DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Развитие музыкального слуха у учащихся дмш на уроках сольфеджио

Ежова Елизавета Борисовна, 27.03.2010

 

Ежова Елизавета Борисовна

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

У УЧАЩИХСЯ ДМШ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО

13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва 2007

Работа выполнена в Московском государственном университете

культуры и искусств на кафедре музыкального образования

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор

Шинкарёва Майя Изъяславовна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

Ефимова Наталья Ильинична

кандидат педагогических наук,

Медведева Марина Анатольевна

Ведущая организация: Российский Государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Защита состоится «___»___________ 2007 г. в ____часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406 Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств, а с авторефератом на сайте МГУКИ.

Автореферат разослан «___»__________ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук, профессор Э.И.Петрова

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования.

Исследования в области развития музыкального слуха ведутся с XIX века. Тем не менее, в музыкальной педагогике остаются ещё нераскрытыми вопросы, касающиеся теории развития музыкального слуха (классификация видов слуха, приоритетные виды слуха для учащихся детской музыкальной школы (ДМШ) и т.д.) и его методики. Данное обстоятельство подтверждает актуальность новых разработок в этой области, в том числе в педагогическом аспекте.

На современном этапе музыкального образования в рамках ДМШ преподавание музыкально-теоретических дисциплин осуществляется преимущественно в узком дисциплинарном направлении. Между тем, как показывает опыт, учащиеся лучше воспринимают учебный материал, когда педагог преподносит его, обогащая некоторыми содержательными элементами из области других, изучаемых школьниками, дисциплин. Именно поэтому для современного музыкального образования является актуальным интегрированное преподнесение дисциплинарного знания, с использованием приёмов, методов, аналогий из дисциплин, изучаемых и в системе ДМШ, и в общеобразовательной школе.

Наше исследование связано с изучением особенностей развития музыкального слуха у учащихся ДМШ на основе взаимосвязи сольфеджио с математикой. Междисциплинарный фактор является одним из ведущих в области теории и практики общей и музыкальной педагогики.

В философской, психологической, музыковедческой литературе накопились интересные сведения об эффективности применения отдельных элементов математики в музыкальной педагогике.

Кроме того, музыковедческие исследования подтверждают очевидность неразрывной связи эмоционального и рационального в музыкальном восприятии, в построении музыкальной композиции.

Наши наблюдения показали, что дисциплина сольфеджио связана с математикой не только отдельными математическими понятиями (число, симметрия, золотое сечение, счёт и т.д.), но и педагогическими методами и приёмами (применением схем, графиков, формул и т.д.).

Нам представляется, что назрела необходимость специального изучения взаимодействия дисциплин сольфеджио и математики в процессе развития музыкального слуха учащихся. Способы и механизмы реализации этой связи, её педагогическая целесообразность и эффективность в процессе развития музыкального слуха учащихся и являются основным направлением для данного исследования.

Степень научной разработанности проблемы

Музыкальный слух, как одну из уникальных человеческих способностей, изучают множество наук. Среди них: физиология (Г. Гельмгольц); музыкальная педагогика (Л.Н. Алексеева, Ю.Б. Алиев, Б.В. Асафьев, В.К. Белобородова, Е.В. Давыдова, И.Г.Иоффе, Д.К. Кирнарская, Г. Любомирский, С.М. Майкапар, Е.А. Мальцева, В.П. Морозов, А.Л. Островский, С.Е. Оськина, Г.С. Ригина, М.С. Старчеус и др.); психология (А.Л. Готсдинер, Б.М. Теплов и др.); музыкальная психология (А.Г. Костюк, Е.В. Назайкинский и др.); музыкальная акустика (Н.А. Гарбузов, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Рагс и др.).

Различные аспекты теории развития музыкального слуха рассматриваются в трудах музыковедов П.Н. Бережанского, Н.А. Гарбузова, С.Г. Гребельника, Д.К. Кирнарской, Г. Любомирского, С.М. Майкапара, Е.А. Мальцевой, В.П. Морозова, М.С. Старчеус, Б.И. Уткина, А. Шнабеля и др.

Методические аспекты развития музыкального слуха рассмотрены в трудах педагогов-практиков, авторов методических и учебных пособий Ю.Б. Алиева, А.В. Барабошкиной, О.Л. Берак, В.А. Вахромеева, Е.В. Давыдовой, Г.Ф. Калининой, С.Е. Оськиной, В. Серединской, Г.Р. Фрейндлинга и др.

Оптимизация развития музыкального слуха – проблема не новая, в том числе и применение элементов математики в дисциплине «сольфеджио». Практически в ДМШ на уроках сольфеджио применяются формулы, схемы, некоторые математические понятия. Но специального научного обоснования эффективности взаимодействия данных дисциплин на уроках сольфеджио детской музыкальной педагогике ДМШ нет.

Для нашего исследования очень значимыми оказались работы философов: Р. Декарта, Г.В. Лейбница, А.Ф. Лосева, Пифагора, Аль Фараби, и др., затрагивающие вопросы взаимосвязи между музыкой и математикой.

Тот факт, что в мышлении музыкантов и математиков всегда присутствют эмоциональная и рациональная сферы, доказан психологами В.А. Апрелевой, М. Блиновой, А.Р. Лурия, Б.М. Тепловым и др.

Нами изучены концепции психологов в области роли познавательного интереса в обучении. В этой связи необходимо отметить труды И.А. Зимней, Е.П. Ильина, К. Левина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, Г. Розенфельда, Б.М. Теплова, Г.И. Щукиной, В.С. Юркевича и др.

Поскольку принципиальным вопросом для нашего исследования является вопрос междисциплинарных связей, нами изучены теории классиков педагогической науки (И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.) и работы современных исследователей (Г.И. Батурина, Г.В. Воробьёва, И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин, И.Э. Унт, Г.Ф. Федорец, В.Н. Фёдорова и др.), затрагивающие данную проблематику. С опорой на теоретические концепции этих учёных в области междисциплинарных взаимосвязей нами разработана собственная концепция развития музыкального слуха у учащихся с использованием элементов математики.