ряда выдающихся музейных работников, организаторов, ученых-востоковедов (Г. Коул, Дж.Ф. Ройл, О.У. Фрэнкс, Дж. Бердвуд), без энергии и решимости которых индийские памятники не были бы представлены публике в таком объеме.

В § 2 «Всемирные выставки как катализатор процесса формирования музейных коллекций индийских памятников» анализируется воздействие экспозиций всемирных и международных выставок на развитие индийских музейных коллекций. Обширные индийские экспозиции на всемирных выставках позволили более широкому, чем когда-либо прежде, кругу европейских посетителей познакомиться с индийской культурой и повысили интерес к данным памятникам в музеях. Выставки послужили источником поступлений новых индийских экспонатов в музеи, а их территории стали своеобразным полигоном для разработки и апробации новых экспозиционных идей. В частности рассчитанное на эмоциональную реакцию посетителей оформление индийских разделов и индийских павильонов побудило музейных дизайнеров пытаться воспроизводить части интерьеров индийских строений и создавать убедительные ансамблевые комплексы, превращавшие зрителя из бесстрастного любителя необычных вещей или индийских ремесел в «свидетеля» жизни обитателей далекой страны. Экспонаты оказались включенными в характерную для их бытования среду, а представленная предметами информация легче считывалась.

Автор раскрывает значение всемирных и международных выставок как катализаторов процесса межкультурного диалога, осуществлявшегося на рецептивном и на практическом уровне. Знакомство с индийской культурой обогатило английскую культурную традицию не только новыми темами, но и помогло справиться с разрешением назревших в ней проблем. Хотя Великобритания находилась на первом месте в мире по уровню развития промышленной технологии, непривлекательный вид британских изделий не позволял им завоевать мировые товарные рынки. Индийские экспозиции на всемирных выставках, дав широкое представление о прикладном искусстве Индии, содержали хотя и далеко не полное, но вполне определенное «культурное высказывание». Это «высказывание» было понято и принято другой стороной, а ответной «репликой» послужили отклики на выставку и попытки реформирования английского дизайна, которые стали ярким явлением культурной жизни Соединенного королевства. Так, экспонаты «Индийского двора» на Великой выставке в Лондоне в 1851 г. стали той отправной точкой, вокруг которой развернулось теоретическое обсуждение принципов искусства дизайна и состояния этого искусства в Великобритании. Многие считали, что индийские товары, произведенные вручную, отличались гармоничным соответствием декора изделия его форме и отсутствием «иллюзорного» правдоподобия европейского орнамента, которое эту форму нарушало. (Р. Редгрейв, Г. Коул, Д. Р. Герберт, О. Джонс, А.У.Н. Пьюджин). Все это побудило устроителей выставки после ее закрытия в целях развития дизайна создать Музей продукции производства. В музейном деле особую важность приобрела идея учебного музея и путешествующих учебных коллекций.

В § 3 «Основные тенденции функционирования музейных собраний индийских памятников» анализируется эволюция индийских коллекций во второй половине XIX – начале XX вв. освещается история самого большого европейского собрания индийских экспонатов – Музея Ост-Индской компании, который перешел под юрисдикцию министерства Индии, а затем был уничтожен. Коллекции были расформированы и разделены между разными музеями согласно их профилю. В диссертации удалось выявить следующие особенности бытования индийских экспонатов:

трансформация тематических групп памятников, которая шла синхронно с процессом специализации коллекций и профилизацией музеев;

перемещение интереса публики на экспонаты, представляющие индийские ремесла; появление в музеях новых видов предметов (фотографии) и тематических групп (археологические памятники);

увеличение количества, разнообразия и значения этнографических экспонатов в связи с развитием этой науки;

повышение значимости информативной и образовательно-воспитательной функции коллекций (учреждение школ дизайна, использующих музейные экспонаты в процессе обучения, создание передвижных торговых коллекций, продление времени для посещения);

построение музейных экспозиций, выявляющих эволюционный принцип развития, описанный Ч.Дарвином (Британский музей естествознания, музей Питт-Риверс).

Сравнительный анализ процесса музейного коллекционирования индийских экспонатов в странах Европы и Америки позволил выявить следующее: в отличие от первой половины XIX в., когда лишь Великобритания обладала крупными индийскими музейными коллекциями, во второй половине XIX – XX вв. индийские коллекции начали играть заметную роль в собраниях других европейских музеев; большинство индийских коллекций в Европе и США попадало в собрания этнографических музеев и музеев прикладного искусства, созданных по модели Саут-Кенсингтонского музея; индийскими музейными коллекциями обладали страны, когда-либо располагавшие колониями в Индии (Англия, Дания, Франция), а также те, которые имели протяженные границы с восточными государствами, торговые и политические интересы на Востоке (Россия). Потребность в обладании индийскими коллекциями возникала и в странах, где быстрыми темпами развивались промышленность, торговля и наука (США, Германия).