DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 27.07.2007

Материалы

загрузка...

Биомеханическая стимуляция как средство повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студенток

Орлова Светлана Викторовна, 27.07.2007

 

1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической ли-тературы.

2. БМ-стимуляция (Назаров В.Т.,1986).

3. Тестирование физической подготовленности (Лях В.И., 1996).

4. Определение уровня физического здоровья (Апанасенко Г.Л., 1988).

5. Анкетирование.

6. Педагогический эксперимент.

7. Медико-биологические методы.

8. Психофизиологические методы.

9. Математико-статистическая обработка данных ( Ашмарин Б.А., 1991).

Организация исследования:

Исследовательская работа проводилась в период с 2001 по 2006 год в три этапа с привлечением 120 студенток ИрГУПСа по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (ж.д. транспорт)». А на этапе основного эксперимента контрольная и экспериментальная группы включали по 20 студенток каждая.

На первом этапе исследования в период с сентября 2001 г. по май 2003 г. был проведен анализ состояния проблемы, определение логики и методологии исследования и изучалось содержание профессионально–прикладной физической подготовки в системе обучения инженеров организации перевозок и управления на транспорте (ж.д. транспорт). Кроме того, была проведена апробация методов исследования и организация условий для проведения эксперимента.

На втором этапе (с сентября 2003 г. по май 2004г.) осуществлялось определение исходного уровня физической подготовленности, физического здоровья и функционального состояния групп обследуемых студенток. Так же проводилась опытно–экспериментальная работа по использованию БМ-стимуляции в профессионально–прикладной физической подготовке студенток. Контрольные педагогические исследования и врачебно–педагогические наблюдения, по результатам которых определялось влияние БМ-стимуляции на динамику изучаемых показателей, проводились в начале и в конце учебного года.

Третий этап (2004 – 2006гг.) включал в себя обработку результатов исследования, теоретический анализ, разработку и внедрение практических рекомендаций, полученных в ходе исследования, оформление диссертационной

Объект исследования: процесс профессионально-прикладной физической подготовки студенток в высшем учебном заведении.

Предмет исследования: БМ-стимуляция как средство повышения эффективности профессионально-прикладной физической подготовки студенток.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование БМ-стимуляции как средства, усиливающего эффективность учебно-воспитатель-ного процесса, позволит улучшить качество профессионально-прикладной физической подготовки студенток железнодорожного вуза, повысить уровень физического здоровья.

Методологическую основу исследования составили труды ученых в области БМ-стимуляции, разработанные Н.И Аринчиным, Г.Д.Недведской (1974), В.Т.Назаровым (1986), Г.А. Спивак (1987), А.В. Полуструевым, С.Н. Якименко, В.Г. Турманидзе (2004) и др., а также основные положения теории физической культуры, в частности, современные концепции по профессионально-прикладной физической подготовке студентов, изложенные в работах Ю.П. Бобылева (1974), Г.Д. Иванова (1978), А.М. Галаль Эль-Дин (1981), В.И. Ильинича (1987), А.А.Бишаева, Г.А.Горяной (1991), О.А. Маркиянова (1993), С.С. Коровина (1997), В.П. Жидких (1994, 2000), Л.И. Царевой (2001), Л.Ю. Стефаниди (2002), П.Л. Зыкова (2003), Л.Н. Рютиной (2005, 2006) и др.

Методика воспитания физических качеств студентов изложена в работах В.С. Богатырева (1984), В.А. Куренцова (1985), В.А. Кабачкова (1986), В.И. Ильинича (1990), В.П.Жолдак (1991), В.Д. Гончарова (1993), В.К. Бальсевича (1995), Т.А. Булавкиной (1997), С.С. Коровина (1997), В.П.Полянского (1999), В.П.Жидких (2000), В.Я.Борисова (2001), И.Ш. Мутаевой, И.Е. Коноваловой (2004), Н.П. Горбунова (2005) и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обоснована необходимость применения средств БМ-стимуляции в процессе профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров по организации перевозок и управлению на транспорте (ж.д.транспорт).

2. Разработана методика использования средств БМ-стимуляции в профессионально-прикладной физической подготовке студенток.

3. Исследованы возможности применения биомеханической стимуляции в физическом воспитании студенток вузов железнодорожного транспорта.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивались:

- выбором теоретико-методологических подходов, современных научных методик, адекватных поставленным задачам исследования;

- реализацией современных методов математико-статистической обработки полученных результатов с использованием компьютерных программ;

- продолжительностью опытно-исследовательской работы и внедрением результатов в практику.

Теоретическая значимость исследования:

1. Определена структура и специфика средств БМ-стимуляции в учебном процессе по предмету «Физическая культура» при формировании профессионально важных физических качеств будущих специалистов железнодорожного транспорта.

2. Результаты проведенного исследования дополняют педагогические зна

ния о физической подготовке студенток и могут служить теоретико-методической базой для дальнейшего изучения этой проблемы.

3. Установлены требования к организации занятий по методу круговой тренировки с включением средств БМ-стимуляции.

4. Получили развитие идеи о возможностях БМ-стимуляции при подготовке квалифицированных специалистов по организации перевозок и управлению на транспорте (ж.д. транспорт).

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная методика применения средств БМ-стимуляции экспериментально показала свою высокую эффективность в образовательном процессе, позволила более рационально спланировать и организовать учебные занятия студенток при формировании у них профессионально важных физических качеств.

Результаты и выводы диссертационной работы могут представлять интерес для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений и рекомендуются не только для профессиональной подготовки обучающихся, но и могут быть экстраполированы как средства реабилитации в двигательной активности и повышении уровня их физического здоровья.

По данным педагогического эксперимента, разработаны и апробированы практические рекомендации по организации занятий с использованием приемов БМ-стимуляции.

Результаты исследования расширяют теоретические представления и подтверждают практические аспекты повышения профессионального мастерства будущих специалистов железнодорожного транспорта.

Апробация работы. Содержание работы и ее фрагменты обсуждались на региональных, межрегиональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Современные проблемы физического воспитания и спортивной работы в системе образования», ВСИ МВД РФ (Иркутск, 2000); «Система физкультурного образования в Сибири», ИРТФК (Иркутск, 2001); «Спорт, физическая культура, здоровье: состояние и перспективы совершенствования», (Тюмень, 2001); научно-практической конференции СибГАФК по проблеме «Совершенствование олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири» (Омск, 2002); научно-практической конференции филиала СибГУФК на тему: «Развитие физической культуры и спорта в новом тысячелетии» (Кемерово, 2004); научно-практической конференции СибГУФК, посвященной 60-летию Победы (Кемерово, 2005); 6-й научно-методической конференции ВСИ МВД «Проблемы физического воспитания и спортивной работы в системе образования» (Иркутск, 2006); научно-практической конференции, посвященной 75-летию БГПИ – БГУ (Улан-Удэ, 2007).

Положения, выносимые на защиту:

1. Возможности использования средств БМ-стимуляции в профессионально-прикладной физической подготовке студенток.