DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 27.05.2009

Материалы

загрузка...

Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями

Архипова Елена Филипповна, 27.05.2009

 

АРХИПОВА ЕЛЕНА ФИЛИППОВНА

Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями

Специальность 13.00.03 – коррекционная педагогика (логопедия)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва 2009

Работа выполнена на кафедре логопедии дефектологического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова»

Научный консультант: доктор психологических наук, профессор

И.Ю.Левченко

Официальные оппоненты: доктор психологических наук,

Т.Г. Визель

педагогических наук, профессор

Р.И. Лалаева

медицинских наук, профессор

В.Д. Левченкова

Ведущая организация: Московский педагогический

государственный университет

Защита диссертации состоится «24» июня 2009 года в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.136.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, г.Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18,ауд.200.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова» по адресу: 109240, г.Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.

Автореферат разослан « » мая 2009 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук,

Н.В.Геворгян

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Проблема перинатальной энцефалопатии (ПЭП) у детей с ранними органическими поражениями мозга приобрела особую актуальность в последние десятилетия в связи с увеличением числа таких детей до 60-70% в общей детской популяции (А.А.Баранов, Е.П.Бомбардирова, Б.Ф.Гликштейн, Н.А.Урядницкая, Г.В.Яцык и др.).

Обычно диагноз ПЭП к концу первого года жизни снимается, т.к. в результате медицинского воздействия выраженные нарушения компенсируются. Но наши длительные наблюдения показывают, что развитие этих детей к возрасту 4-5 лет характеризуется различными речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи, дизартрические расстройства (ДР) и др.

Особенно прогностически неблагоприятным признаком является недоношенность, осложненная ПЭП (около 10%). Как следствие ПЭП у недоношенных детей к концу первого года жизни часто диагностируется тяжелое поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич – ДЦП (М.Л.Дунайкин, К.А. Семенова).

Обследования детей раннего возраста с последствиями ПЭП показывают, что наиболее частыми являются речевые расстройства – 50,5%, расстройства эмоционально-волевой сферы – 29,2%. Все чаще встречается ранний детский аутизм (РДА) – 12,3%; нарушения поведения и внимания – 7,7%; повышенная утомляемость и истощаемость нервных процессов – 9,2% (З.М.Дунаева, Л.И.Ростягайлова, и др.).

Первые подходы к решению проблемы ранней помощи детям с ПЭП связаны с именами ученых К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, Л.Т. Журбы и др. Они в 70-х годах XXв.заложили основы разработки в теоретико-методологическом и методическом плане проблемы ранней коррекционно-логопедической и психолого-педагогической помощи детям с ПЭП с первых месяцев жизни. Научные положения ранней диагностики и путей коррекционного психолого-педагогического и логопедического воздействия разработаны и являются базовыми. В апробации инновационных на тот период идей принимали непосредственное участие И.Ю. Левченко, Е.Ф. Архипова.

В настоящее время разрабатывается федеральная система ранней помощи детям с особыми образовательными потребностями. На базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии». Определены направления деятельности Центра.

Таким образом, в государственном масштабе поставлена задача осуществить программу ранней помощи детям. Создан проект программы единой государственной системы раннего выявления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. Опорными элементами создаваемой системы в регионах могут быть областные, городские и муниципальные психолого-медико-социальные центры, реабилитационные центры, психолого-медико-педагогические комиссии, группы кратковременного пребывания при общеобразовательных и специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях (Н.Н.Малофеев, Ю.А.Разенкова и др.).

В настоящее время помощь детям раннего возраста находится в ведении двух министерств: Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в связи с чем наряду с позитивными процессами в этой сфере отмечаются и недочеты: недостаточность взаимодействия этих структур; отсутствие нормативно-правовой базы интеграции, недостаточность обеспечения методической и нормативной литературой; недостаточное развитие информационной базы для населения в социальных институтах, оказывающих помощь детям с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие связующего звена в системе взаимодействия семьи и различных ведомств. (Волосовец Т.В.)

Существующий порядок пока не обеспечивает детям раннего возраста комплексной помощи, так как сосредотачивает свое внимание в основном на детях дошкольного и младшего школьного возраста. Дети младенческого возраста с ПЭП не получают квалифицированной психологической и логопедической помощи.

Предлагаемая реконструкция отечественной системы специального образования и создание нового структурного элемента потребует существенного увеличения финансирования, что безусловно может задержать реализацию оказания ранней помощи детям с ПЭП. Нам представляется возможным оказание ранней логопедической и психолого-педагогической помощи в условиях детских поликлиник, где есть все необходимые специалисты: невролог, психолог, логопед, методист комнаты здорового ребенка, педиатр и другие. Организационные вопросы могут быть решены за счет подготовки и переподготовки кадров и расширения их функциональных обязанностей.

В литературе крайне мало представлена проблема изучения детей с ПЭП, не раскрыты методические и организационные аспекты. В связи с этим наше исследование является актуальным и помогает раскрыть некоторые сенсомоторные особенности детей с ПЭП, начиная с младенческого возраста, проследить проявления их в раннем и дошкольном возрасте. В диссертационном исследовании раскрывается организация и содержание комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения (ЛМППс) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Проблема исследования обусловлена наличием следующих противоречий:

между ростом количества новорожденных с признаками раннего органического поражения головного мозга и недостаточностью психолого-педагогической помощи этим детям и их родителям;