DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 26.02.2007

Материалы

загрузка...

Совершенствование механизма кредитования аграрных предприятий в условиях трансформационной экономики (на примере брянской области)

Зайцев Иван Иванович, 26.02.2007

 

3. Предложен комплекс мер по совершенствованию механизма кредитования в рамках региональной программы развития АПК Брянской области, что позволит осуществить льготное беспроцентное кредитование предприятий АПК, улучшить их финансовое состояние (п.1.6. паспорта специальности 08.00.10);

4. Разработана методика определения класса кредитоспособности аграрных предприятий; обоснован интегральный коэффициент классности на основе применения коэффициента сезонности, более точно характеризующий кредитоспособность сельскохозяйственных предприятий, учитывающий особенности аграрного производства (п. 9.10. паспорта специальности 08.00.10);

5. Предложено новое структурное подразделение в неспециализированных коммерческих банках «Отдел кредитования предприятий АПК», использующий принципы работы специализированного ОАО «Россельхозбанк». Разработана структура отдела, установлены функциональные обязанности его работников (п. 9.16. паспорта специальности 08.00.10).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов коммерческими банками при организации и совершенствовании кредитования АПК. Выводы и положения, изложенные в диссертации, могут быть применены в учебном процессе при совершенствовании программ учебных курсов по следующим экономическим дисциплинам: «Банковское дело», «Финансы» и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования использованы в сообщениях и докладах на: Международной научно-методической конференции «Современный Российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие» (Пенза, 2005); II Международной научно-методической конференции «Роль государства и общества в развитии малого и среднего бизнеса в России» (Пенза, 2005); Региональной научно-методической конференции «Социально-экономические проблемы развития АПК и опыт их решения на региональном уровне» (Брянск, 2005); Международной научно-практической конференции «Государственное регулирование сельского хозяйства: концепции, механизмы, эффективность: Никоновские чтения 2005» (Москва, 2005). По результатам работы опубликована статья в журнале «Достижения науки и техники АПК» (2006,

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 6 научных работах. Общий объем публикаций – 1,7 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 194 наименований и 1 приложения. Объем диссертации – 149 страниц, 18 таблиц, 17 рисунков.

Во введении обоснована актуальность избранной темы диссертации, определены ее цель, задачи, объект и предмет исследования, представлена его научная новизна, основные положения, выносимые на защиту, теоретическая, методологическая и информационная база.

В первой главе «Теоретические основы совершенствования механизма кредитования предприятий АПК» рассмотрен генезис теорий кредитования, выявлены теоретические концепции отечественных и зарубежных ученых по проблемам кредитования, проведен сравнительный анализ особенностей механизма кредитования АПК в России и зарубежом.

Во второй главе «Необходимость совершенствования механизма кредитования аграрных предприятий Брянской области» выявлены основные факторы, сдерживающие развитие кредитования в агросфере; сформулированы рекомендации по совершенствованию кредитного обеспечения вложений в АПК; усовершенствована методика определения коэффициента кредитоспособности предприятий АПК.

В третьей главе «Основные направления совершенствования механизма кредитования аграрных предприятий Брянской области» обоснована необходимость возрождения «Фонда льготного кредитования предприятий АПК», определены меры по совершенствованию кредитования Губернаторской программы развития АПК Брянской области; разработаны основные организационные положения по созданию «Отдела кредитования предприятий АПК» в неспециализированных банках.

В заключении подведены итоги проделанной работы, сформулированы основные выводы и практические рекомендации.

основные положения и результаты работы,

выносимые на защиту

1. Выявлены особенности, характеризующие отличия процесса кредитования АПК стран с развитой рыночной экономикой по сравнению с Российской Федерацией. В становлении кредитной системы аграрного сектора стран с развитой рыночной экономикой важную роль играет государство. Оно определяет выбор оптимального пути развития кредитной системы, обеспечивает ее финансовую поддержку, устанавливает правовую базу регулирования кредитных отношений. В процессе кредитования аграрного сектора участвуют как специализированные, так и большое количество неспециализированных банков. Это обеспечивает неуклонное снижение процентных ставок, удовлетворение потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей в заемном капитале.

Рисунок 1 – Сравнительная характеристика кредитования АПК в

развитых странах и Российской Федерацией

В России сложилось иное состояние кредитной системы АПК. Переход к рыночной экономике обусловил ухудшение положения в сельском хозяйстве; привел к сокращению материально-технической базы растениеводства и кормовой базы животноводства, росту долгов.

Кредитные ресурсы для них стали недоступны. Кроме того, произошло естественное перераспределение активов коммерческих банков в пользу наиболее доходных и менее рискованных отраслей: машиностроения и нефтегазоперерабатывающей промышленности. В результате структура кредитного портфеля большинства банков (кроме ОАО «Россельхозбанк»), предоставляющих кредиты сельскохозяйственным предприятиям, не превышает 4%, в то время как на предприятия промышленности выделяется около 40%. В целом, особенности кредитования аграрного сектора Российской Федерации по сравнению с западными странами представлены на рисунке 1.

Выявленные преимущества западной системы кредитования аграрного сектора выступают как образец, для совершенствования существующей системы кредитования, который, однако, необходимо адаптировать к конкретным условиям нашей страны.

2. Обоснована необходимость возрождения «Фонда льготного кредитования предприятий АПК» как фактора совершенствования финансово-кредитного механизма, действующего на уровне субъекта Российской Федерации. Еще в 1997 г. с целью преодоления кризиса системы централизованного кредитования сельского хозяйства был создан специальный фонд льготного кредитования организаций АПК. Функционирование этого фонда выявило ряд недостатков: 1) ограниченность числа участников кредитования. На практике деньги из фонда распределялись лишь между 5-7% сельскохозяйственных предприятий и менее чем 10% фермеров; 2) имело место резкое ухудшение финансового положения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По сравнению с серединой 90-х гг. XX в. положение в аграрном секторе существенно улучшилось. В 2001-2005 гг. наметились положительные тенденции: обозначился рост сельскохозяйственного производства.

Однако, несмотря на это, проблема кредитования АПК на макроуровне продолжает оставаться актуальной. Нами предлагается возобновление деятельности фонда льготного кредитования сельскохозяйственных предприятий. Последний будет функционировать в новых условиях, когда наблюдается повышение общей привлекательности банковских кредитов. Выросла конкуренция среди банков, что привело к улучшению качества услуг. Сроки кредитования увеличились с 1-2 до 3-4, и даже до 10 лет. Порядок оформления ссуд рядом банков сократился до 2-3 дней.

В создавшихся условиях следует резко увеличить объем находящихся в распоряжении фонда денежных средств за счет дополнительных источников. С этой целью в рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» Правительство РФ могло бы установить специальные отчисления от продажи нефти и газа и использовать часть средств золотовалютного резерва ЦБ РФ.

Рисунок 2 – Механизм возрождения «Фонда льготного кредитования предприятий АПК»

Основные положения возрождения «Фонда льготного кредитования предприятий АПК» представлены на рисунке 2.

Наличие вновь созданного Фонда льготного кредитования предприятий АПК позволит получить следующие результаты: увеличить число участвующих в этом процессе банков, повысить конкурентоспособность на рынке банковских услуг при одновременном улучшении качества обслуживания в аграрном секторе экономики, расширить сферу льготного кредитования сельскохозяйственных предприятий, повысить предложение кредитных ресурсов, удовлетворить нарастающий спрос на них со стороны сельскохозяйственных товаропроизводителей.

3. Комплекс мер по совершенствованию кредитования региональной программы «Об оказании государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянско-фермерским хозяйствам, обслуживающим предприятиям (МТС, РТП) Брянской области». Создание фонда льготного кредитования позволит улучшить процесс кредитования региональных программ. Так, в Брянской области основным инструментом реализации принятой программы, установлено ГУП «Брянская областная продовольственная корпорация».

Рисунок 3 – Кредитные отношения в ходе реализации программы

развития АПК Брянской области

Главная особенность создаваемой системы кредитования – предоставление кредита хотя и на условиях возвратности, но без уплаты процентов за пользование. Это существенно меняет традиционный характер кредитных отношений. В новых условиях (рисунок 3) определяющим со стороны заемщика становится принцип возвратности, а не платности. Конечно, платность не исчезает вообще, а только для заемщика – сельскохозяйственных предприятий области. Это улучшает их финансовое состояние.

При обычных условиях предприятия в среднем получают кредит под 15%. Если Администрация области обеспечивает платность кредита, то сельскохозяйственные товаропроизводители с 1 млрд. рублей сэкономят 150 млн. рублей в виде процентов. Такой эффект полностью отвечает требованиям сегодняшнего дня, выступает как фактор совершенствования кредитования аграрного сектора.

По нашему мнению, следует внести изменения в установленный порядок рассмотрения и предоставления кредитных средств, выделив в нем два этапа (рисунок 4). На первом – предлагается осуществить массовую предварительную проверку финансового состояния аграрных предприятий области, при участии комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области и ГУП «Брянская областная продовольственная корпорация».

Рисунок 4 – Комплекс мер по совершенствованию программы развития АПК Брянской области

Ее цель – поиск потенциальных заемщиков, способных внести наибольший вклад в реализацию программы подъема сельского хозяйства региона. Предлагается начинать данную работу с проведения консультационных встреч с руководителями предприятий АПК, предложив их представителям льготные кредитные продукты, привлечь заинтересовавшихся к предоставлению финансовой отчетности для выявления их кредитоспособности.

На втором этапе работы следует выявить коэффициенты кредитоспособности предприятий, выделить более узкий круг потенциальных заемщиков, которые заносятся в специальный «Реестр кредитоспособности аграрных предприятий Брянской области». Это значительно облегчит поиск тех, кто реально способен участвовать в реализации программы. Кроме того, мы предлагаем установить отношения между кредитором и заемщиком по правилу «одного окна»: когда деловые отношения с потенциальным заемщиком будет вести один сотрудник – специалист высокой квалификации. Предлагаемые меры позволят предотвратить затягивание вопроса по рассмотрению документов, значительно уменьшить время, которое сейчас тратит заемщик на работу с корпорацией.

4. Методика определения класса кредитоспособности предприятий АПК с учетом особенностей сельскохозяйственного производства. Реализация предложенных мер предполагает совершенствовать процесс определения класса кредитоспособности. В этом направлении нами предлагается взять за основу уже существующие коэффициенты, которые обладают важным недостатком: они не скорректированы с учетом особенностей сельскохозяйственного производства; не учитывают его сезонность, низкую рентабельность, более высокую, чем в остальных отраслях, степень риска. Для преодоления этого недостатка нами вводится коэффициент сезонности (Ксез). Он делает уже существующие показатели более реальными, учитывающими особенности данной конкретной отрасли. Его содержание раскрывается в следующем. Календарный год состоит из 12 месяцев. Из них в нашей климатической зоне растениеводством можно заниматься примерно 5 месяцев (с мая по сентябрь включительно). В этот период реализуется основная деятельность предприятия, происходит выращивание и сбор урожая, формируется запас семян. Если взять этот период в отношении к остальному времени: 7 месяцам, то значение коэффициента сезонности будет: Ксез= 5/7. Учитывая его, обоснуем скорректированные коэффициенты определения класса кредитоспособности, которые более точнее отражают специфику кредитования сельскохозяйственного производства.

Д + Кфин.вл.

К1’ = -------------------------------------------- * Ксез

( Коб – (Дбуд + Рр)