DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 26.11.2009

Материалы

загрузка...

Развитие структур интегральной индивидуальности студентов с низким уровнем рефлексивности в образовательной среде

Зиник Инна Николаевна, 26.11.2009

 

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечены многообразием используемых методов, методологической обоснованностью позиций исследования, содержательным анализом фактов с использованием математического и статистического аппарата.

Апробация результатов исследования: выступление автора с докладами на IV съезде Российского Психологического общества (2007, г. Ростов-на-Дону), на Университетских чтениях ПГЛУ (2006, 2008, г. Пятигорск), на международной конференции к 110-летию со дня рождения В.С.Мерлина (2008, г. Пятигорск), на V Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образованию, культуру» (2008, г. Пятигорск), через сообщения о результатах исследования на заседаниях кафедры общей психологии ПГЛУ.

Публикации: автором по теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ, в том числе 2 в изданиях, рекомендованных ВАК.

Объем и структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 146 наименований, из них 4 на иностранном языке, и приложений. Общий объем рукописи 150 страниц.

Основное содержание работы

Во введении к диссертации раскрывается актуальность исследования, определяются объект и предмет исследования, описываются цели, гипотезы и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость проведенного исследования, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Проблема развития структур ИИ студентов с низким уровнем рефлексивности в образовательной среде» рассматриваются основные предпосылки формирования теории интегральной индивидуальности. Освещается современное состояние проблемы интегрального изучения индивидуальности. Рассматриваются основные подходы к определению сущности рефлексии и способов ее развития в образовательной среде.

Формирование принципов системного подхода позволили уже к концу 60-х годов XX века изменить представление о месте человека в системе научного знания (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин).

В.С. Мерлин отмечал, что «интегральная индивидуальность — это не совокупность особых свойств, а отличная или противоположная другой совокупности, обозначаемая как характеристики типичности человека. Интегральная индивидуальность — это особый, выражающий интегральное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека».

Особенность учения об интегральной индивидуальности состоит в том, что связи между ограниченным количеством индивидуальных свойств, которые относятся к различным иерархическим уровням, рассматривались с позиций системности. Проблема внутренней детерминации исследовалась в рамках взаимосвязи особенностей структур интегральной индивидуальности и мотивационной сферы личности; с позиций изучения особенностей формирования ИИ в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте. Так же изучалась характеристика структур ИИ студентов с полярным отношением к ценностям: расточительные и бережливые студенты; рассматривалось развитие ИИ школьников младшего юношеского возраста с различными жизненными целями посредством тренинга.

Данная работа является продолжением исследований, направленных на изучение проблем внутренней детерминации структур ИИ, т.е. влияние рефлексивности на развитие структур ИИ.

На современном этапе исследования феномена рефлексии ученые пришли к выводу, что такое обширное разнообразие определений и подходов к проблеме рефлексии только ухудшает качество ее изучения. Вслeд зa A.В.Кapпoвым мы считaeм, чтo нaибoлee пoлнo фeнoмeн peфлeксивности paскpывaeтся лишь чepeз тpиaду бaзoвых кaтeгopий, взятых в их взaимoсвязи. Рефлексивность как свойство, состояние и процесс.

Проблема развития рефлексии в отечественной психологии с проблемой формирования сознания и самосознания (С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, И.И.Чеснокова, Н.И.Чуприкова, В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Г.В.Акопов, М.Е.Маньшин); личностной рефлексии (Н.И.Гуткина); интеллектуальной рефлексии (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, совместно с М.И.Найденовой, Г.Ф.Похмелкиной, Н.Б.Ковалевой, А.В.Советовым, И.В.Палагиной); с исследованием проблемы теоретического мышления (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов); с формированием практического мышления (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская); с позиций формирования творческой личности (В.Г.Богин).

Во второй главе «Организация и методики исследования особенностей развития структур ИИ студентов с различным уровнем рефлексивности» описывается общая организация исследования, методики исследования уровня рефлексивности и разноуровневых свойств ИИ, дается концептуальное обоснование формирующего эксперимента.

ных технологий взаимодействия, обеспечивающих благоприятную возможность и психологическую безопасность совместного осознания эмоциональных отношений к себе, к окружающему миру, к деятельности. Такой подход у образовательному процессу в конечном итоге приводит к очевидному повышению рефлексивности.

Разработанная модель программного и методического обеспечения основана на принципах субъектного и деятельностного подходов. Модель развития ИИ студентов с низким уровнем рефлексивности возможно обозначить как когнитивно-ориентированный тренинг.

Целью данной модели является повышение уровня рефлексивности, которая способствует более адекватному самопознанию и социальному познанию.

Достижению цели способствует решение следующих задач:

- осмысление механизмов формирования рефлексивной позиции и переоценки ее значимости в повседневной жизни;

- развитие свойств интрапсихической и интерпсихической рефлексивности студентов;

- оптимизация общения и его составных базовых социально-психологических процессов (социальных отношений, социального познания, социального взаимодействия);

- осознание чувств, сопровождающих конструирование нового знания в результате трансформации собственной рефлексивной позиции.

Модель развития ИИ студентов с низким уровнем рефлексивности средствами когнитивно-ориентированного тренинга включает в себя три модуля:

1 модуль «Информационный» направлен на погружение участников программы в феноменологию рефлексивности, нацелен на формирование потребности в конструировании новых знаний, изменения в когнитивной сфере (появляются новые аргументы, позиции, мнения, ценности).

2 модуль «Личностно-смысловой» направлен на развитие интрапсихической рефлексии, т.е. способности к выделению, восприятию разных компонентов собственной психики и их анализу (самооценки, самовосприятия, самопонимания, самопознания, самоопределения и т.д.).

3 модуль «Социально-коммуникативный» направлен на развитие интерпсихической рефлексии, т.е. способности к пониманию психики другого человека, которая выражается в готовности «встать на место другого» (гpуппой анализируются oснoвныe мeхaнизмы психoлoгичeскoгo пoзнaния окружающих (стериотипизация, проецирование, децентрация, идентификация, эмпатия и другие групповые и межгрупповые социально-психологические феномены)).

В результате многократного конструирования социальной реальности и анализа социальных ситуаций, направленных на межличностное познание и самопознание происходит трансформация личных представлений участников о собственной рефлексивной позиции.

Методический инструментарий реализуется в следующем алгоритме: когниция – коннотация - эмоция.

Когниция – когнитивная технология направлена на анализ, обсуждение и конструирование нового знания.

Коннотация – поведенческая технология направлена на моделирование и отыгрывание социальных ситуаций, на проектную работу в группах.

Эмоция – эмоционально-ориентированная технология направлена на осознание чувств, сопровождающих конструирование нового знания.

Формы работы на тренинге – общегрупповые обсуждения, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах и тройках, элементы ситуационно – ролевых игр, рисуночные ассоциации, имитационные игры.

В третьей главе «Результаты исследования и их анализ» анализируются полученные в ходе эксперимента результаты.

Для выдeлeния высoкopeфлeксивнoй и низкopeфлeксивнoй гpуппы студeнтoв испoльзoвaлaсь мeтoдикa А.В.Карпова «Диaгнoстикa peфлeксивнoсти».

Материал, полученный в ходе исследования был обработан методами математической статистики (STATISTICA 6.0).

Проведя методику «Диагностика рефлексивности» А.В.Карпова, мы разделили всех респондентов по индексу средней величины и получили две группы: высокорефлексивные студенты (44 человека) и низкорефлексивные студенты (45 человек).

Структуры ИИ высокорефлексивных и низкорефлексивных студентов подверглись статистическому сравнению по отдельным и комплексным измерениям с применением t-критерия Стьюдента.

Статистически значимые различия по отдельным показателям свойств четырех уровней ИИ наблюдаются в девятнадцати случаях из тридцати двух теоретически возможных. Общее в структурах ИИ высокорефлексивных и низкорефлексивных студентов составило - 40,6%, уникальное – 59,4%, наибольшее количество различий выявлено на высших уровнях ИИ.

Дальнейший анализ полученных результатов осуществлялась при помощи дискриминантного анализа (линейная дискриминантная функция по О.М.Калинину).

Структуры ИИ студентов высокорефлексивной и низкорефлексивной групп по комплексным показателям психодинамического, личностного и социально-психологического уровней в отдельности существенно различаются: на 3 из 4 уровнях ИИ (психодинамическом, личностном и социально-психологическом).