DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций


Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников (на примере республики саха)

Федоров Гавриил Михайлович, 25.01.2007

 

Федоров Гавриил Михайлович

Учебные задачи как средство реализации регионального компонента экологического образования младших школьников

(на примере Республики Саха)

13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания

(экология в общеобразовательной школе)

Автореферат

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 2007

Работа выполнена в Институте содержания и методов обучения

Российской Академии образования

Научный руководитель: кандидат педагогических наук

Либеров Алексей Юрьевич

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор

Виноградова Наталья Федоровна

кандидат педагогических наук

Тимофеева Оксана Юрьевна

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

Защита состоится «15» ноября 2007 года в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 008.008.02 при Институте содержания и методов обучения Российской академии образования по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д. 8

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСМО РАО по адресу: 119121, Москва, ул. Погодинская, д.8.

Автореферат опубликован на сайте: http://www.ismo.ioso.ru

Автореферат разослан «____» ____________ 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат философских наук: Ю.И. Аверьянов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В условиях модернизации образования, ориентированного на учет федерального и регионального компонентов его содержания, избранная тема исследования приобретает особую актуальность. Целесообразность научных поисков в области экологического образования младших школьников, его регионализация достаточно глубоко обоснованы в психолого-педагогической литературе. С учетом общих философских идей взаимодействия человека и природы обсуждаются важные экологические проблемы, среди которых особо выделяются следующие: социо-природные особенности региона и их влияние на систему экологического образования; культуросообразный подход к организации экологического образования в условиях конкретного региона и др.

Интерес к развитию региональных систем экологического образования подрастающего поколения проявляется на разном уровне. За последние 10 лет проведен ряд исследований данной проблемы (Т.Д. Замбалова, Г.И. Таршис, Л.З. Хадикова, З.А. Хусаинов, С.Н. Черябкина и др.), созданы учебно-методические комплекты региональной направленности (Е.К. Берюхина, Л.А. Бобылева, О.Г. Завялова, В.А. Игнатова и др.), в рамках конференций, круглых столов, симпозиумов обсуждались различные аспекты экологизации содержания регионального образования.

Региональность в экологическом образовании тесно связана с краеведением, ориентирующим педагогов-практиков на всестороннее использование воспитывающих и обучающих средств непосредственного природного и социокультурного окружения. Развивая положения классической педагогики (К.Д. Ушинский, Д.Н. Кайгородов, В.А. Сухомлинский и др.), современные ученые-краеведы (Т.А. Бабакова, Н.А. Гладков, П.В. Иванов, Н.Н. Родзевич, А.П. Сидельковский) теоретически и практически обосновали эколого-натуралистическую направленность краеведения. Тем самым определены основания для развития экологического краеведения как существенного компонента содержания экологического образования учащихся.

В наиболее отчетливой и выпуклой форме региональный компонент экологического образования проявляется в первом звене школы. Это связано с тем, что младшие школьники изучают в основном природное окружение родного края: в силу возрастных и психологических особенностей на этом этапе детского развития задачи образования в области окружающей среды невозможно решать без чувственного познания природы.

Современный процесс обучения детей младшего школьного возраста оснащен новыми наглядными и техническими средствами (телевидение, компьютер, наглядные пособия, прекрасно иллюстрированные учебники, рабочие тетради и прочее). Вместе с тем, в образовательном процессе массовой начальной школы не достаточно используется педагогический потенциал «живого созерцания» природы, результатом чего является низкая сенсорная культура младшего школьника.

Это приводит к нарушению природосообразного подхода к организации учебной деятельности детей: чаще всего учащиеся выступают в роли пассивных слушателей и созерцателей, получая знания в готовом виде, не напрягают свой ум и чувства, не затрудняют себя усилиями сравнивать, анализировать, обобщать, делать соответствующие выводы на основе собственного чувственного опыта.

Одним из путей совершенствования системы экологического образования является применение учебных задач, обеспечивающих, с одной стороны, использование чувственного опыта учащихся, и, с другой, организацию их деятельности исследовательского характера.

Учебные задачи как средство реализации личностно-ориентированного обучения младших школьников были предметом исследований как психологов (Г.А. Балл, Е.Н. Машбиц, В.В. Репкин, Л.М. Соколов, Д. Толлингерова, Г.А. Цукерман и др.), так и педагогов (Н.Ф. Виноградова, Л.Г. Петерсон, Е.В. Чудинова и др.). Анализ региональных учебно-методических комплектов показывает, что их авторы также используют учебные задачи при изучении предмета «Окружающий мир».

Изучение школьной практики в республике Саха и учебно-методических комплектов регионального назначения (Курганская, Тюменская, Иркутская, Хабаровская области) показало, что региональный материал часто носит репродуктивный характер и предлагается в основном на вербальном уровне.

Отметим также, что содержание учебных пособий для учащихся содержат задания, часть которых может характеризоваться как учебные задачи. Вместе с тем, в массовой практике обучения понятия «учебная задача» и «учебное задание» часто понимаются как синонимы, от учителя ус-

кользает особая роль учебных задач в организации активной учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Анализ современной ситуации позволяет констатировать отсутствие общих концептуальных оснований в разработке научно-методического обеспечения и «вкусовой» подход к определению целей и содержания регионального компонента экологического образования.

Вышеизложенное позволяет сформулировать противоречия между:

- педагогическими возможностями регионального компонента экологического образования и невостребованностью его в условиях массового обучения в начальной школе;

- реальной необходимостью использовать региональную составляющую в экологическом образовании младших школьников и неразработанностью современных дидактических и методических основ конструирования учебно-методического сопровождения этого процесса с учетом принципа личностно-ориентированного обучения.