DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Исторический опыт культурного взаимодействия русских и корейцев (середина xix – начало xx вв.)

Иванова Лариса Владимировна, 27.03.2007

 

ИВАНОВА ЛАРИСА ВЛАДИМИРОВНА.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РУССКИХ И КОРЕЙЦЕВ (СЕРЕДИНА XIX – НАЧАЛО XX ВВ.)

Специальность 07.00.02. – «Отечественная история»

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Работа выполнена на кафедре истории и культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточная академия государственной службы»

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Дробница Августина Васильевна

Офицальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Пак Борис Дмитриевич

доктор исторических наук, профессор

ИконниковаТатьяна

Ведущая организация: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»

Защита состоится 22 мая 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.293.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул.К.Маркса, 68, корп. 1, ауд. 311.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет», а также на сайте HYPERLINK "http://www.khspu.ru" www.khspu.ru

Автореферат разослан « » апреля 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидан исторических наук, доцент А.Д.Дордус

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Взаимодействие культур является одной из важнейших движущих сил процесса развития этносов, его обязательным условием и в целом объективной необходимостью. Замкнутость этноса ведет, в конечном счете, к его гибели, и, напротив, способность одной культуры осваивать достижения другой выступает критерием ее жизнестойкости.

Взаимодействие культур в современном мире - процесс сложный и иногда болезненный. Глобализация и интернационализация вынуждают переводить межкультурный диалог на более высокие уровни интенсивности и качества, что рождает свои трудности, которые требуют пристального внимания и решения. Вместе с тем, именно диалог культур, создающий обстановку понимания, доверия и взаимного уважения между народами, является одним из немногочисленных способов снятия межнациональной напряженности без применения военной силы. В то же время появление оружия массового уничтожения, экономическая нестабильность наглядно продемонстрировали, что экономика, политика и военная мощь в современных условиях являются далеко не самыми эффективными инструментами в решении актуальных проблем государств и всего мирового сообщества.

В формирующемся многополярном мире отношения между странами и группами стран, принадлежащим к различным цивилизациям, приобретают иногда антагонистический характер. Некогда сложившееся разделение мира – “Запад и остальные” – нередко становится причиной ожесточенных конфликтов, которые случаются между арабскими и азиатскими странами, с одной стороны, и Западом – с другой. Стереотип, что культуры Востока и Запада взаимно не пересекаются и не имеют общих точек соприкосновения, не способствует конструктивному диалогу между представителями различных цивилизаций. И, тем не менее, история знает примеры взаимовлияния, взаимообогащения и сотрудничества непохожих друг на друга культур.

Уникальным в этом отношении является многовековой опыт культурного взаимодействия российского государства, малоизученный и малоиспользуемый. В отношениях Востока и Запада евроазиатская Россия занимает особое место. В российской культуре продолжается процесс синтеза восточных и западных культурных традиций. Двуединая природа российской культуры позволяет ей быть посредником между Востоком и

В середине XIX века в связи с началом активного освоения дальневосточных рубежей и проникновения в Азию культура России вступила в диалог с культурами народов соседних азиатских стран. В этот период стали складываться формы, методы и принципы взаимодействия, которые обусловили развитие отношений между народами на многие десятилетия вперед. Этот процесс не был простым, на его характер оказывали влияние не только уровень развития взаимодействующих культур, но и конкретные исторические

В опыте соприкосновения культур на Дальнем Востоке особое место занимают российско-корейские отношения, которые за историю их развития ни разу не омрачались вооруженным столкновением. Их особенность подчеркивается современным положением России как гаранта стабильности на Корейском полуострове и во всей Северо-Восточной Азии. В конце XX - начале XXI вв. наметилась тенденция заключения трехсторонних соглашений во всех сферах между Российской Федерацией, Корейской Народно-Демократической Республикой и Республикой Корея. Особая роль России в истории этих стран, влияние русской культуры на развитие культуры Кореи и восприятие русскими достижений корейцев позволяют современному сотрудничеству осуществляться на более высоком уровне. Достижения во взаимодействии культур обоих народов являются фундаментом для решения всего комплекса региональных проблем на принципах общечеловеческой морали.

Степень научной разработанности темы. В отечественной историографии рассматриваемой проблемы можно выделить три больших периода: дореволюционный, советский и постсоветский. На протяжении всех периодов вопросы российско-корейского культурного взаимодействия рассматривались либо в рамках истории России, Кореи и их взаимоотношений, либо исследовались отдельные аспекты культурного взаимовлияния двух народов. При этом изучение темы происходило в двух основных направлениях: внутригосударственном (взаимодействие российской и корейской культур в России, в основном на территории русского Дальнего Востока) и межгосударственном (между Россией и Кореей).

Установление общей российско-корейской границы в 1860 г., активное развитие контактов между двумя странами и начало корейской иммиграции на территорию русского Приморья вызвали в России интерес к изучению Кореи, ее культуры. Чиновники, путешественники, ученые, государственные деятели в той или иной степени уделяли внимание культуре корейских переселенцев, их включению в культурный ландшафт России.

Первое подробное описание поселений корейцев на территории русского Приморья, их быта, хозяйственной деятельности, обрядов принадлежит Н.М.Пржевальскому - руководителю экспедиции 1867-1869 гг. в Уссурийский край. Приоритет в приобщении корейцев к русской культуре Н.М.Пржевальский отдавал миссионерской деятельности Православной церкви. Им также была предпринята одна из первых попыток установления культурных контактов с Кореей.

Особого внимания заслуживает работа сибирского историка и публициста В.И.Вагина, по мнению которого, адаптация корейцев к русской культуре должна осуществляться не административными мерами, а “наглядным превосходством начал, выработанных европейской цивилизацией”. Однако культуру земледелия корейцев В.И.Вагин ставил выше русской, считая ее более пригодной для Дальнего Востока, и замечал, что русским колонистам полезно было бы поучиться у корейцев их способам обработки земли.

Подробное описание способов обработки и возделывания земли, методов хозяйствования корейцев содержится в работах главного агронома при Приамурском генерал-губернаторе Н.А.Крюкова. Корейская культура земледелия, ее проникновение в русские хозяйства и влияние на экономическое развитие Дальнего Востока России рассматривались в работах и других авторов дореволюционного периода.

Работа Н.А.Насекина, служившего в 1890-х годах старшим чиновником по особым поручениям при Приамурском генерал-губернаторе, является наиболее информативным и интересным исследованием по истории и социально-экономическому положению корейских иммигрантов с 1864 по 1895 г. включительно. В ней содержится описание корейских жилищ, хозяйственной деятельности, рассматривается школьное образование корейского населения. Занимавшиеся изучением истории и социально-экономического развития Дальневосточного региона авторы А.В.Кириллов, Н.В.Кириллов, А.А.Риттих, Н.В.Слюнин, В.В.Граве, Е.Т.Смирнов, Г.Т.Муров, В.К.Арсеньев в своих работах освещали различные аспекты темы исследования.

В дневниках, отчетах и записках российских путешественников, посетивших Корею в разные годы, рассматриваются важные для диссертационного исследования аспекты. Работы владивостокского купца П.М.Делоткевича, подполковника Генерального штаба Альфтана, члена Императорского Русского Географического Общества А.Г.Лубенцова и др. дают представление о влиянии русской культуры на корейское население приграничных территорий. Деятельность русских специалистов, миссионеров нашла отражение в трудах полковника Карнеева, В.Серошевского, П.Ю.Шмидта.

Следует упомянуть публикацию Афонасьева и Грудзинского, которые в 1896-1898 гг. работали в Корее в качестве военных специалистов. Авторы подметили множество деталей, которые позволяют более полно воссоздать процесс русско-корейского культурного сотрудничества.

Серьезного внимания заслуживает 3-томное “Описание Кореи”, выпущенное в 1900 г. Министерством финансов России. В нем были обобщены сведения о Корее, полученные российскими и европейскими авторами к началу XX века. Особую ценность представляют главы, посвященные образованию и религиозным верованиям корейцев.

Первые обобщения миссионерской деятельности Русской православной церкви среди корейцев в России и на Корейском полуострове сделали сами миссионеры. Роль православия в приобщении корейцев к русской культуре, распространении и укоренении христианских идей, развитии миссионерских школ среди корейцев исследовалась в трудах начальников Духовной миссии в Корее Хрисанфа (Щетковского) и Павла (Ивановского). Миссионерская деятельность Православной церкви среди корейцев рассматривалась в работах С.В.Недачина, Ф.Прохоренко и др. Таким образом, дореволюционной историографией был накоплен разнообразный эмпирический материал по целому ряду важнейших аспектов рассматриваемой проблемы. Однако культурное взаимодействие русских и корейцев не стало предметом специальных исследований в дореволюционной историографии.

В советский период внимание историков в основном привлекли такие проблемы, как участие корейцев русского Дальнего Востока в антияпонской борьбе за независимость Кореи и борьбе за установление советской власти. Однако в 1920-30-е годы в связи с активным внедрением на советском Дальнем Востоке рисоводства, получившего распространение благодаря корейцам, корейская культура земледелия вновь попала в поле зрения историков. В результате появился ряд работ, в которых затрагивались вопросы взаимодействия и взаимовлияния российской и корейской культур земледелия, методов ведения хозяйства.

В 1920-х годах в Харбине были изданы два труда, представляющие несомненный интерес для исследования. В книге Н.П.Автономова рассматривались вопросы развития просвещения среди корейского населения российского Дальнего Востока. В труде Архимандрита Феодосия (Перевалова), начальника Российской духовной миссии в Корее (1917-1930), была представлена деятельность Духовной миссии на Корейском полуострове за 25 лет ее существования. В основу книги легли документы из архива Российского Генерального Консульства в Сеуле и личные воспоминания