DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 25.07.2009

Материалы

загрузка...

Концепция комплаентности в стоматологической практике

Фирсова Ирина Валерьевна, 25.07.2009

 

Поводом для обращения в стоматологическую клинику в 68,2% случаев явилась острая зубная боль, у 29,8% эстетическая неудовлетворенность визуальными характеристиками зубов и полости рта и лишь 2% пациентов заявили о профилактической цели визита.

Проведенное обследование показало наличие у ряда пациентов соматических заболеваний и их симптомов. Так 132 пациента (23,24%) предъявляли жалобы на кашель различной степени продуктивности, 17 (2,99%) - на одышку в покое, 45 (7,92%) – на одышку при физической нагрузке, 67 (11,79%) - на боли в области сердца, 37 (6,51%) - на ощущения сердцебиения, 18 (3,16%) - на перебои в работе сердца. АГ была выявлена у 221 (38,90%) человека, при этом АГ чаще выявлялась у мужчин - 42,81±2,76% (137 человек), чем у женщин - 33,87±3,0% (84 человек) (р<0,05).

Рисунок 2. Частота соматической патологии у пациентов, обратившихся

за стоматологической помощью

Проведенный опрос выявил, что 205 (36,09%) пациентов указали, что на работе испытывают частые психоэмоциональные нагрузки. Определено, что тип поведения «А» (который характеризуется нетерпеливостью, стремлением к доминированию, повышенной работоспособностью, повышенной агрессивностью) встречался у половины пациентов – у 283 (49,82%), тип поведения «В» у 34 (5,98%) (люди с оптимальной продолжительностью и напряженностью труда и чередованием отдыха, имеющие эмоциональную устойчивость, эффективно соотносящие жизненные потребности и имеющиеся возможности) и промежуточный тип «АВ» у 249 (43,83%). Доля мужчин и женщин, имеющих высокие уровни ситуативной тревожности, были одинаковыми 35,0% и 37,09% соответственно. Во всех возрастных группах доля лиц с высоким уровнем тревожности была одинаковой.

Наиболее выполняемыми рекомендациями у пациентов с АГ оказался прием ?-блокаторов - их комплайенс составил 72,0±9,16% у женщин и 56,66±9,20% у мужчин. Наиболее низкая приверженность к лечению выявлена по отношению к гипохолестеринемическим препаратам (статины) - регулярно выполняли рекомендации по их приему лишь 11,76% мужчин и 16,66% женщин. Анализ выполнения рекомендаций по систематическому приему предписанных препаратов по поводу ИБС показал их неполный комплайенс, который колебался от 33,33% до 72,72%. Доля лиц с болезнями органов дыхания регулярно выполняющих врачебные рекомендации составила 44,53±4,55%. Определена низкая приверженность пациентов к выполнению рекомендаций по медикаментозному лечению болезней желудочно-кишечного тракта - число лиц регулярно принимающих препараты составляло от 31,72% (прокинетики) до 55,55% (спазмолитики).

При исследовании причин нерегулярного приема пациентами предписанных лекарств с целью лечения заболеваний внутренних органов, было установлено, что наиболее частыми причинами низкого комплайенса среди пациентов имеющих заболевания сердечно-сосудистой системы, оказались «забывание» - 25,42%, «отсутствие времени» - 23,72% и «отсутствие условий для приема» - 23,72%. Ведущей причиной по отношению к препаратам для лечения хронических заболеваний ЖКТ явилось мнение, что «можно вылечиться без лекарств» – у 35,0%; заболеваний органов дыхания – у 29,41%, сердечно-сосудистой системы – у 19,49%. Причина «отсутствие условий для приема» была больше выражена у пациентов с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (23,72%) и с хроническими заболеваниями ЖКТ (20,0%). На фактор «отсутствие времени», как причину нерегулярного приема предписанных лекарств, указали 23,72% пациентов с болезнями органов дыхания и 15,0% пациентов с хроническими заболеваниями

Рисунок 3. Изменение поведенческих факторов под влиянием социализирующего воздействия врачей-стоматологов.

Примечание: 1 – правильная чистка зубов, 2 – систематическое применение приспособлений для очистки контактных поверхностей зубов, 3 – регулярное применение жидких средств гигиены полости рта, 4 – смена зубной щетки 1 раз в 3 месяца, 5 – применение жевательной резинки при отсутствии возможности провести другие гигиенические процедуры, 6 – высокий уровень информированности о соматических болезнях и их профилактике, 7 - систематическое употребление животных жиров, 8 – систематическое употребление сладких газированных напитков, 9 – стали меньше употреблять сладких продуктов

Определено, что обучение пациентов привело к повышению уровня выполнения ими рекомендаций по диете и режиму питания (рис.3). Таким образом, социальное вмешательство – в нашем случае, предоставление дополнительной информации и формирование установок на ЗОЖ (здоровый образ жизни), оказывает позитивное влияние на стоматологический статус по критерию сопряженности его с соматическим статусом.

Для того чтобы выяснить, в какой мере патология полости рта влияет на уровень комплаентности пациентов, их социальный статус и ролевое поведение, был проведен опрос 200 респондентов в возрастной категории от 18 до 58 лет в группе пациентов, обратившихся за ортопедической помощью. Его результаты представлены в параграфе 6.3 «Медико-социологическое обоснование влияния нозологии на комплаентность пациентов». Среди респондентов 30% лиц – это обучающаяся молодежь, 22% лиц – предприниматели, 20% лиц – рабочие различных производств, 16% лиц, отметивших свою профессиональную деятельность как интеллектуальная (врач, инженер, преподаватель), 4% лиц составили военнослужащие и спортсмены, 8% лиц на момент опроса не работали.

В наших исследованиях при объективном осмотре и в процессе опроса выявлены данные, характеризующие причины обращения пациентов за ортопедической помощь. Так из общего числа респондентов на вопрос «Влияет ли степень разрушения зубов на Вашу готовность лечиться?», 68% лиц ответили утвердительно.

Амбулаторные стоматологические вмешательства у 99,5% пациентов производятся при сохраненном сознании и сопровождаются болевыми реакциями разной степени выраженности. Проведенный опрос выявил, что 30% лиц нуждаются в хирургическом лечении полости рта, в основном связанном с удалением зубов. На вопрос о поведении при необходимости хирургического лечения у стоматолога, 35% (280) ответили, что они обращаются к врачу в плановом порядке, а 65% (520) – что они откладывают свой визит как можно дольше

Только 35% респондентов выполняют рекомендации стоматолога по поводу плановой санации полости рта. Большинство лиц (65%) откладывают свой визит на неопределенный срок, чем провоцируют возникновение осложнений, связанных с одонтогенным очагом инфекции. Причины несвоевременных визитов все те же – страх боли, дефицит времени и т.д.

Из общего числа опрошенных респондентов только 21,8% получают необходимую информацию от стоматолога, 39,7% лиц пользуются СМИ, 26,7% пациентов руководствуются рекомендациями знакомых, остальные 11,8% вообще не интересуются подобной информацией.

Дополнительно было проведено клиническое наблюдение и изучены истории болезни различных этапов лечения пациентов с отдельными нозологическими формами. Изучалось, как формировалось комплаентное поведение больного. Из 20 ситуаций были отобраны наиболее характерные проявления медицинской активности пациентов.

Проведенное исследование дало возможность проанализировать различные варианты адаптации больного к возможным вмешательствам, оценить его отношение к здоровью полости рта и готовность выполнять рекомендации врача в процессе санационных мероприятий.

Недооценка пациентами гигиенических мероприятий в предотвращении заболеваний зубов и тканей пародонта, хроническое течение стоматологической патологии часто предопределяет поведение больного, а именно его позднее обращение и низкий уровень комплаентности.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ подводятся итоги работы. В целом, проведенное исследование подтвердило выдвинутую во Введении гипотезу и позволило конкретизировать представления о комплаентном поведении пациентов стоматологической практики, роли врача в формировании такого поведения и, в конечном счете, позволило выявить еще один резерв повышения качества оказания стоматологической помощи населению.

По результатам работы сделаны следующие выводы:

Основной мотивацией обращения пациентов за стоматологической помощью является острая боль, это подтверждают 67,2% сельских жителей и 50,7% городских; наиболее частой причиной отсроченных визитов к стоматологу становится страх (или ожидание болезненных манипуляций), такой ответ дали 50,3% респондентов.

В процессе формирования комплаентного поведения пациентов важную роль играют не только высокие профессиональные качества врача, но и его личностные характеристики: дипломатичность (21,5% ответов), организованность (20,2% ответов), общительность (16,1% ответов), творческий подход к своей работе (15,9% ответов). Меньшее число пациентов привлекают в докторе такие свойства личности как практичность (12,5% ответов), конформность (8,9% ответов) и прямолинейность (4,9% ответов). На эффективность интеракций в системе «врач-пациент» оказывают влияние характер профессиональной адаптации стоматолога и организация его личностных качеств, формирующих молодого медика как компетентного специалиста.

В основе комплаентного поведения лежит преобладание конформных установок, склонность к компромиссам, конгруэнтность в контактах. 87,9% комплаентных и 6,3% некомплаентных пациентов осознанно соблюдают существующие нормы и правила поведения, они отличаются точностью, ответственностью, деловой направленностью.

Различия в типологии личности влияет не только на поведение индивида в процессе лечебных мероприятий: мера приятия лечения, выполнение назначений и рекомендаций, следованию регламента, но и на выбор тактики врача. Если комплаентному пациенту достаточно авторитетного мнения врача, то для больного не склонного к строгому соблюдению режима лечения необходимо предоставить более полную, доступную информацию о болезни, ее влиянии на состояние полости рта, организма в целом, что, в конечном счете, определяет его качество жизни.

Пациенты не расценивают свое поведение по отношению к стоматологическому лечению как комплаентное/некомплаентное, но почти в трети случаев признают свою ответственность за выполнение назначений врача, хотя еще одна треть отказывается от лечения, как только чувствует улучшение свого состояния.

Составлен социальный портрет врача-стоматолога как агента социализации, результатом которой выступает комплаентное поведение пациента:

Это женщина, 35 – 48 лет, окончившая Волгоградский государственный медицинский университет, дважды или трижды проходившая специализацию, имеет первую или высшую категорию. Чаще всего это стоматолог-терапевт. Замужем (72%), имеет детей. Семья имеет отдельную квартиру, дачу и машину. Основной заработок в семье в 78% - мужа, в 20% - самой женщины, 2% - другое. Друзья семьи, в основном, представляют медицинские специальности (69%).Удовлетворена работой, в хороших отношениях с коллегами, часто недовольна действиями администрации и разницей в доходах главных и простых врачей. Отрицательно относится к вмешательству в работу а )работников Росздравнадзора (34%), б) ТФОМСа (30%), в) Комитета по здравоохранению области (не города!) (28%). В 56% случаев совмещает основную работу в МУЗ с работой в частной клинике. Считает работу в частной клинике менее творческой и более тяжелой. Работает ради денег, поскольку совмещение в частной клинике дает в два раза больше денег, чем основная работа. Но перейти работать в частную клинику не хочет (74% совместителей не хотят менять место работы). Постоянно повышает свою квалификацию, выступает с докладами, проводит инициативные исследования (36%), посещает научные конференции и семинары (28%), иногда выезжает на интересные симпозиумы за свой счет (12%). Считает, что стоматология должна быть отдельной отраслью здравоохранения (82%).

7. Сами врачи считают причинами некомплаентного поведения пациентов:

страх (или ожидание боли) перед стоматологическим вмешательством;

недооценка пациентом серьезности патологии;

недостаточный санитарный и культурный уровень пациента;

материальные затраты, связанные с лечением;

отсутствие диспансерного наблюдения и обязательных медицинских осмотров различных групп населения, особенно «в группах риска» (дети, подростки, пожилые пациенты, работники вредных производств).

8. И пациенты, и врачи единодушны в выделении такой причины некомплаентности как конфликты в стоматологической практике, причинами которых являются:

Незапланированные финансовые затраты 19,1%

Осложнения после лечения 26%

Качество оказания помощи 33,3%

Нарушения медицинской этики 34,5%

Неполное информирование 42,8%

Состояние зубочелюстно-лицевой области и связанное с ней качество жизни имеет социальную и общественную значимость. Проблемы, связанные с нарушением стоматологического здоровья, препятствуют исполнению социальной роли человека, реализации его способностей, желаний, Почти 90% опрошенных уверены, что здоровые зубы и десна значительно влияют на формирование имиджа человека, а 20,5% респондентов осознают риск потери профессиональной пригодности.