DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 25.05.2009

Материалы

загрузка...

Социально-культурные факторы формирования педагогической культуры

Шомуродов Баходир Боймуродович, 25.05.2009

 

Шомуродов Баходир Боймуродович

Социально-культурные факторы

формирования педагогической культуры

24.00.01 – теория и история культуры

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре культуры Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Назариев Рамазон Зибуджинович

Официальные оппоненты: доктор культурологии, профессор

Ремизов Вячеслав Александрович

кандидат культурологии, доцент

Полетаева Марина Андреевна

Ведущая организация: Российский институт культурологии

Защита диссертации состоится «27» апреля 2009 года в ____ч. на заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406 Московская область, г. Химки, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан «_____» марта 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор философских наук,

профессор И.В. Малыгина

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Сложное переплетение и обострение экономических, политических, социальных, национальных проблем на современном этапе общественного развития актуализировало проблемы формирования национального самосознания во всех странах постсоветского пространства. Развитие каждого суверенного государства опирается на национально-культурные традиции, на осознание каждым человеком своей национальной принадлежности, на уникальные и неповторимые достижения культуры, доказавшие свою значимость в процессе эволюции этноса, на его природную среду, геополитическую специфику, на достижения в различных областях духовной жизни. Об этом свидетельствует и опыт развития Республики Таджикистан.

Целенаправленное реформирование образования в Таджикистане способствует возрождению истинных ценностей педагогической культуры, а именно культуры общения, чувства долга, чести, порядочности, уважения к наследию предков, постижения законов духовной жизни, которые затем адаптируются в реальном образовательном процессе средней школы. Взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение ценностей культуры и образования – важнейшее условие реализации новой образовательной стратегии.

Назрела настоятельная необходимость культурологизации современного образования, т.е. введение элементов систематизированного культурологического знания во все сегменты школьного образования. Сегодня встает вопрос о формировании педагогической культуры у специалистов-выпускников педагогических вузов, у которых имеется необходимая сумма знаний, но очень низкий уровень педагогической культуры.

В связи с этим, следует признать актуальным и целесообразным поиск социально-культурных факторов развития педагогической культуры на основе подлинных ценностей мировой и национальной культуры.

Следует отметить, что изучение механизма влияния социально-культурных факторов на развитие педагогической культуры учителя ранее специально не проводилось. Несмотря на то, что в ряде работ по педагогике высшей школы подобные вопросы ставились, однако влияние социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры при этом не рассматривались. Обращение диссертанта к исследованию и проведению философско-культурологического анализа педагогической культуры учителя с позиций новых научных подходов в связи с вышеизложенным, определяет актуальность избранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. В решении проблем формирования национального самосознания, выявления общезначимых этнокультурных и общечеловеческих ценностей важное значение имеет творческое применение классического педагогического наследия Востока, воплощенного в произведениях таких выдающихся мыслителей как Рудаки, Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина, Насир Хусрав, Хафиз, Саади, Камол Худжанди, Абдурахман Джами, Ахмад Дониша, С.Айни др., которые дали достаточно сильный импульс обогащению и углублению новых аспектов педагогической науки.

С началом активной разработки культурологического направления в философии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности педагога. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры преподавателя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Проблемы образования и культуры занимают значительное место в трудах русских историков, педагогов, философов. К осмыслению сущности, функций, основных структурных составляющих, этих феноменов обращались в XVIII – начале XIX вв. В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин.

Для изучения вопроса о соотношении и взаимодействии образования и культуры существенное значение имеют работы сторонников креативно-деятельностной, системно-функциональной, аксиологической концепций культуры (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, В.Е.Давидович, Б.С. Ерасов, Ю.А. Жданов, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Л.Н. Коган, В.М. Межуев, Э.С. Маркарян, И.Н. Лисаковский, М.А.Полетаева, В.А.Ремизова, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер, Н.3. Чавчавадзе и др.), а также таджикских учёных М.А. Арипова, Х.С. Афзалова, И. Х. Каримовой, М.Л. Лутфуллоева, А.Н. Нурова, И.О. Обидова, Б.Р. Рахимова, Ф.Ш. Шарифова и др.

Проблемное основание исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в специалистах с высокой педагогической культурой и отсутствием таковой на практике. Анализ показал, что вопросы влияния социально-культурных факторов на развитие педагогической культуры изучены слабо, а в данном контексте вопрос не рассматривался ранее. Все это послужило основанием для выбора темы диссертационного исследования.

Объект исследования: феномен педагогической культуры в совокупности его генетических, структурных и содержательных параметров.

Предмет исследования: степень и характер влияния социально-культурных факторов на формирование педагогической культуры.

Целью исследования является формирование целостного научного представления о культурологической парадигме, определяющей единство ценностных оснований, сущности и структуры педагогической культуры; обоснование специфики ее формирования и реализации в деятельности учителя общеобразовательной школы.

Задачи исследования:

- изучить генезис педагогической культуры в контексте традиционного культурного наследия Таджикистана;

- выявить специфику предметного поля педагогической культуры;

- разработать функциональные основания педагогической культуры;