DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 25.04.2011

Материалы

загрузка...

Взаимодействие семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII-конца XX веков как социокультурное явление

Савченко Татьяна Александровна, 25.04.2011

 

- между возрастающей потребностью подготовки учителей начальных классов к социально-педагогической работе с учащимися и их семьями в условиях Крайнего Севера и недостаточной разработанностью научно-методических основ этой подготовки с опорой на исторический опыт;

- между существующей в региональном образовательном пространстве у части учителей консервативной педагогической ментальности и необходимостью решения проблемы взаимодействия семьи и школы на инновационном уровне в контексте исторического опыта.

Направленность на разрешение представленных противоречий определила проблему исследования – каковы основные тенденции и модели взаимодействия семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII – конца XX вв., системное представление которых поможет эффективно реализовывать данный принцип в современных условиях с учётом региональных особенностей Крайнего Севера и Магаданской области, в частности. Поиск путей повышения эффективности взаимодействия семьи и школы в современных условиях предполагает рассмотрение его становления и развития в ретроспективе, что и определило тему исследования – «Развитие взаимодействия семьи и школы в отечественной педагогике второй половины ХVIII – конца ХХ веков как социокультурное явление».

Цель – выявить основные тенденции и модели взаимодействия семьи и школы в отечественной педагогике в исследуемый период и определить возможность их использования в современных условиях для работы с семьями учащихся, в условиях Крайнего Севера в частности.

Объект исследования – воспитание и социализация учащихся в отечественной педагогике с середины XVIII по конец ХХ вв.

Предмет – взаимодействие семьи и школы в воспитании и социализации детей в отечественной педагогике со второй половины XVIII в. до конца ХХ в.

Гипотеза исследования. Анализ и реконструкция исторического опыта построения процесса взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации школьников выступает основой для разработки научных основ оптимизации взаимодействия семьи, школы и общественности в деле воспитания и социализации школьников. При условии научной корректности и состоятельности результатов исследования будет возможным построить примерную модель взаимодействия родителей и школы в воспитании и социализации школьников Крайнего Севера.

Задачи исследования: -

- изучить наследие отечественных и зарубежных педагогов по осуществлению взаимодействия школы с родителями по воспитанию и социализации учащихся;

- определить методологические основания исследования;

- изучить природу этого педагогического феномена, роль и место семьи и школы в воспитании и социализации учащихся;

- выявить основные модели взаимодействия семьи и школы в отечественной педагогике второй половины XVIII- конца XX вв.;

- определить главные направления развития взаимодействия семьи и школы в исследуемый период;

- сформулировать основные тенденции развития взаимодействия семьи и школы в исследуемый период;

- разработать теоретическую модель взаимодействия семьи и школы по воспитанию и социализации учащихся.

Идея исследования связана с предположением о том, что изучение и реконструирование процесса взаимодействия семьи и школы в отечественной педагогике будет способствовать научному обеспечению оптимального построения системы взаимоотношений семьи и школы в деле воспитания школьников.

Методологической основой исследования являются положения гуманитарных наук о роли и значении исторического знания для определения перспектив развития общественных явлений и процессов, их реформирования; всеобщей связи явлений окружающего мира; творческой и деятельной сущности человека; диалектической взаимосвязи процессов обучения и воспитания, их соотнесённости с экономическими и общественно-политическими условиями жизни государства и общества. Основными подходами в исследовании являются: онтологический и антропологический, системный и компетентностный, инновационный и средовый, культурологический, единства национальных и общечеловеческих ценностей и др. (аксиологический - А.И. Арнольдов, П.С. Гуревич, В.П. Тугаринов, М.Б. Туровский, Е.Н. Шиянов и др.; системный - И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Ю.П. Сокольников, Э.Г. Юдин и др.; компетентностный подход – А.В.Баранников, В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Г.И. Ибрагимов, В.А. Кальней, А.М. Новиков, М.В. Пожарская, С.Б. Серебрякова, С.Е. Шишов и др.).

В работе учитывается эволюция инновационных идей и тенденций западной педагогики в развитии взаимодействия семьи и школы (Д. Брунер, Л. Гольдман, Д. Дьюи, П. Крейтсберг, Д. Колб, Я. Корчак, Я.-А. Коменский, К. Левин, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, Д. Шваб, Р. Штайнер и др.).

Историко-педагогическое исследование получает дополнительные возможности в осуществлении своих функций в связи с развитием инновационной педагогики (А.А. Арламов, К. Ангеловски, Ю.К. Бабанский, М.С. Бургин, Н.В. Горбунова, В.И. Журавлёв, В.И. Загвязинский, М.В. Кларин, Н.Д. Никандров, Л.С. Подымова, М.М. Поташник, В.С. Лазарев, В.Я. Ляудис, С.Д. Поляков, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов, П.Г. Щедровицкий, А.И. Щербаков, Н.Р. Юсуфбекова и др.).

Методы исследования. Ведущим методом является диалектический метод познания, предполагающий теоретический, историко-логический, сравнительно-сопоставительный и системно-структурный анализ явлений и фактов. В процессе исследования использован комплекс методов теоретического уровня – анализа, синтеза и др.

Источниковедческая база: историко-педагогические труды и монографии по проблеме исследуемого периода; диссертации по развитию социально-педагогических функций отечественной школы в исследуемый период, её взаимодействию с семьями учащихся; работы современных авторов по проблемам философии образования, истории педагогики, методологии исследований. Архивные материалы и документы – Центрального государственного архива Российской федерации; Научного архива Российской академии образования; Воронежского областного архива; Государственного архива Магаданской области, периодическая печать и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Взаимодействие школы с семьями учащихся имеет объективную природу, которая определяется закономерностями целостного и непрерывного педагогического процесса; его развитие связано с усилением роли государства и общественности в образовании. Сущностью такого взаимодействия является заинтересованность и участие семьи в воспитании и развитии ребенка; становление его одним из субъектов социокультурного развития страны, стабильности общества и государства.

2. Чем более открытое, социально широкое, многостороннее влияние оказывает школа на окружающее население, тем более благоприятные основы создаются для её сотрудничества с семьёй. Развитие взаимодействия семьи и школы связано с выполнением школой не только дидактической, но и социально-педагогических функций, с её становлением как социокультурного и воспитательного центра в районе своей деятельности. (Л. Толстой, С. Рачинский, Н. Бунаков, С. Шацкий, В. Сухомлинский и др.).

3. Во взаимодействии семьи и школы существуют следующие тенденции:

а) от спонтанного и во многом неуправляемого развития ко всё более организованному и системному, от элементарных стихийных контактов к сотрудничеству;

б) если первоначально родители должны были первыми налаживать социально-культурные контакты со школой (Я.-А. Коменский), то впоследствии школа, как культурно-образовательный центр для окружающего населения, становится ведущим субъектом в этом процессе (С. Шацкий). Она выступает генеральной во второй половине ХХ в. (В.А. Сухомлинский);

в) развитие взаимодействия семьи и школы связано со всё более возрастающим его функционалом: от хозяйственно-бытовой помощи семьи школе ко всё большему участию её во всех компонентах целостного педагогического процесса; от контрольной и просветительской работы школы с семьёй учащегося к организации психолого-педагогической и культурно-образовательной работы не только с родителями детей, а и со всем взрослым населением своего района;

г) научно-методическое обоснование взаимодействия семьи и школы в воспитании и социализации учащихся связана с необходимостью комплексного изучения учащихся и среды их жизнедеятельности.

Генеральная тенденция развития взаимодействия семьи и школы заключается во всё большей активизации субъектной роли каждого из этих институтов в воспитании и социализации молодёжи. Для педагогики это выражается в сближении и взаимопроникновении народной (семейной) и научной (школьной) педагогик. На основе этого синтеза создаются благоприятные возможности реализации идеи народности в воспитании (М. Ломоносов, К. Ушинский, Л. Толстой, В. Сухомлинский и др.).

4. Взаимодействие семьи и школы в социализации и воспитании учащихся развивалось по структуре: отец–учитель; отец–учитель–ребёнок; родители–педагоги–ребёнок; школа–семья–общественность–производственные коллективы (шефы) – СМИ.

По формам организации взаимодействия – от индивидуальных консультаций родителей с учителями к родительским и школьным комитетам, к советам содействия семье и школе и комплексным государственно-общественным комиссиям и центрам, организации в школе психолого-педагогической службы. От первоначальных функций школы в этом взаимодействии – воспитательной и образовательной – к просветительской (П. Каптерев), корректирующей и оздоровительной (П. Лесгафт), исследовательской (С. Шацкий), коллективистской (В. Сухомлинский). По стилю взаимодействия – от авторитарного со стороны школы ко всё большей демократизации и гуманизации.

По содержанию деятельности – от материальной помощи семьи школе к активному включению родительской и производственной общественности в учебно-воспитательный процесс (К. Вентцель, Р. Штайнер, С. Шацкий, В. Сухомлинский и др.).

5. В основе взаимодействия семьи и школы в культурно-социальном воспитании и социализации учащихся лежат несколько основополагающих правил:

- согласованность целей семьи и школы в воспитании и социализации учащихся;

- единство требований всех субъектов их воспитания и социализации; их совместный труд во всё более возрастающих объёмах и функциях;

- единство права и ответственности школы и родителей за их воспитание;

- чередование и смена видов труда, его общественно полезная направленность;

- изучение и учёт условий среды жизнедеятельности ребёнка; самоуправление;

- организующая и направляющая роль школы в этом взаимодействии и др.