DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 27.09.2012

Материалы

загрузка...

Антропологическая интерпретация гегелевской философии в творчестве И.А.Ильина

Коломейцева Татьяна Сергеевна, 27.09.2012

 

Коломейцева Татьяна Сергеевна

Антропологическая интерпретация гегелевской философии в творчестве И.А.Ильина

09.00.03 – История философии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Екатеринбург – 2012

Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Научный руководитель

доктор философских наук, доцент Александров Александр Александрович

Официальные оппоненты:

Гончаров Сергей Захарович, доктор философских наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», заведующий кафедрой философии и культурологии,

Гладкова Ирина Витальевна, кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», заведующий кафедрой философии

Ведущая организация ФГБУН Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук

Защита состоится 8 ноября 2012 г. в 14.30 час.

на заседании диссертационного совета Д 212.285.14 на базе ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» по адресу: 620000, Екатеринбург, пр. Ленина, д.51, зал заседаний диссертационных советов (комн. 248).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Автореферат разослан ____________________________

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук, профессор Ионайтис Ольга Борисовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Влияние философии Г.В.Ф. Гегеля на историческое, духовное, научное развитие последующих поколений настолько велико, что концептуальные изменения в любой ипостаси этого развития приводят к усилению внимания исследователей к гегелевскому наследию во вновь открывшемся ракурсе.

Эпоха конца XIX – первой половины XX века стала свидетелем формирования новых наук о человеке: психологии, философской антропологии, антропологического направления в социологии. Теоретические поиски в этих областях вкупе с трансформацией научной картины мира, а также необходимостью осмысления экзистенциальных проблем, вызванных национальными революциями и мировой войной, способствовали большей сосредоточенности ученых на разработке антропологических аспектов миропонимания Г.В.Ф. Гегеля.

У Гегеля тема человека не является центральным пунктом внимания, но оказывается растворенной во всем творчестве, что открывает разнообразные возможности ориентации в сложной палитре гегелевской антропологии.

Философия Г.В.Ф. Гегеля представляет собой одну из самых проработанных тем философской рефлексии Ивана Александровича Ильина (1882–1954). В диссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” Иван Ильин последовательно раскрывает тему человека в гегелевском наследии.

Иван Александрович Ильин – один из наиболее известных представителей русской философии конца XIX – начала XX веков. Тем не менее, вклад И.А. Ильина в русскую культуру является до сих пор не до конца оцененным. Остаются малоизученными многие новые страницы, которые он открыл в таких сферах отечественной мысли, как история философии, политическая и религиозная философия, теория государства и права. Достойны пристального внимания литературоведческие труды и публицистика Ильина, его деятельность в качестве переводчика, ритора, педагога.

Дар целостной, системной философской рефлексии стал для Ивана Ильина своеобразным “ключом от всех дверей”. Ю.Линник называет этот дар “универсальным мышлением”. Благодаря усиленной проработке метатеоретических вопросов опыта познания, И.А.Ильин получает возможность разностороннего исследования всех своих главных тем. Масштаб и значение его философского творчества для русского духовного наследия таковы, что сегодня И.А.Ильина называют Пушкиным философии.

“Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” была издана в 1918 году и явилась итогом 8 – летнего научного поиска Ильина. В эмиграции Иван Александрович Ильин издал ее перевод на немецком языке, существенно сократив текст (с 650 до 350 страниц). Перевод вышел в Берлине под названием “Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге”. Ильин переработал структуру исследования, отказался от двухчастного деления (“Учение о Боге”, “Учение о человеке”) в пользу четырехчастного (“Мыслительный акт Гегеля”, “Сущность Бога”, “Путь Бога”, “Заботы Бога”). Из берлинского издания И.А. Ильин исключил разделы, посвященные гегелевской диалектике, а также большинство разделов, в первоначальном варианте раскрывающих концепцию человека у Гегеля. Издание 1918 года также является особо ценным для понимания интерпретации Ильиным проблемы человека у Гегеля: именно в нем данная тематика представлена в полном объеме, тогда как в последующих трудах русского ученого гегелевские идеи привлекаются, в основном, для разработки вопросов теории познания.

Актуальность изучения смыслообразующих центров антропологической интерпретации И.А.Ильиным гегелевской антропологии и выявления целостной концепции гегелевского человека у И.А.Ильина обусловлена тем, что эта концепция представляет собой особое звено в мировоззрении русского философа. Из нее берут начало многие темы его последующих работ, а значит, она имеет большое значение для понимания всего творчества Ильина в историческом и тематическом единстве.

Иван Ильин эксплицировал из трудов Г.В.Ф.Гегеля образ человека одинокого и страдающего, но имеющего смелость отстаивать приоритет духовных ценностей в бесконечно изменяющемся, трагичном мире. Обращение к такому антропологическому прочтению было актуально в начале XX века, с его расцветом неогегельянства и экзистенциализма, и остается актуальным в начале века XXI. Современное общество потребления не может предложить человечеству достойного духовного ориентира. Люди обречены на одинокий духовный поиск, полный скептицизма и сомнения. Антропологическое прочтение гегелевской философии, представленное И.А.Ильиным, рисует почти ту же картину, за исключением возможности для человека бегства в виртуальный мир, что так характерно для человека современного. Сегодня люди испытывают живую потребность в обретении устойчивых идеалов мировоззрения, и философия Г.В.Ф. Гегеля и И.А.Ильина являются достойными источниками, чтобы черпать из них свое мужество быть.

“Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека” И.А.Ильина считается одной из лучших работ о Гегеле. В литературе традиционно отмечается искусное овладение Ильиным “мыслительным актом” Гегеля, глубина разрабатываемых проблем, великолепная ориентация в текстах немецкого мыслителя, позволившая Ильину тщательно и обильно инкрустировать свой историко-философский труд самыми точными и тонко подобранными цитатами и примерами. Н.Полторацкий называл его “капитальным исследованием”, Д.И.Чижевский так характеризовал его значение для отечественной истории философии: “…дальнейшее развитие русского изучения Гегеля должно будет исходить из работы, проделанной Ильиным, или, по крайней мере, с нею серьезно считаться”. И это далеко не полный перечень достоинств многогранного вклада Ильина в мировое гегелеведение.

Данное исследование опирается на издание “Философии Гегеля как учения о конкретности Бога и человека”, осуществленное в 1994 году издательством “Наука” (Санкт – Петербург) и являющееся идентичным варианту 1918 года. Автор также использует текст проекта книги “Философия Гегеля как созерцательное учение о Боге”, вошедший в собрание сочинений И.А. Ильина (Т. 2, 2002 г.), выпущенное издательством “Русская книга”, и другие труды И.А.Ильина, представленные в Собрании сочинений, изданном в 1993–2008 гг.

Степень научной разработанности проблемы

Философская литература, посвященная творчеству И.А. Ильина, имеет драматическую историю. Десятилетия запрета его произведений сегодня сменились ростом интереса ко всему, что связано с его именем. В современной России, по мере развития логики переходного периода, общество обращается к творчеству И.А.Ильина. В надежде почерпнуть дополнительную аргументацию, его изучают представители различных идеологических взглядов. Все возвращается на круги своя: наследие Ивана Александровича Ильина получает на родине характер влияния, так же, как это было в начале XX века.

Изучение работ Ильина находится на перекрестке нескольких родственных философских проблем. В первую очередь, это исследования, посвященные личности самого И.А. Ильина, его творческой и философской биографии, принадлежащие авторству Т.В.Барковской, Н.К.Гаврюшина, Г.А.Гребневой, А.В.Гулыги, В.В.Зеньковского, А.Ф.Киселева, Ю.Т.Лисицы, Н.В.Мотрошиловой, Н.П.Полторацкого, И.Н.Смирнова, Ю.И.Сохрякова, Д.Б.Цыганкова.

Второе направление разрабатывает вопросы власти, государства и права, социальной философии у Ильина и включает в себя исследования таких авторов, как Е.А.Бороздина, О.Л.Гнатюк, В.А.Гусев, И.И.Евлампиев, А.И.Есюков, М.Б.Золина, Ю.Т.Лисица, А.В.Мальцева, Г.П.Монастырских, В.А.Ковалев, Н.А.Лесков, И.Д.Осипов, Ю.С.Пивоваров, Н.П.Полторацкий, К.Р.Постников, М.А.Реньш, М.В.Рутковская, А.И.Тимофеев; Д.И.Шаронов и другие. Особо можно выделить работы, посвященные анализу трудов Ильина в свете современных проблем государственного строительства, таких исследователей, как А.Ю.Ильин, И.Н.Зернов, Н.И.Изергина, А.А.Фомин, Д.Б.Цыганков.

Третье направление – это изучение религиозно – этических взглядов русского философа. Различные их аспекты здесь отражены в работах С.М.Бабинцева, Н.М.Гутлина, Д.П.Ерисова; О.Т.Ермишина, К.Б.Ермишиной; А.А.Ивановой, И.Н.Иванченко, А.А.Королькова, В.Офферманса, Л.А.Пироговой, В.Ш.Сабирова, С.С.Хоружего. Целый блок работ, имеющий богатую историю, посвящен проблемам насилия и борьбы со злом: труды Ю.Айхенвальда, Н.А.Бердяева, М.Брусиловского, Н.К.Гаврюшина, Е.В.Демидовой; М.В.Загребина, В.В.Зеньковского; Митрополита Антония, Н.П.Полторацкого, Ю.И.Сохрякова, Д.А.Сысуева, В.А.Цвык и др. К этому следует добавить исследования, раскрывающие воспитательный, педагогический потенциал наследия И.А.Ильина, таких авторов, как Л.И.Асанова, А.А.Гагаев, П.А.Гагаев, С.З.Гончаров, М.В.Зима, И.М.Коняева, Н.И.Музафарова, Н.А.Зорина, Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская, В.В.Яковлев.

Четвертое направление – эстетико-культурологическая тематика работ Ильина, разработанная Т.В.Барковской, А.Р.Голубевой, Л.Н.Кондратьевой, А.Г.Лавровым, В.Э.Молодяковым, Ю.А.Огородниковым, П.Паламарчук, О.С.Поповой, А.В.Соколовой, М.В.Финько, А.М.Шариповым.

Пятое направление рассматривает методологическую проблематику наследия Ильина. Среди них нужно назвать работы С.М.Бабинцева, В.В.Михайлова; Л.А.Бойко, А.Г.Вашестова, А.А.Замалеева, В.В.Зеньковского; И.И.Евлампиева и др.