DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 27.01.2012

Материалы

загрузка...

Методология проектирования, конструирования и реализации информационно-педагогического ресурса как средства повышения эффективности муниципальной системы образования

Камалов Ренат Рифович, 27.01.2012

 

Модель руководителя. Субъектный характер ИПР не позволяет использовать модель учителя и систему подготовки для формирования модели руководителя. Построенная нами модель предполагает знакомство руководителя со структурой информационной образовательной среды школы, возможностями программного обеспечения для организаций функций управления, организация проектной и инновационной деятельности с помощью информационных технологий, возможностями внедрения средств информационных технологий в педагогический процесс, знакомство с системой подготовки учителей и учащихся, оценка эффективности использования ИКТ в информационной образовательной среде. Спроектированный нами курс «Информационные технологии в управлении образованием» был построен по схеме: введение в информационные системы и технологии, основы информатизации, средства технического обеспечения процессов управления, программное обеспечение процессов управления. Итогом курса явились разработанные слушателями стратегии информатизации образовательного учреждения.

Модель «заказчика». Построение модели решает задачу информирования субъектов об инновациях, происходящих в системе образования, и возможно в различных вариантах (в зависимости от информационных потребностей муниципалитета, которые могут определяться органами местного самоуправления, администрацией МСО, администрацией образовательного учреждения совместно с родительским комитетом). В системе обучения сочетаются различные направления деятельности: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое.

Реализация моделей субъектов педагогического процесса приводит к тому, что используется инновационный потенциал учителей и учеников в равной степени.

Третий блок модели – результативный. Обозначенные в модели результаты формируются в информационно-открытом процессе обучения, развитии современных педагогических технологий и технологии сопровождения инновационных процессов, формируя при этом систему открытого использования ИПР.

Во второй главе «Сущностные и структурно-функциональные характеристики ИПР и проблемы его создания» представлена методология системы открытого использования ИПР на основе процессов проектирования, конструирования и реализации ИПР. Описаны методологические регулятивы проектирования, конструирования и реализации ИПР, которые выражаются в объединении системного, культурологического и информационного подходов. Обосновано использование системного, культурологического и информационного подходов как основы для построения информационно-открытого процесса обучения в муниципалитете. Представлена концепция, педагогические характеристики процессов проектирования, конструирования и реализации ИПР, разработана технологическая схема и механизмы вовлечения ИПР в деятельность МСО.

В первом параграфе второй главы «Теоретико-методологические регулятивы проектирования ИПР муниципальной системы образования» обосновано построение концепции проектирования, конструирования и реализации ИПР.

Чтобы выявить сущностные характеристики, источники и средства проектирования ИПР, мы воспользовались модельными соглашениями разработанной нами модели ИОСМ и провели исследование методологических подходов на основе опубликованных авторефератов докторских диссертаций на сайте http:\vak.ed.gov.ru. Отобрав 103 диссертационных исследования, мы классифицировали их по видам ИПР, представленного в объекте исследования: управление; обеспечение учебно-воспитательного процесса; организация мониторинга и оценка качества системы образования. Проведенное теоретическое исследование показывает универсальность системного, культурологического и информационного подходов.

Использование системного подхода как регулятива проектирования, конструирования и реализации ИПР муниципальной системы образования предполагает описание педагогической системы как информационно-кибернетической, в которой взаимодействуют «обучающий» и «обучающийся» в информационной образовательной среде. Информационно-кибернетические системы «Информационная обучающая среда – обучающий – обучающийся» могут быть разделены на два класса в зависимости от вида обратной информационной связи: системы открытого образования, ориентированные на применение дистанционных технологий; системы открытого использования информационного ресурса, сочетающие «традиционные» и дистанционные технологии.

Исследование образовательной системы как социально открытой среды позволяет нам утверждать, что данную систему можно назвать иерархической системой с расширяющейся степенью открытости ИПР, подчиняющейся следующим правилам:

– чем больше ресурсов открыто в ИОСМ, тем больше субъектов педагогического процесса могут принять участие в его совершенствовании;

– любой субъект педагогического процесса находится в ИОСМ на определенном уровне иерархии: субъектном, уровне образовательного учреждения, муниципальном;

– ИПР в ИОСМ должен строится с учетом государственных образовательных стандартов (ГОС), международных стандартов качества (ISO), стандартов европейского качества образования (ENQA), технических стандартов (TQM) на основе иерархии.

Использование культурологического подхода как регулятива конструирования и реализации ИПР муниципальной системы образования обусловлено субъектной позицией к определению информации и ИПР. Использование культурологического подхода позволяет рассматривать ИПР как основу формирования знаний и выделить декларативные знания, формируемые на основе чувственных образов восприятия ИПР, процедурные знания, формируемые на основе формально-логических рассуждений и правил информационных систем и баз знаний, рефлексивные знания, формируемые на основе психологических механизмов мышления.

Использование системы положений – единства разработки ИПР, двойственности природы ИПР, орудийно-знакового опосредования процессов хранения, обработки и передачи ИПР – позволяет расширить концепцию проектирования, конструирования и реализации ИПР и уточнить такие понятия современной педагогики, как: «информационная культура», «компьютерная грамотность», «информационная компетентность», а также определить среду информационных ресурсов Интернета как среду, удовлетворяющую ценностям современного образования.

Использование информационного подхода как регулятива конструирования и реализации ИПР муниципальной системы образования позволяет рассматривать педагогический процесс как сложную систему процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно. Выделяя в этих процессах управленческую, учебную и мониторинговую информацию, мы описываем принципы информационного обеспечения педагогического процесса муниципальной системы образования: иерархичности, диалогичности, интегративности, дедуктивности, вариативности, терминальности, векторности. Принципы выдвинуты на основе обобщения практики информационного обеспечения управления образовательными системами. Реализация этих принципов становится необходимым условием системного многоаспектного исследования процессов проектирования, конструирования и реализации ИПР.

В итоге отметим, что использование рассмотренных в параграфе подходов объединяет системную, субъектную и информационную позицию к формированию ИОСМ, оценке эффективности МСО.

Во втором параграфе второй главы «Проектирование, конструирование и реализация ИПР как педагогической системы» мы изучили системные характеристики ИПР, рассматривая его как на уровне внешних, так и внутренних связей. Определили архитектуру системы, принципы, условия и этапы проектирования.

В параграфе показано, что в архитектуре ИПР как системы можно выделить три уровня:

1) уровень проектирования, первая фаза создания ИПР, которая формирует образ ИПР, опираясь на стратегии функционирования и развития МСО;

2) уровень конструирования, фаза вовлечения ИПР в деятельность МСО, которая предполагает создание ИПР как продукта и описание системы его использования;

3) уровень реализации, фаза использования ИПР в процессах управления, обучения и мониторинга, предполагающая реализацию функций стимулирования, обеспечения и генерирования инноваций в МСО.

Таким образом, проектирование, конструирование и реализация ИПР в МСО проходит следующие стадии:

– развитие ИПР происходит в направлении, определяемом субъектной структурой МСО (путь развития ИПР определяется стратегиями развития МСО, стратегиями развития основной образовательной программы, стратегиями организации мониторинга);

– согласование и интегрирование отдельных компонентов ИПР возможно лишь на основе обеспечения функций ИПР и реализации системы планирования, системы обеспечения и системы организации обратной связи;

– результативность использования ИПР обеспечивают технологии: стимулирования внедрения инноваций, формирования индивидуальных образовательных траекторий и формирования информационной культуры субъектов педагогического процесса.

– устойчивость системы определяется только сохранением ее основных методических и дидактических функций, гармоничности в их функционировании;

– реализация функций ИПР в рамках процессов управления, учебном процессе и процессе мониторинга, приводит к формированию системы открытого использования ИПР, развитию инновационного потенциала субъектов МСО.

Проектирование, конструирование и реализация ИПР, в зависимости от вида ресурса, осуществляется субъектами педагогического процесса: администрацией МСО (ИПР управления), педагогическим составом (ИПР учебного назначения) и методической службой (ИПР мониторинга).

На основе вышеизложенного построим концептуальную модель проектирования, конструирования и реализации ИПР (рис. 2)

В данной модели в качестве параметров:

– по горизонтали выступают функции ИПР (стимулирующая, обеспечивающая, генерирующая);

– по вертикали – компоненты педагогического процесса: управление, учебный процесс, мониторинг.

В концептуальной модели находят отражение специфические черты информационного пространства МСО, стратегии его формирования и развития, обусловливают создание комплекса систем планирования, обеспечения и оценки качества. В стратегиях развития МСО основная роль отводится формированию ИПР, определяются субъекты педагогического процесса и их функционал. Исходя из этой информации создаются модели обучения и адекватные ей программы, определяющие выбор содержания и формы обучения, а также логику освоения обучающим и обучаемым определенных действий и процедур.

На основе модели ИОСМ, концептуальной модели проектирования, конструирования и реализации ИПР была построена концепция.

Рис. 2. Модель проектирования, конструирования и реализации ИПР:

1 – стратегия развития муниципальной системы образования; 2 – стратегия построения образовательной программы муниципалитета; 3 – стратегия организации мониторинга в муниципальной образовательной системе; 4 – система текущего планирования; 5 – система обеспечения учебного процесса; 6 – система оценки качества образования; 7 – технология стимулирования инноваций; 8 – технология формирования индивидуальных образовательных траекторий; 9 – технология формирования информационной культуры субъектов педагогического процесса

В структуре концепции проектирования, конструирования и реализации ИПР мы выделяем три основных блока: 1) методологический (обоснование концепции), 2) теоретический (теоретические основы и модели), 3) практический (использование ИПР для проектирования информационно-открытого процесса обучения в муниципалитете).

1. К обоснованию концепции проектирования, конструирования и реализации ИПР относятся ее источники, факторы, особенности. Источниками концепции выступают теория построения модели ИОСМ, основы теории и методики обучения субъектов педагогического процесса в условиях развития информационной образовательной среды, исследования в области информатизации образования.

Понимание ИОСМ как комплекса компонентов, обеспечивающих функционирование системы открытого использования ИПР путем интеграции ИПР субъектов педагогического процесса в ходе целенаправленной подготовки к использованию ИКТ в процессе функционирования и развития МСО, предполагает использование в качестве методологической базы системного, культурологического и информационного подходов для исследования этой среды.

2. К теоретическим основам концепции проектирования ИПР отнесем ведущие идеи и основополагающие принципы.