DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 27.09.2012

Материалы

загрузка...

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Саврасова Лариса Аркадьевна, 27.09.2012

 

Многие зарубежные и отечественные авторы подчеркивают важность изучения людей, занятых в управленческой деятельности, то есть руководителей (М. Борневассер, С.В. Касл, Л. Росс, Р. Нисбетт, Е.М. Борисова, Т.С. Кабаченко, Ю.В. Синягин, В.А. Толочек).

Профессиональная деятельность руководителей сопряжена с достаточно стрессовыми условиями работы. Руководителям приходится функционировать в ситуациях неопределенности, неожиданности, принимать решения при дефиците времени и колоссальной информационной нагрузке, а также быть ответственными за принятие данных решений и осуществлять контроль над их исполнением. Все это приводит к тому, что управленческая деятельность предъявляет целую систему требований к личностным и профессионально-важным качествам субъектов управления.

Значительное число работ в области психологии управления посвящено проблеме стрессогенных факторов и их влиянию на работоспособность человека, адаптации личности к условиям профессиональной деятельности (А.А. Бодалев, О.С. Васильева, Н.Е. Водопьянова, Р.М. Грановская, Л.И. Дементий и др.). Тем не менее, на сегодняшний день существует значительный пробел в комплексных исследованиях копинг-поведения в условиях профессиональной деятельности руководителей.

Успешность профессиональной деятельности руководителей связана и со структурой их личностных качеств, и со способностью преодолевать проблемные ситуации в профессиональной деятельности. Но на сегодняшний день практически отсутствуют исследования взаимосвязи профессионально-личностных характеристик, способов поведения в стрессовых ситуациях и эффективности профессиональной деятельности в целом.

Проблема противодействия стрессу в западной психологической науке получила отражение в понятии «копинг». В отечественной психологии понятие «копинг» включено в структуру понятия стресса и трактуется как психологическое преодоление, совладание или адаптивное поведение, включающее комплекс способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний.

Принципиально новый подход к изучению копинг-поведения, представляющийся нам наиболее интересным, предложили С. Фолкман и Р. Лазарус. Прежде всего, копинг рассматривается ими как динамический процесс с составляющими структурными элементами. Понимание копинга как процесса, где человек использует различные приемы и способы преодоления, а также их сочетания, подчеркивается и отечественными авторами (Л.И. Анцыферова, К. Муздыбаев, С.К. Нартова-Бочавер). Вследствие того, что копинг ? это определенный процесс, который всегда должен рассматриваться в динамике и изучаться с позиции целостности и изменчивости, исследователи имеют возможность выявлять более тонкие и сложные механизмы совладающего поведения.

Анализ существующих на сегодняшний день моделей преодоления стресса позволяет говорить о фактически сложившемся интегративном личностно-ситуационном подходе, который способствует новому пониманию отношений «личности» и «среды». Согласно данному подходу люди отличаются по степени проявления стабильности их личностных особенностей в разных ситуациях. В свою очередь ситуации отличаются друг от друга по тому, насколько они способствуют или препятствуют проявлению индивидуальных различий людей, а люди с определенными личностными особенностями имеют тенденцию выбирать определенные типы социальных ситуаций и др. Все эти факторы, вместе взятые, и оказывают влияние на выбор способов преодоления. Именно эти положения и послужили теоретической основой нашего исследования.

Существует широкий диапазон стратегий преодоления стресса, систематизация и описание которых представлены в ряде работ зарубежных и отечественных авторов (С. Фолкман, Р. Лазарус, П. Тойтс, А. Биллинг, С. Карвер, К. Масени, Л.И. Анциферова, И.А. Джидарьян). Но до настоящего времени отсутствует единая классификации копинга. Обобщая весь опыт работ в области исследования стратегий копинг-поведения, можно выделить три основных варианта копинг-поведения: 1) копинг, направленный на решение проблемы; 2) копинг, направленный на эмоциональный ответ; 3) копинг, направленный на оценку (в данный вид копинга входит и такой традиционный механизм психологической защиты, как избегание).

В нашей работе, вслед за Л.И. Анцыферовой, С.К. Нартовой-Бочавер, Н.Т Водопьяновой, Л.А. Китаевым-Смыком и др., мы считаем, что на процесс преодоления, наряду с ситуационными факторами, оказывают влияние и личностные факторы. На сегодняшний день не существует однозначных данных, подтверждающих взаимосвязь определенных личностных особенностей с тем или иным типом копинга. Тем не менее, существуют базовые личностные детерминанты, которые обусловливают процесс преодоления, к которым относятся: локус субъективного контроля (Л.И. Анциферова, В.А. Бодров, Л.И. Дементий, Л.Г. Дикая, А.А. Реан), особенности характера и темперамента (К. Леонгард). Кроме этого подчеркивается значимость эмоциональной и волевой сфер личности, а также ряд других личностных черт (А.А. Бодалев, В.И. Голованевская, Л.А. Китаев-Смык). Кроме этого к личностным детерминантам могут быть отнесены не только личностные (психологические) характеристики, но и пол, возраст, социальные роли, принадлежность человека к определенной профессиональной группе.

Проблеме стрессогенных факторов и их влиянию на работоспособность человека, адаптации личности к условиям профессиональной деятельности посвящено много работ в отечественной науке (Л.И. Александрова, С. Алдвин, Л.Г. Дикая, А.В. Махнач, Л.А. Китаев-Смык и др.). Тем не менее, на сегодняшний день существует значительный пробел в комплексных исследованиях копинг-поведения в условиях профессиональных стрессовых ситуаций, в частности, у руководителей различного ранга, пола, возраста и стажа работы.

Также на сегодняшний день практически отсутствуют исследования по изучению взаимосвязи профессионально-личностных характеристик, способов поведения в стрессовых ситуациях и успешности профессиональной деятельности руководителей.

Таким образом, процессы преодоления стресса обусловливаются сложным взаимодействием, во-первых, личных и социальных факторов, во-вторых, типом стрессовой ситуации (стрессоров) и, в-третьих, различиями в стратегиях противодействия стрессу, что требует дальнейших исследований проблемы общности и специфичности способов преодоления стресса в различных жизненных ситуациях разными категориями людей, в том числе и в профессиональной сфере.

Вторая глава, ? «Объем, организация и методики исследования», ? включает в себя описание выборки, условий, объема, организации и методик экспериментального исследования.

Решение задач диссертационной работы проводилось в ходе комплексного психологического исследования, включавшего изучение личностных особенностей и психолого-акмеологических особенностей копинг-поведения руководителей, работающих в управлении группы компаний «ФК «Ладога», включающей пять предприятий.

Общий объем выборки диагностического исследования составил 164 человека, из них 88 мужчин-руководителей и 76 женщин-руководителей (в возрасте от 24 до 55 лет) и обеспечена как вертикальная, так и горизонтальная репрезентативность выборки. Респонденты являлись представителями различных профессиональных сфер деятельности, что обеспечило возможность выявить типические особенности копинг-поведения независимо от вида профессиональной деятельности руководителей.

Расчетная погрешность выборки составляет 5%. Возрастной и образовательный состав, профессиональный уровень, стаж управленческой деятельности и статусный уровень представлены довольно широко, что отражено в анкетных данных респондентов.

Основные направления исследования и использованные методики приведены в таблице 1.

Статистическая обработка материалов исследования выполнена при помощи стандартных пакетов прикладных программ «Microsoft Office Excel 2007» и «SPSS Statistics 17.0»., обеспечивающих выполнение общепринятых одномерных статистик, многомерных математико-статистических методов, адекватных задачам исследования.

Таблица 1

Направления и методики исследования

Направления исследования Методики

Исследование успешности деятельности

Оценка психологических характеристик личности руководителей и успешности профессиональной деятельности Экспертная оценка психологических характеристик личности руководителя и успешности профессиональной деятельности (по Ю.П. Платонову)

Исследование копинг-поведения

Изучение базовых копинг-стратегий руководителей Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (СISS) Н. Эндлера и Дж. Паркера (в адаптации Т.А. Крюковой); методика «Индикатор копинг-стратегий» разработанная Дж. Амирханом и адаптированная Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским

Исследование ситуационного контекста копинг-поведения

Изучение особенностей восприятия стрессогенных ситуаций руководителями с различным уровнем успешности Анкета «Пространство организационных проблем» В. Снеткова

Исследование личностных особенностей

Изучение личностных характеристик руководителей с различным уровнем успешности Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда (в модификации Г. Шмишека); анкетный опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера; методика «Оценка эмоционально-волевых качеств» (по Н.Н. Обозову и Г.В. Щекину); методика для оценки уровня развития адаптационных способностей личности (МЛО «Адаптивность») А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина

Статистическая обработка данных Одномерные (t – критерий Стьюдента, F – критерий Фишера, ?? - критерий согласия (Пирсона) и D – критерий Колмогорова-Смирнова), корреляционный анализ, структурный анализ, многомерные (регрессионный и дискриминантный анализ)

Таким образом, в процессе исследования использовался комплекс психодиагностических методик, предназначенных для психологического анализа особенностей личности и копинг-поведения руководителей.

Третья глава, ? «Эмпирическое исследование психолого-акмеологических особенностей копинг-поведения руководителей с различным уровнем успешности», ? посвящена анализу и обсуждению результатов эмпирического исследования.

Первый этап исследования был направлен на изучение распределения руководителей по уровням успешности профессиональной деятельности, которые определялись по результатам экспертной оценки.

В основу оценки успешности деятельности руководителей был положен метод экспертной оценки психологических характеристик личности руководителя (Ю.П. Платонов). Параметры оценки представляют собой перечень характеристик, реализация которых обеспечивает высокую успешность профессиональной деятельности. Собственно оценка кадров управления представляет собой в этом случае определение степени реализации руководителем указанных поведенческих характеристик.

*Указанные в бланке психологические характеристики личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в его деятельности семи признаков каждой характеристики, оценивались экспертами применительно к конкретному руководителю по десятибалльной шкале: низшая оценка – 1, высшая – 10.

Степень согласованности мнений экспертов оценивалась по величине коэффициента конкордации (W), который в зависимости от степени важности мнений экспертов лежит в пределах от 0 (при полном отсутствии согласованности) до 1 (при абсолютном единогласии экспертов). В нашем случае коэффициент конкордации W ? 0,90 ± 0,02, что свидетельствует о высокой согласованности мнений экспертов.

Таким образом, общий средний балл экспертной оценки деятельности каждого руководителя позволил сделать заключение об уровне успешности их профессиональной деятельности.

На основании полученных усредненных баллов экспертной оценки были выделены пять групп руководителей соответственно уровням реализации у них указанных качеств и, соответственно, успешности их профессиональной деятельности (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровни успешности).

По данным экспертной оценки профессиональной деятельности руководителей были выделены пять уровней успешности – высокий (средний балл 9,2), выше среднего (средний балл 7,5), средний (средний балл 5,5), ниже среднего (средний балл 3,5) и низкий (средний балл 2,4) (рис. 1).

Рис.1. Распределение руководителей по уровням успешности профессиональной деятельности