DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 26.05.2009

Материалы

загрузка...

Социально-психологические факторы формирования общности современных предпринимателей

Швеньк Елена Владимировна, 26.05.2009

 

Рис. 4 Корреляционная плеяда №4 взаимосвязей личностных характеристик предпринимателей типа «Социально–ориентированное объединение»

Как свидетельствует схема, изображенная на рисунке 4, центральным факторообразующим признаком в структуре выраженных социально–психологических свойств предпринимателей типа «социально-ориентированное объединение», является «социальная направленность», положительно коррелирующая с такими показателями, как: «гуманистическая направленность» (0.54), «направленность на взаимодействие» (0.47), «общительность» (0.49), «дипломатичность» (0.43), «ответственность в сфере межличностных отношений» (0.39). Этот симптомокомплекс характеризует социально–опытную, общительную личность, легко приспособляемую к коллективной деятельности, с гибким и дипломатичным подходом к взаимодействию с другими людьми. Значимые положительные связи социальной направленности с показателями: «менеджерская адаптивность» (0.63), «интернальность общая» (0.46), «профессионально–процессуальный аспект интернальности» (0.48), «самоуверенность» (0.39), «сознательность» (0.51), «эмоциональная устойчивость» (0.73) свидетельствуют об эмоциональной зрелости личности с высоким адаптивным потенциалом, проявляющей стойкость моральных принципов.

В разделе «Факторная структура социально-психологических свойств предпринимателей разобщенных и включенных в профессиональную общность» представлены результаты факторного анализа, по методу главных компонент, в группах объединенных и разобщенных предпринимателей, который позволил выявить их общие и отличительные черты. Представители обеих групп обладают схожим симптомокомплексом управленческой зрелости, образованным высоким менеджерским потенциалом, ориентированностью на достижение успеха и решение конкретных практических задач. По остальным параметрам обнаруживаются разнополюсовые отличия. Если для многих предпринимателей, включенных в единую общность, характерна социально–общественная направленность, то для разобщенных – эгоцентрическая направленность; эмоционально-волевая устойчивость, эмоционально-волевая неуравновешенность; коммуникативная компетентность-замкнутость.

В заключительном разделе приводятся рекомендации для руководителей бизнес-объединений по оптимизации деятельности общественных объединений предпринимательства.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Формирование общности предпринимателей можно охарактеризовать как процесс внутригрупповой интеграции, выделяя социально-психологические детерминанты, которые выражены особенностью личностных характеристик и мотивами включенности в эту общность представителей бизнеса.

2. В общности субъектов экономической деятельности на основании мотивации внутригрупповой интеграции эмпирическим путем были выделены типы современных предпринимателей: «защитное объединение», «межличностное партнерство», «имиджевое объединение», «социально-ориентированное объединение».

3. Представители выделенных категорий имеют отличительные особенности не только по мотивам включенности в общность, но и по структуре личностных характеристик.

3.1 Предприниматели типа «защитное объединение» характеризуются индивидуализацией и направленностью на себя. Их стремление и необходимость объединяться в бизнес-сообщества объясняются ярко выраженными потребностями обеспечения себя и своего бизнеса в безопасности, ограждения от внешних угроз и неудовлетворенными материальными потребностями. Проявляемая в структуре личностных свойств высокая степень агрессивности свидетельствует о слабо выраженной диспозиционной терпимости и дипломатичности при социальных контактах и взаимодействии с другими людьми, склонности личности к конфликтам. Завышенная самооценка и слабая выраженность интернальности локус контроля свидетельствует об их невысокой ответственности за происходящие события в жизни в целом и ситуации, складывающиеся в профессиональной деятельности, что обусловливает достаточно низкую способность к менеджерской адаптации. Выделенные особенности представителей данной категории предпринимателей могут объясняться их, сравнительно с другими респондентами выборки, молодостью и начальным уровнем развития бизнеса.

3.2. В социально-психологическом портрете предпринимателей типа «межличностное партнерство» выделяются такие качества личности, как: гибкость и дипломатичность во взаимодействии, умение строить и поддерживать продуктивное общение. Для данных лиц свойственна эмоциональная открытость и легкость в установлении контактов как деловых, так и межличностных. Отсутствие выраженности материальной направленности мотивации предпринимателя к объединению с коллегами говорит о социальном характере их мотивов включенности в общность. Выраженная направленность на взаимодействие, аффилиация, сдержанная агрессивность, - раскрывают гуманистическое начало и развитую способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми, а также коммуникативную компетентность. Особые управленческие способности и высокий потенциал к менеджерской адаптации не отмечаются, также как и показатели, характеризующие эмоционально–волевую силу личности.

3.3. В характеристике предпринимателей типа «имиджевое объединение» выделяются свойства эмоциональной зрелости личности, ответственность и адекватная менеджерская адаптация. Для данной выборки характерны готовность успешного освоения ролей руководителей, самостоятельность в принятии решений, направленность на задачу, что является важным для прогноза управленческой зрелости. В наборе качеств можно выделить высокий самоконтроль как в жизни в целом, так и в профессиональной, социальной и сфере достижений. Отмечается планомерность и упорядоченность в действиях, осознанность социальных требований, дипломатичность с выраженной решительностью и конструктивностью в социальных контактах. Как правило, они жизнерадостно настроены, оптимистичны, уверенны в своих силах и возможностях.

3.4. Предприниматели типа «социально–ориентированное объединение» характеризуются ориентированностью на удовлетворение социальных и самоактуализационных тенденций. В их структуре психологических свойств отмечается наиболее высокий уровень управленческой адаптации, ответственность в профессионально–социальном плане, требовательность к себе, настойчивость, склонность к морализированию. Также отмечается эмоционально–волевая устойчивость и диспозиционная терпимость, обеспечивающие дипломатичность, направленность на взаимодействие и компетентность в сфере межличностных отношений. Предприниматели выделенного типа на основе ведущего мотива объединения с бизнес-субъектами способны к проявлению активной социальной позиции, включению в общественную жизнь своим сложившимся мировоззрением, с собственными взглядами, умением их отстаивать. Выбор жизненной сферы для них происходит с позиции перехода от узколичностных, ориентированных не только на индивидуальные потребности и нормы, до общественных. Потребность в заботе о других можно объяснить фактором зрелости возраста, когда у человека наступает пора переосмысления своего существования, поиска смысла жизни.

4. Несмотря на многообразие определений социальной зрелости личности, мы обобщили объективные и наиболее близкие по содержанию показатели, которые вошли в эмпирическую модель социально зрелой личности современного предпринимателя: высокая способность к адаптации, проявление активной социальной позиции, ответственность, терпимость, потребность в саморазвитии, позитивный взгляд на мир, направленность на взаимодействие и коммуникативная компетентность.

5. Статистический и корреляционный анализ выявили связи и особенности личностных характеристик предпринимателей различных типов, которые отражены в социально–психологических портретах испытуемых. При их сопоставлении с эмпирической моделью социально зрелой личности определились степени выраженности показателей социальной зрелости у представителей выделенных типов.

Определилось, что наиболее приближенным является психологический портрет представителей типа «социально–ориентированное объединение». Выделенные параметры: социальная направленность, дипломатичность, эмоциональная устойчивость, сознательность, высокая готовность к менеджерской адаптации, интернальность локус-контроля, гуманистическая направленность, общительность, уверенность в себе, ответственность в сфере межличностных отношений, заниженная агрессивность образуют симптомокомплекс, характеризующий зрелость личности. Начальный уровень социальной зрелости наблюдается у предпринимателей типа «защитное объединение». От представителей других выделенных категорий их отличают низкие показатели локус-контроля, управленческой адаптации, общительности и готовности к взаимодействию, слабое проявление активности в общественной жизни, эмоциональной устойчивости, моральной нормативности.

6. Существуют сходство и различия в структуре социально-психологических свойств разобщенных предпринимателей и объединенных в общность представителей бизнеса. Представители обеих групп обладают схожим симптомокомплексом управленческой зрелости, образованным высоким менеджерским потенциалом, ориентированностью на достижение успеха и решение конкретных практических задач.

Различия проявились в том, что общность предпринимателей чаще всего образуют представители бизнеса с особенным набором характеристик, в котором выделяются: высокая степень активности в социальных контактах, осознанность соблюдения общепринятых норм, настойчивость, деловая направленность, уравновешенность и дипломатичность. Те бизнес-субъекты, что не включены в общность предпринимателей, чаще всего относятся к категории людей с эгоцентрической направленностью, трудностями в общении и контроле своих эмоций.

7. В результате исследования нами получен инструмент, позволяющий выявлять мотивы объединения предпринимателей, прогнозировать готовность субъектов общности к проявлению социальной активности и строить программы для исследования структуры социально-психологических свойств личности предпринимателей.

8. На основе результатов исследования были выработаны рекомендации для руководителей бизнес-объединений по оптимизации работы общественных объединений предпринимательства, путем выстраивания их деятельности с учетом мотивов внутригрупповой интеграции и особенностей личностных характеристик предпринимателей.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, их соответствие намеченной программе и поставленным задачам, формулируются выводы и намечаются перспективы для дальнейших исследований феноменов предпринимательства.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в десяти публикациях автора общим объемом 2,6 п.л.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

Статьи в журналах по перечню ВАК Минобрнауки РФ:

Швеньк, Е.В. Формирование общности современных предпринимателей: выделение социально-психологических типов и связь с социальной зрелостью личности / Е.В. Швеньк // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. – 2007. – № 20 (49). – С. 399-409.

Швеньк, Е.В. Мотивация объединения предпринимателей и показатели их социальной зрелости: тенденции взаимосвязи феноменов / Е.В. Швеньк // Вестник БГУ, 2009. – Т.14, №2. –С. 585-588.

Статьи, тезисы докладов и другие публикации

Швеньк, Е.В. Исследование мотивационных факторов предпринимательства / Е.В. Швеньк // Мотивация в психологии управления: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Самара, 29-30 июня 2006 г. – Самара, 2006. – С.

Швеньк, Е.В. Исследование структуры потребностей современных предпринимателей / Е.В. Швеньк // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы 2 Междунар. науч.-конф. Санкт-Петербург, 13-14 апр. 2007 г. – СПб, 2007. – С.

Швеньк, Е.В. Мотивационные тенденции интеграции современных предпринимателей в профессиональные самоорганизующиеся общности / Е.В. Швеньк // Перспективы самоорганизации общества в стратегиях глобального развития : сб. науч. ст. Всерос. науч. конф. – Саратов: Науч. кн., 2006. – Ч. 2.– С. 151-156.

Швеньк, Е.В. О показателях социальной зрелости личности современного предпринимателя / Е.В. Швеньк // Ананьевские чтения – 2006: материалы науч.-практ. конф. / под ред. Л. А. Цветковой, А. А. Крылова. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2006. – С. 235-237.

Швеньк, Е.В. Социальная ответственность бизнеса как новая культура взаимоотношений в условиях предпринимательской деятельности /

Е.В. Швеньк // Культура управления в системе менеджмента: межвуз. сб. науч. ст. / Моск. гос. гуманит. ун-т им. М. А. Шолохова; Стерлитамак. гос. пед. акад. – М. ; Стерлитамак, 2006. – С. 84-89.

Швеньк, Е.В. Социальная ответственность в восприятии менеджеров малого и среднего бизнеса / Е.В. Швеньк // Российское государство и бизнес: проблемы и перспективы современных взаимоотношений: материала Респ. науч.-практ. конф., 15-летию БАГСУ. – Уфа, 2006.

Швеньк, Е.В. Социально-психологическая характеристика предпринимателей в контексте эмпирических исследований / Е.В. Швеньк // Психологические чтения. Человек в условиях социальных изменений : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 5-летию факультета психологии. Уфа, 18-19 апр. 2007 г. – Уфа, 2007. – С. 132-315.

Швеньк, Е.В. Социально-психологический подход к исследованию общности предпринимателей / Е.В. Швеньк // Стабилизация экономического развития РФ : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, окт. 2006 г. – Пенза: РИО ПГСХА, 2006. – С. 171-173.