DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 26.08.2008

Материалы

загрузка...

Формирование базового уровня информационной компетентности учителя математики

Крутова Елена Викторовна, 26.08.2008

 

публикацию материалов исследования (опубликовано 20 работ по теме диссертации).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность исследования и сформулирована проблема; определены цель, объект, предмет и задачи исследования; сформулирована гипотеза, конкретизированы методы и этапы исследования; определена научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертации «Теоретические аспекты проблемы проектирования учебного процесса базового курса информатики» показано, что современный этап развития системы образования требует ее реформирования на основе вышеперечисленных концепций с учетом перспективных тенденций. Анализ педагогической науки показывает появление новой тенденции – технологизации процесса обучения. В первом разделе анализируются формирование и развитие понятия педагогическая технология, предлагаются различные подходы к классификации и определению критериев этого понятия. Технологизация образования – важнейшее направление развития системы образования и практико-ориентированной педагогической науки, идеи которой закладывались в работах российских ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной, М.Б. Воловича, И.П. Калошиной, З.А. Решетовой, И.И. Ильясова, М.В. Кларина, Н.А. Менчинской, М.Я. Микулинской, О.С. Анисимова, Б.И. Коротяева, С.И. Шапиро, А.Б. Наумова, В.В. Белича, В.П. Беспалько, В.М. Монахова, казахстанских ученых Г.К. Нуртаевой, К.К. Кабдыкаирова, Ж.А.Караева, Г.Т. Хайруллина, Т.Т. Галиева, а также европейских и американских ученых Д. Миллера, Е. Галантера, К. Прибрама, М. Минского и др.

Процесс технологизации образования в основном развивается в трех направлениях: управление образованием, реформирование учреждения образования, технологизация основных видов педагогической деятельности и процесса переподготовки кадров. Главные цели технологизации – улучшить такие трудносочетаемые требования, как снижение трудоемкости и подготовительной деятельности, уменьшение разброса качества ее результатов, повысить эффективность подготовительной и обучающей деятельности. В.Э. Штейнберг считает, что для решения задачи технологизации образования необходимо признать, что в основе многочисленных проблем и затруднений педагогической практики лежит совокупность технологических причин, необходимо уточнить предмет образовательных технологий, чтобы обосновать разработку эффективных дидактических инструментов подготовительной и обучающей деятельности учителя. Технологизация образования – новое, наукоемкое, комплексное направление в развитии образования, разработка которого должна вестись на межпредметном уровне.

Технологизация процесса происходит только в том случае, когда заранее составлен прогноз, определены ожидаемые результаты и средства для их достижения, созданы условия для реализации этого процесса и он запущен. Концепция проектирования учебного процесса может стать технологией при создании конкретного проекта организации процесса обучения по учебному предмету. Проект становится технологией в том случае, если он служит основой организации реального учебного процесса. Много ценных инновационных идей не нашли широкого практического применения из-за не разработанности технологии освоения и внедрения нововведений.

Среди рассмотренных технологий обучения описана технология проектирования педагогического процесса академика В.М. Монахова. В работе указаны источники, основные дидактические идеи и прогнозируемые результаты внедрения этой технологии.

Чем вызвана технологизация педагогического процесса? Почему традиционные методики не обеспечивают решение главных задач современной системы образования? Исследуя эти проблемы, автор анализирует и корректирует ряд основных понятий педагогики. На категорию «метод» нас выводит вопрос «как учить». Ученые-дидакты Р.Г. Лернер, И.Ф. Харламов, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.В. Савин, П.И. Пидкасистый, Т.А. Ильина, С.А. Смирнов, В.М. Монахов и Т.К. Смыковкая акцентируют внимание на разных сторонах понятия «метод». Диссертант на основе анализа исследований по данному вопросу и современного состояния организации педагогического процесса делает вывод о том, что с появлением новых технических возможностей, иных средств обучения происходит эволюция методов обучения, а, следовательно, меняется и смысловая нагрузка самого понятия. Поэтому методом обучения следует считать способ организации учебно-познавательной деятельности, направленной на повышение уровня образования. Традиционные методики не отвечают таким требованиям как целенаправленность, управляемость процедурами, системность, объективность и однозначность диагностики уровней усвоения учебного материала и потому только на 60 процентов обеспечивают эффективность педагогической системы. Отсюда общепринятый подход к организации педагогического процесса не только не может решить поставленные перед системой образования задачи, но и преодолеть существующие проблемы.

Обеспечить максимальную эффективность педагогической системы можно через внедрение новых образовательных технологий. В работе рассматриваются различные подходы к определению понятия технология в образовании: Б.Т. Лихачева, В.П. Беспалько, П. Митчела, В.М. Монахова, И.П. Пидкасистого, В.В. Юдина, В.В. Гузеева, В.А. Сластенина, Н. Стефанова, А. Афанасьева. М. Маркова, Л. Ионина, С.А. Смирнова, М.А. Чошанова, ЮНЕСКО и т.д. и делается вывод о том, что нет единства в определении «педагогическая технология, нет единого подхода и в определении технологии как педагогической, образовательной или технологии обучения. Вместе с тем, если речь идет о педагогической технологии, то она должна описывать организацию процессов обучения, развития и воспитания. Если технология называется образовательной, то соответственно проектируются процессы обучения и воспитания. Термин «технология обучения» наиболее отражает состояние этого рода инноваций в современной школе, поскольку они описывают обычно учебный процесс.

В ситуации, когда требуется пересмотр учебного процесса, приводящий к перепроектированию курса, эффективное принятие решений возможно с помощью технологии педагогического проектирования В.М. Монахова. Разработанные к настоящему времени процедуры указанной технологии можно свести к процедурной схеме.

???$????«?–

Fацию комплекта технологических карт в реальном учебном процессе, аналитическую работу с результатами диагностик, экспертизу программы. Структурно процедурные схемы изображены на рисунке 1.

Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1 . Структура процедурных схем

Во второй главе «Проектирование траектории профессионального становления учителя математики, обеспечивающей формирование базового уровня информационной компетентности» рассматривается анализ педагогических исследований в области подготовки учителя к профессиональной деятельности в условиях информатизации образования (Т.А. Бороненко, А.Л. Денисова, М.И. Жалдак, Л.Ю. Кравченко, Э.И. Кузнецов, Н.В. Макарова, И.В. Марусева, А.В. Петров, С.Р. Романова, М.В. Швецкий и др.), изучение нормативных документов, знакомство с опытом учителей общеобразовательных школ, наблюдения за работой коллег и собственная многолетняя практика преподавания информатики в высшей школе позволяют выделить некоторые проблемы подготовки будущих педагогов в области информационных технологий:

отсутствует преемственность между подготовкой по информационным технологиям в общеобразовательной и высшей профессиональной школе;

современное обучение информационным технологиям в педагогическом вузе фрагментарно и не дает будущим педагогам достаточного опыта в становлении собственной целостной информационной педагогической технологии;

не систематизирована современная образовательная практика на основе НИТО, не разработаны учебно-методические пособия, отражающие эту практику;

в процессе становления находится государственная стандартизация требований к информационной подготовке педагога;

недостаточно разработаны и доступны электронные образовательные продукты, педагоги плохо информированы о таких продуктах;

в преподавании информатических дисциплин слабо выражены межпредметные связи с другими учебными предметами, ориентация на применение НИТО будущими педагогами в конкретной предметной области.

При проектировании учебного процесса мы старались решить выше перечисленные проблемы.

Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;

развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных

формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);

развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);

формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2. Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

подготовка специалистов в области информационных технологий;

подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;

выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий - в зависимости от типа личности обучаемого);

углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

Этими же педагогическим целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;