DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 25.09.2008

Материалы

загрузка...

Доходная политика муниципальных образований в условиях формирования финансовой самостоятельности территорий

Лунева Татьяна Викторовна, 25.09.2008

 

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006

R? 0,31 0,30 0,13 0,40 0,42

Оценка ? 1652,10 1333,06 747,99 2027,58 2716,6

t-статистика коэффициента ? 9,37 10,37 8,38 11,42 13,22

95% доверительный интервал для ? Нижняя граница 1924,22 1073,75 566,72 1667,22 2299,4

Верхняя граница 2009,98 1596,38 929,25 2378,95 3133,9

Оценка ? -1,14 -0,63 -0,29 -1,07 -0,87

t-статистика коэффициента ? -3,97 -3,97 -2,28 -4,78 -5,02

95% доверительный интервал для ? Нижняя граница -1,73 -0,97 -0,55 -1,53

Верхняя граница -0,56 -0,30 -0,03 -0,62 -0,52

Источник: составлено автором.

Из приведенных данных видно, что в Астраханской области за период с 2002 по 2006 год выявлена статистически значимая отрицательная зависимость между рассмотренными параметрами. С вероятностью ошибки 5% можно утверждать о том, что бюджетная политика в Астраханской области направлена на выравнивание среднедушевых бюджетных доходов МО. Полученная зависимость оказалась статистически значимой, стимулы работают в направлении сохранения и развития собственного налогового потенциала МО Астраханской области.

Основные проблемы повышения финансовой самостоятельности

муниципальных образований

В местные бюджеты Астраханской области для выравнивания и обеспечения минимального уровня бюджетной обеспеченности направляются значительные финансовые средства из различных фондов. По данным Конгресса МО, лишь 2 % МО в РФ обеспечены собственными доходами, а их налоговая бюджетная обеспеченность за первое полугодие 2006 года снизилась на 5 %. В ближайшее время собственные налоговые доходы муниципалитетов вырастут не более чем на 11 %, что не позволит МСУ взять на себя ряд переданных ему функций с регионального уровня.

С 2000 года наряду с сокращением налоговых доходов и увеличением финансовой помощи местным бюджетам наблюдается резкое падение доли местных налогов в структуре доходов МО. Сокращаемые налоговые доходы заменяются финансовой помощью из вышестоящих бюджетов, которая имеет устойчивую тенденцию роста.

Такая ситуация свидетельствует не об усилении внимания федеральных и региональных органов власти к финансовым проблемам МО, а о сокращении их собственных доходов, заменяемых финансовой помощью из вышестоящих бюджетов. В Астраханской области в 2007 году бюджеты только трех сельских поселений из 153 являются самообеспеченными (таблица 7).

В условиях ужесточения бюджетных ограничений набор ограничений на размер долга и объем муниципальных заимствований является чрезмерно детальным и не дает возможности МО вести разумную долговую политику. Ограничение предельного объема муниципального долга фактически уравнивает краткосрочные и дорогие кредиты с долгосрочными и дешевыми. МО жестко лимитируется в привлечении заемных средств, даже если оно вполне способно обслуживать и погашать задолженность. Регулирование размера дефицита также фактически выступает как ограничение на заимствования, поскольку именно они являются основным источником финансирования дефицита бюджета. Целесообразно в качестве базового показателя использовать ограничение обязательств по обслуживанию и погашению муниципального долга в размере 25 % собственных доходов местного бюджета либо 20 % доходов, включающих нецелевую финансовую помощь. В качестве дополнительного ограничения следует использовать предельный объем заимствований, но значительно увеличив его границы по сравнению с существующими. Конкретные параметры подобных ограничений будет зависеть от окончательного определения объема полномочий на муниципальном уровне и, соответственно, размеров местных бюджетов. Ограничение на размер дефицита и на предельный размер гарантий для муниципалитетов, получающих финансовую помощь, целесообразно исключить.

Структура местных бюджетов Астраханской области

по степени дотационности в 2007 году

п/п Наименование показателя Всего в том числе

муниципаль-ные районы городские

округа городские

поселения сельские

поселения

1 Количество местных бюджетов, доля дотации из фондов финансовой поддержки МО и доходов, переданных по дополнительным нормативам, в общем объеме доходов которых составляет: 177 11 2 11 153

2 до 5% 4 1

3 5-9,9% 3

4 10-19,9% 11 2 1 4 4

5 20-49,9% 61 5

6 50-100% 98 3

Источник: составлено автором по данным Министерства финансов Астраханской области.

Существующая практика показывает, что нередко в структуре муниципальной администрации нет организационных звеньев, несущих полную ответственность за разработку и реализацию местной доходной политики, что противоречит рациональному механизму территориального хозяйствования. Следовательно, необходимым является уточнение задач звеньев аппарата МСУ, призванных осуществлять разработку и реализацию муниципальной и в том числе доходной политики. Формирование местной доходной политики, контроль за ходом её реализации, разработка необходимых корректив должны быть организационно обеспечены, для чего в системе органов МСУ должно активно работать соответствующее структурное подразделение – Комитет экономического развития и инвестиций, который призван решать следующие задачи:

1) проводить анализ и осуществлять оценку социально-экономического потенциала МО, проверять эффективность его использования с позиции укрепления доходной базы МСУ;

2) анализировать и оценивать существующую доходную базу МСУ, эффективность реализации принятых направлений и мероприятий, нацеленных на её развитие;

3) анализировать и оценивать исполнение местного бюджета с применением дополнительных новых методов (при помощи использования метода оценки влияния изменения уровня доходов на отдельные статьи расходов бюджета

4) осуществлять прогноз развития и эффективности использования местного социально-экономического потенциала;

5) выбирать и обосновывать цели и эффективные направления наращивания доходной базы МСУ (производится в основном при помощи аналитического

6) организовывать информационную базу данных для формирования и реализации местной доходной политики.

Укрепление доходной базы МСУ должно происходить путём установления взаимовыгодного сотрудничества органов МСУ с внеструктурными формированиями (Фонд поддержки экономического и социального развития МО), которые автоматически становятся участниками реализации местной доходной политики. Данное сотрудничество реализуется в рамках трёх направлений: