DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 25.05.2009

Материалы

загрузка...

Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры

Шомуродов Баходир Боймуродович, 25.05.2009

 

Культурологические и педагогические воззрения Ибн Сины нашли отражение во многих его произведениях. Главной целью воспитания, по Авиценне, является гармоничное развитие ума и тела. Он подчеркивал, что благодаря воспитанию можно достичь пользы для души ребенка: если он будет с детства добросовестным, то это станет привычкой, дурной же нрав порождает дурную натуру. Все виды учебных занятий ученый рекомендовал проводить в коллективе, ибо в этом случае дети «начинают дружить и уважать друг друга». Они не только соревнуются, но и помогают друг другу в усвоении учебных материалов, этим дети гордятся, они перенимают друг у друга хорошие привычки».

Ибн Сина воспевал общечеловеческие гуманистические качества: великодушие, честность, скромность, искренность. Он также стремился поставить знание на службу человеку. В эпоху господства мистико-религиозной идеологии он глубоко верил в творческие возможности человека как венца природы.

Гуманное отношение людей друг другу в своих рубаи культивировал и Омар Хайям. Гуманизм Хайяма, его любовь к человеку отчетливо выражены в его

Хайям воспевал радость жизни, вселял в молодое поколение чувства оптимизма и творческого наслаждения. Поэт советовал молодым не проводить свои дни и часы «без толку в мечтах», брать от жизни все полезное, увлекаться лишь разумным делом, выбирать умного друга, прислушиваться к совету мудрецов.

Ярко выраженный назидательный, воспитательный характер творчества Хайяма способствовал тому, что его стихи жили в народе и передавались из поколения в поколение наряду с пословицами и поговорками.

Омар Хайям цель воспитания видел в становлении здравого смысла, проницательности ума, острой интуиции, высокой нравственности человека. Так, он писал: «Только глубокая интуиция может достичь того вдохновения, которое удовлетворяет совершенную душу и с помощью которого она вкушает наслаждения высокого разума».

Многие высказывания Омара Хайяма по проблемам человека и его воспитания имеют исключительно важное значение для понимания того, как прогрессивные мыслители средневекового Востока подходили к решению вопросов о месте человека в обществе, о предъявляемых к нему требованиях, о самосовершенствовании человека и воспитании общества в

Большое влияние на становление педагогической культуры оказал Саади, который давал советы родителям о воспитании детей. Он призывает их обязательно давать сыновьям определенную профессию, чтобы каждый мог честно трудиться, советует воспитывать в детях чувство гуманизма. Саади создал своеобразный кодекс нравственных добродетелей, ибо считал человечество целым организмом, а отдельных людей его органическими частями. Гуманизм Саади имеет глубокие культурологические, философские, строго обоснованные логические и высоконравственные человеческие основы.

В центре всех произведений Абдурахмана Джами, как просветителя гуманиста также стоит человек, со всеми его жизненными проблемами. Поэт утверждает чистоту и непорочность человеческой природы, которую надо сохранять воспитанием и самовоспитанием. Он призывает воспитывать в людях честность и правдивость, скромность и щедрость, любовь к знанию, презрение ко лжи, высокомерию и несправедливости. Вопрос воспитания молодого поколения в духе человечности и свободолюбия был одним из важнейших социальных вопросов времени.

Джами не отрицает важной роли воспитания в формировании личности ребенка. Он уверен, что при помощи воспитания можно выработать у детей лучшие человеческие качества: гуманизм, чувство дружбы и товарищества, скромность, правдивость, щедрость и трудолюбие.

Эти идеи и наставления Джами, по мнению автора, созвучны современным требованиям Концепции национальной школы Республики Таджикистан и их использование в теории и практике таджикской школы позволит подрастающему поколению сознательно и глубже вникнуть в прекрасный мир своих великих предков, гордиться прошлым и настоящим своего народа и быть достойными его потомками.

Во втором параграфе - «Влияние социокультурной ситуации на культурно-образовательную среду» - отмечается, что культурно-образовательную среду следует рассматривать, как совокупность условий, способствующих актуализации образования, и создаются такие условия историей, экономикой, культурой, наукой, что и обусловливает развитие педагогической культуры в целом.

Автор попытался, по возможности, дать исчерпывающую оценку процессам социокультурного влияния, обосновать те попытки выхода из кризиса, те позитивные изменения, которые осуществляются самими участниками образовательных процессов и которые закладывают предпосылки для развития педагогической культуры. При проведении полевых исследовательских работ диссертант обратился к анализу имеющихся характеристик, описывающих культурно-образовательную ситуацию, сложившуюся в стране. По мнению автора, кризис образования проявляется на фоне целого ряда социально-культурных факторов, особую значимость из которых имеют следующие:

- падение престижа получения образования, в том числе высшего;

- низкий уровень оснащенности школ и вузов республики современными средствами обучения;

- финансирование системы образования по остаточному принципу;

- снижение качества подготовки педагогических кадров;

- утечка высокопрофессиональных специалистов из сферы образования;

-отсутствие эффективных, конкурентоспособных систем распространения передовых форм и методов обучения и воспитания.

Данные выводы согласуются с результатами анализа образовательной ситуации, проведенного автором исследования. В ходе исследования была составлена анкетa - опрос для определения модели управления системой образования в новых социально-экономических условиях. Она проводилась в школе №23 г. Душанбе, среди администрации , учителей и родителей учащихся.

шаги, направленные на улучшение положения в общеобразовательной школе.

Историко-педагогический аспект культурно-образовательной ситуации в школах нового типа определяется переходом государства на демократические принципы правления.

Анализ показывает, что рыночные отношения отрицательно влияют на образование. Из проведенных опросов среди учителей и родителей, учащихся в школах Душанбе становится очевидным, что рынок обострил кризис духовности, породил детскую безнадзорность и преступность, усилил социальную незащищенность детей, учителей. По мнению названных респондентов, трудный переход к рыночным отношениям приводит к непредсказуемым последствиям: дестабилизирует политическую обстановку, ведет к росту преступности, обостряет до крайностей национальные отношения. В этом же ряду - денежная инфляция, нарушение хозяйственных связей и другие неожиданно возникшие "спутники" рынка. Все это заставляет критически оценивать идеальные схемы в образовании, тормозит процессы его реформирования, сказывается на физическом и духовном облике подрастающего поколения.

Культурный аспект образовательной ситуации в Таджикистане связан с теми отношениями, которые возникли и развиваются между образованием и культурой. В течение десятилетий, будучи оторванной от культуры, система образования с успехом использовалась тоталитарным режимом, как машина подавления личности. В рамках школы, искусственно изолированной от общества и окружающего мира, все ученики получают одни и те же знания, одну и ту же информацию, что приводит к унификации мышления, к лишению школьника его индивидуальности.

Проблему возвращения педагогической культуры Таджикистана в контекст мировой педагогической культуры необходимо решать в рамках культурологического подхода к образованию. При таком подходе образование становится частью культуры и само выступает как культура, характеризующая уровень развития и общества, и человека.

Социологические исследования показывают, что качеством образования сегодня не удовлетворены 83% учителей, при этом 65% учителей считают, что педагогическое образование, которое они получили, отвечает последним достижениям педагогической науки и т.д.

Данные, характеризующие удовлетворенность учителя своей деятельностью, в сопоставлении с особенностями современной культурно-образовательной ситуации и ее аспектами, выделенными автором, позволяют сделать следующие выводы: качество современного педагогического образования, отсутствие устойчивых связей между образованием и наукой лишают учителя возможности формировать способности к самообразованию, у него пропадает интерес к науке, инновационной и творческой деятельности. Вместе с тем нельзя не отметить, что 32,6% учителей уверены в успешности своей деятельности, и по мере увеличения стажа педагогической работы количество таких учителей растет. Одним из значимых показателей удовлетворенности учителя своей работой являются те непосредственные эмоциональные состояния, которые он испытывает на уроке.

Главная тенденция современных требований в образовании состоит в гуманизации педагогической деятельности, в способности учителя осуществлять личностно-ориентированное образование, удовлетворяющее образовательные потребности детей, родителей, в способности учителя осуществить социальную защиту и поддержку ребенка. Это предполагает существенные изменения в массовом педагогическом сознании учительства, связанные с технологиями образовательного и воспитательного процесса, ценностными ориентациями учителя в современной культурно-образовательной ситуации, его гуманистической педагогической позицией и т. д.

В третьем параграфе «Педагогическая культура как социальный феномен» - автор подчеркивает особый статус исследуемого явления, что обусловлено важнейшим значением педагогики в развитии духовной сферы общества, спецификой педагогической деятельности и непрерывным повышением требований к личности педагога.

Анализ изученных диссертантом определений культуры показал, что все они условно могут быть распределены на две группы. Первая группа включает в себя традиционное понимание культуры как совокупности созданных человеком в ходе его истории материальных благ и духовных ценностей, его достижений в области искусства, науки и образования. Вторая группа определений - это более широкое понимание культуры как совокупности исторически обусловленных форм отношения человека к природе, обществу и самому себе.

Педагогическая культура обеспечивает организацию и самоорганизацию деятельности общества. В качестве элементов системы культуры выступают ее субъекты, сферы и средства деятельности. Средства включают не только формы деятельности, но и необходимые знания, умения, навыки. В сфере деятельности происходит целенаправленное соединение субъектов деятельности и средств культуры. Систематизирующим, центральным понятием рассматриваемой концепции является понятие способа деятельности, который определяется уровнем культуры, воплощенным в конкретной технологии.

Вместе с тем, следует учитывать, что такой подход к культуре не может служить единственной основой для анализа педагогической культуры ввиду его предметной ограниченности. Определяя содержание педагогической культуры учителя, автор обратился к анализу элементов культуры с педагогической точки зрения.

Такой подход являет собой продуктивный метод исследования, универсальность которого способствует и более глубокому анализу структуры педагогической культуры.

Понятие «педагогическая культура» раскрывается вполне полно и аргументированно и естественно вписывается в контекст исследования: при характеристике информационных процессов в обществе, определении национальной культуры, при оценке значения восстановления культуры религиозной. Но в настоящее время актуализируются другие функции педагогической культуры, связанные со способностью учителя творчески преобразовывать эту действительность, находить удовлетворяющие учителя и ученика способы решения педагогических проблем.

Автор диссертации раскрывает структуру педагогической культуры, в которой выделяет две большие группы компонентов. К первой группе относятся личностные качества: педагогическая направленность, высокая психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств, педагогический оптимизм. Во вторую группу включаются компоненты, относящиеся к практической деятельности: высокое педагогическое мастерство, постоянная опора на научный опыт в обучении и воспитании, чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе, педагогически действенное общение и поведение, активная устремленность к самосовершенствованию. Приведенные определения, наиболее точно отражают личностный аспект проявления педагогической культуры, что позволяет выделить некоторые ее составляющие: личностные качества педагога; профессиональные знания и умения; активная педагогическая позиция; опыт творческой деятельности, создающий предпосылки для развития педагогических способностей и формирования творческой индивидуальности будущего учителя.

Следовательно, специфика педагогической культуры, складывающейся на современном этапе развития образовательной системы Таджикистана, в первую очередь, обусловлена особенностями переходного периода - от общества тоталитарного к обществу гражданскому. В этих условиях наиболее актуальными проблемами переустройства стали проблемы политики и экономики. При этом общество стремится обновить сферы своей жизнедеятельности без необходимого уровня педагогической культуры выпускников гуманитарных вузов.

Глава вторая - «Инновационные процессы в школе как фактор развития педагогической культуры» – состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - «Концептуализация деятельности школ как предпосылка повышения уровня педагогической культуры» - отмечается, что необходимым условием успешности процессов обновления системы, жизнедеятельности школы, является осознаваемая педагогическим коллективом, учащимися, родителями потребность в обновлении посредством социально-культурных

Например, средняя школа №15 расположена в районе Шохмансур северной части Душанбе с жилыми домами, преимущественно частной застройки. Отсутствие достаточного количества современных спортивных сооружений, культурно-просветительных учреждений усугубляется соседством школы с производственной зоной мясокомбината.

Ближайшее культурное окружение школы - клуб шёлкокомбината, который выполняет уставные задачи акционерных компаний открытого типа, что исключает возможность их влияния в социуме. Все это сказывается на развитии криминогенной обстановки в районе, порождает тенденции к автономизации семей, снижает уровень общественной активности населения.