DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 26.09.2011

Материалы

загрузка...

Механизм формирования коммерческой тайны как фактор развития современного предпринимательства

Пескова Динара Рустемовна, 26.09.2011

 

2) практические рекомендации автора о повышении эффективности коммерческой тайны на микроуровне были высоко оценены и приняты к внедрению на ряде предприятий Республики Башкортостан (ООО «ОЙО-ГЕО Импульс Интернэшнл», ОАО «Башнефть»);

3) материалы диссертации используются в учебном процессе

ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» при изучении курсов «Государственное регулирование и поддержка предпринимательства в Республике Башкортостан», «Экономическая теория», «Теневая экономика», в процессе преподавания других экономических дисциплин;

4) результаты научного исследования были представлены на рассмотрение в Федеральную службу по финансовому мониторингу по ЮФО и Управление по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ по РБ и вызвали интерес специалистов данных служб. Оба ведомства подтвердили практическую значимость, обоснованность научных выводов работы, а также целесообразность использования в своей деятельности рекомендаций автора в части выявления сокрытия схем теневой деятельности и коррупции под видом коммерческой тайны;

5) материалы проведенного исследования применяются в работе Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан;

6) монография Песковой Д.Р. «Экономическая природа коммерческой тайны» стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2009 года, проводимого Фондом развития отечественного образования, и была рекомендована для использования в учебном процессе и переиздания для широкой научной общественности в России и за рубежом;

7) выводы диссертационной работы используются в деятельности Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Республики Башкортостан.

Результаты исследования также рекомендуются для использования:

1) научными организациями и органами государственной и муниципальной власти при разработке федеральных, региональных и местных программ противодействия теневой экономике и коррупции;

2) предпринимателями и их организациями (союзами, ассоциациями) при формировании концепции экономического развития.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на 12 международных и российских научно-практических конференциях и семинарах, в том числе: ІI Международная научно-практическая конференция «Европейская наука XXI века – 2011» (Польша, 2011); Международная научно-практическая интернет-конференция «Модернизация экономики и общества: правовые, социально-управленческие и информационные аспекты» (Уфа, 2011); VII Всероссийская научно-практическая конференция «ИННОВАТИКА-2011» (Томск, 2011); VI Международная научно-практи-

ческая конференция «Актуальные вопросы правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности» (Уфа, 2010); VI Межрегиональная научно-практическая конференция «Информация. Инновации. Инвестиции» (Уфа, 2010); Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики, политики и права в современной России» (Ростов-на-Дону, 2010); Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы безопасности: экономические, правовые и социальные аспекты» (Уфа, 2008); VIII Международная научная конференция «Модернизация экономики и глобализация» (Москва, ГУ ВШЭ, 2008); Всероссийская научная конференция «Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России» (Москва, ООН РАН, 2007).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа содержит

20 таблиц, 40 рисунков, 4 приложения. Общий объем диссертации 340 страниц. Список литературы состоит из 280 наименований.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Концепция коммерческой тайны, отражающая ее роль в развитии современного предпринимательства

Коммерческая тайна отличается от других результатов интеллектуальной деятельности особой экономической формой извлечения дохода. Получение дохода или полезность коммерческой тайны обусловлены ограничением доступа к коммерчески ценной информации.

Решение задачи определения экономической природы коммерческой тайны как самостоятельной экономической категории могло бы ускорить развитие этого инструмента и повысить эффективность предпринимательской деятельности.

Важнейшими теориями, определившими происхождение и применение коммерческой тайны, по нашему мнению, являются социально-нравственная и экономическая.

Социально-нравственная теория происхождения тайны устанавливает, что тайна первоначально возникла как социальное явление, то есть сокрытие информации диктовалось исключительно социальными мотивами. Таковыми могли быть необходимость сохранения в секрете некоторых аспектов личной жизни человека, семейных тайн, не связанных с материальной заинтересованностью и т.п. Тот факт, что тайна – явление социальное, не вызывает сомнений. Действительно, без общества, без других людей, без «третьих лиц», любой вид тайны не имеет смысла. Однако остается до конца не выясненным, являются ли социальные мотивы тайны основополагающими. Институт тайны – немаловажный инструмент государственной информационной политики, который, однако, далеко не всегда однозначно оценивается обществом. Уважение к чужой тайне, в том числе коммерческой, возможно только в высоконравственном обществе с прочными морально-этическими устоями.

Экономическая теория тайны базируется на материальных основах сохранения секрета. Тайна служит утилитарным целям, преследует материальный интерес. Тайна необходима для получения дохода. Именно меркантильный интерес является побуждающим фактором принятия мер по сохранению тайны.

На формирование современной трактовки коммерческой тайны оказали влияние обе теории. В первую очередь коммерческая тайна имеет своим предназначением обеспечение экономических интересов предпринимателя-собственника коммерчески ценной информацией. Но в то же время коммерческая тайна – это инструмент добросовестного предпринимателя, ограждающий его от недружественных посягательств. Коммерческая тайна определяет нравственные основы механизма предпринимательской деятельности, формируя уважительное отношение к результатам интеллектуального труда экономических агентов.

В диссертации показано, что коммерческая тайна в юридическом понимании и с точки зрения экономической науки различаются. Юристы, согласно Гражданскому кодексу и Федеральному закону № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», определяют коммерческую тайну как режим конфиденциальности секретов производства (ноу-хау). Экономическая сущность коммерческой тайны заключается в том, что это информация, доступ к которой целенаправленно ограничен собственником по соображениям необходимости сохранения имеющихся и приобретения дополнительных конкурентных преимуществ, а также с целью противодействия угрозам экономической безопасности предпринимателя.

Преимущество использования новых изысканий в форме общедоступных сведений в целях стимулирования роста знаний контрастирует с требованиями секретности в целях сохранения монополии на использование новой информации, прямо или косвенно эксплуатируемой в производстве товаров и услуг. Эта двойственность определяет логическую основу для сосуществования институциональных различий между двумя тенденциями исследований в сфере коммерческой тайны – необходимостью сохранения коммерческих секретов и требованием обеспечения прозрачности деятельности предпринимателя.

При рыночных методах хозяйствования акцент делается на экономических соображениях сокрытия тех результатов прикладных наук, которые могут быть использованы в производстве, коммерческой деятельности в целях увеличения потенциальной прибыли.

Коммерческая тайна как экономическая категория сохраняет полезность сведений, которые потеряли бы свою ценность при обнародовании, и способствует превращению информации в дополнительный экономический фактор, при этом факторным доходом в данном случае является информационная рента.

Информационная рента представляет собой долю общего дохода предпринимателя, которую он получил, умело применив собственные или законно приобретенные знания о процессах и явлениях экономики, технических наук и общества. Создание информации – долговременный затратный процесс, основанный на интеллектуальных способностях работников, к тому же результат этого процесса всегда подчинен неопределенности.

В целях сокращения издержек любая фирма заинтересована в получении коммерчески ценной информации компании-конкурента и контрагента. Вследствие того факта, что знания создаются работниками, самым слабым звеном защиты коммерческой тайны являются наемные работники. Факторным доходом труда считается заработная плата, поэтому работники при прочих равных условиях всегда выберут работодателя, предлагающего более высокую заработную плату. Информационная рента, создаваемая в том числе трудом наемного работника, полностью присваивается работодателем. Предприниматель, желающий сохранить свою коммерческую тайну, должен быть готов к двум альтернативам: во-первых, работник, принимавший участие в создании коммерчески ценной информации, за соответствующее вознаграждение может согласиться поделиться ею с заинтересованным третьим лицом, то есть тем самым он получит причитающуюся ему часть информационной ренты; во-вторых, сам работодатель может стать инициатором получения работником части информационной ренты. Вариант перераспределения информационной ренты по инициативе работодателя более предпочтителен, так как он порождает личную заинтересованность работника в сохранении тайны фирмы. Сложность представляет расчет размера выплат. Верхний предел ограничен максимальной долей информационной ренты, которой готов поделиться работодатель, не снижая своей заинтересованности в предпринимательской деятельности. Нижняя граница должна превышать минимально приемлемый уровень компенсации с точки зрения работника. Таким образом, работодатель устанавливает максимум, а работник – минимум, равновесие достигается на условиях компромисса. В любом случае размер компенсации должен быть соизмерим с суммой, которую может предложить за секрет конкурент, так как коммерческая тайна при разглашении полностью теряет свою ценность и, следовательно, стоимость. Также следует сказать и о моральном поощрении работников за соблюдение коммерческой тайны. Благодаря моральному стимулированию работники чувствуют себя членами команды, ощущают, что им доверяют, и это является психологическим стимулом сохранения верности работодателю.

В диссертации показано, что наличие института коммерческой тайны в современной экономике является общественной необходимостью. Цели государства и общества, достигаемые при законодательной защите коммерческой тайны, были систематизированы по следующим основным направлениям.

Во-первых, стимулирование предпринимательской активности. Гарантируя тайну коммерчески значимой информации, общество поощряет предпринимательские и изобретательские способности и содействует развитию предпринимательского потенциала.

Во-вторых, институт коммерческой тайны способствует укреплению морально-этических основ общества. В здоровом обществе каждый его член уважительно относится к конфиденциальной информации другого. Наличие института коммерческой тайны говорит о высокой степени морального развития общества.

В-третьих, упрочение доверия между государственной властью и бизнесом. Государственная защита права на коммерческую тайну способствует поддержанию доверительных взаимоотношений государства и бизнеса. Это является гарантией социальной стабильности и эффективности государственной экономической политики.

В-четвертых, коммерческая тайна как условие, способствующее получению положительного результата предпринимательской деятельности. Коммерческая тайна является не средством извлечения дополнительной прибыли, а условием, облегчающим и в определенном смысле гарантирующим ее получение.

В-пятых, коммерческая тайна – это инструмент поддержки конкурентоспособности предпринимателя на рынке. Природа коммерческой тайны - в том, что, будучи выражением абсолютной монопольной власти на некую информацию (даже в большей степени, чем патент, так как собственник коммерчески значимой информации не обязан ставить государство в известность о возникновении данного права собственности и доказывать, что информация действительно является ценной и новой), коммерческая тайна в то же время является инструментом государственной поддержки конкуренции.

Предложенная в диссертации модель факторной взаимосвязи конкурентоспособности и коммерческой тайны содержит два блока воздействий (стимулирующий и деструктивный) на внешние и внутренние факторы формирования конкурентных преимуществ предпринимательской структуры (рис. 1).

Ожидаемый эффект от применения коммерческой тайны будет определяться по следующей формуле:

– совокупный деструктивный эффект от применения коммерческой тайны j-м предпринимателем.

После ряда итераций с (1) получаем:

следовательно, применение коммерческой тайны имеет положительный экономический эффект в том случае, если:

Таким образом, эффективность использования коммерческой тайны для j-го предпринимателя можно рассчитать с учетом совокупных стимулирующего и деструктивного эффектов применения коммерческой тайны в виде: