DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.10.2011

Материалы

загрузка...

Психологические основы музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе

Курышева Ирина Валерьяновна, 24.10.2011

 

– разнообразие музыкально-творческой активности обучающегося в мотивационном, эмоциональном, интеллектуальном, волевом и духовно-нравственном аспектах с учетом психологических особенностей возраста;

– создание музыкально-творческой развивающей среды в формирующей работе,

– творческая личность педагога с высоким уровнем музыкальности и продуктивной творческой активности;

– направленность формирующей программы на развитие целостной творческой личности обучающегося.

5. Программа психологического сопровождения, направленная на активизацию психологических механизмов музыкально-творческого развития способствует формированию вторичной музыкальной личности на высших уровнях музыкального образования; комплексный характер программы предполагает её реализацию в когнитивном, мотивационном, операциональном, рефлексивном и духовном направлениях через создание музыкально-творческой развивающей среды с предпочтительным использованием «живой музыки» как оригинального музыкально-семантического текста.

6. Музыкально-семантическая модель психологического сопровождения творческого развития личности, построенная на принципах личностно-ориентированной направленности, субъектности, культуросообразности, природосообразности, оптимальности, психологической безопасности, интегративности, уникальности, безусловной любви, синергийности, эстетичности, осмысленности, диалогичности, интегрирует комплекс психологических условий, необходимых и достаточных для музыкально-творческого развития личности в совокупности всех ее компонентов.

7. Музыкальное искусство детерминирует развитие творческого потенциала личности, существенно ускоряет и оптимизирует этот процесс, способствует духовно-нравственному личностному росту, укрепляет потребности в самореализации и самоактуализации личности через специфические особенности музыкального текста, и особенно – музыкальных шедевров как произведений эстетико-художественного максимума (бытийно-ценностная достоверность, эмоционально-образная насыщенность, духовно-нравственное содержание, художественное совершенство, неисчерпаемость смысловой интенции).

8. Развитие вторичной музыкальной личности в совокупности всех ее компонентов (музыкально-когнитивного, мотивационного, эмоционального, коммуникативного, деятельностного, духовно-нравственного) обусловлено реализацией основных функций музыки как вида искусства: преобразующей, компенсаторной, познавательно-эвристической, художественно-концептуальной, предвосхищения, коммуникативной, информационной, воспитательной, внушающей, гедонистической и эстетической.

9. Эффективность авторской модели развития творческой личности оценивается в двух направлениях: оценка компетентности обучающихся в музыкально-творческой деятельности; оценка результативности их творческой деятельности. Для определения уровня музыкально-творческого развития личности используются критерии, соответственно направлениям готовности к творческой деятельности: когнитивной, мотивационной, операциональной, рефлексивной, духовно-нравственной.

Основные этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов:

I этап (1995-2000) был посвящен исследованию формирующих потенциалов музыкального искусства, закономерностей и механизмов развития творческой личности, разработке и апробации механизмов и технологий развития музыкальности и творческих способностей личности в разных возрастных категориях, образовательных учреждениях разного уровня (дошкольного образования, школы, вуза).  

II этап (2000-2004) – критический анализ теории и практики развития творческой личности в образовательных учреждениях разного уровня, обоснование психологического механизма развития творческой личности средствами музыкального искусства.

III этап (2004-2008) – создание теоретико-методологической концепции исследования и развития творческой личности средствами музыкального искусства, проведение нескольких серий психологических экспериментальных работ, опытно-экспериментальная апробация инновационной системы психологического сопровождения развития творческого потенциала личности, апробация и внедрение основных положений концепции в ряде дошкольных, средних, высших учебных заведений России (Нижнем Новгороде и Нижегородской области, Владимирской области, Ярославле, Волгоградской области и др.), подготовка публикаций в научных журналах и участие в международных и общероссийских научно-методических конференциях.

IV этап – (2008-2011) – систематизация полученных результатов теоретической и опытно-экспериментальной частей исследования, и публикация результатов работы в реферируемых журналах ВАК, подготовка и издание ряда учебных пособий, подготовка и издание монографий, оформление результатов исследования в виде диссертации на соискание степени доктора психологических наук.

Апробация и внедрение результатов исследования

Теоретические вопросы исследования и возможность их внедрения в практику обсуждались на методологических и методических семинарах, на заседаниях кафедр педагогики и психологии НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, практической психологии НФ ИБП, психологии ВГИ филиала ВолГУ, кафедры психологии и педагогики ВГИИ им. П.А. Серебрякова, кафедры дошкольного образования и кафедры начального образования НИРО.

Результаты исследования используются в учебном процессе в материалах лекций и семинарских занятий на факультете естественных и гуманитарных наук ВГИ филиала ВолГУ (кафедра психологии), на факультете социальной психологии и педагогики НФ ИБП, кафедры психологии и педагогики ВГИИ им. П.А. Серебрякова, кафедры управления дошкольным образованием НИРО. Материалы диссертации внедрены в образовательные учреждения г. Нижнего Новгорода и области, г. Владимира и области, г. Волгограда и области, использовались при проведении занятий в системе повышения квалификации учителей, работников и руководителей дошкольных образовательных учреждений; при проведении методических семинаров и совещаний с руководителями районных отделов образования Нижегородской, Владимирской, Волгоградской, Ярославской областей; при разработке научных и учебно-методических материалов для студентов ВГИ, НГПУ, НФ ИБП, слушателей НИРО, родителей обучающихся (воспитанников).

Разработанная теоретико-прикладная модель музыкально-творческого развития личности апробирована в течение 15 лет на базе МОУ СОШ № 3 г. Костерево, Владимирской области, в течение 3 лет на базе ВГИ филиала ВолГУ, частично внедрена на базе ВГИ филиала ВолГУ, специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Нижнего Новгорода.

Теоретические идеи, основные результаты и выводы исследования были представлены на II, III международной научно-практической конференции "Гуманизм и духовность в образовании" (Нижний Новгород 2000, 2005), на международной научно-практической конференции "Проблемы интеграции в современном образовании" (Самара, 2001), на IV Международной научно-методической конференции, посвященной памяти И.Н.Ульянова "Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века" (Ульяновск, 2002), на ежегодной научно-методической конференции "Психолого-педагогическая подготовка специалиста: теория и практика" (Москва, 2002), на научно-практической конференции "Вопросы современной социальной политики: региональный аспект" (Ярославль, 2002), региональной научно-практической конференции «Развитие личности в процессе непрерывного художественного образования» (Ульяновск 2005); межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация музыкального образования дошкольников: проблемы, поиски, перспективы / педагогическая технология музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» Э.П. Костиной» (Н.Новгород 2005), Всероссийской научно-практической конференции «Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра» (Ульяновск 2005); I региональной, ІІ, ІІІ межрегиональной, ІV, V Международной научно-практической конференции преподавателей, практических психологов и студентов «Современная психология в экономике, политике и социальной сфере» (Н.Новгород 2006, 2007, 2008, 2009, 2011), межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание и развитие детей раннего возраста» (Н. Новгород 2006), IV региональной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию кафедры общей психологии НГПУ «Актуальные проблемы психологии образования» (Нижний Новгород 2007), II Международной научной конференции «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы» (Минск 2007), VIII Межрегиональной научной конференции «Бизнес и политика в России: национальные интересы в контексте глобализации» (Москва 2008), 14-th World Congress of Psychophysiology the Olympic of the Brain of the International Organization of Psychophysiology (I.O.P.) Associated with the United Nations (St. Petersburg, Russia, September 8-13, 2008), Международной научно-практической конференции, посвящённой юбилею д.психол.н., проф. Ульенковой У.В. «Проблемный ребёнок в современном социокультурном пространстве образования и семьи» (Нижний Новгород 2009), Международной научно-практической конференции «Психологическое здоровье подрастающего поколения: проблемы и пути решения: материалы» (Астрахань, 2009), областного научно-практического семинара «Тело как проявление свободы и культуры личности» (Нижний Новгород 2010), конференции Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова «Психиатрия консультирования и взаимодействия» (Санкт-Петербург 2010, 2011).

Основные результаты исследования изложены в 2-х монографиях, 6 учебно-методических пособиях и 55 публикациях (статьи и материалы конференций, из них 13 статей в реферированных журналах) по теме исследования, общим объемом 76,44 печ.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения, списка литературы, приложения.

Основное содержание работы

В первой главе «Теоретический анализ проблемы развития творческой личности средствами музыкального искусства» содержится теоретический обзор по проблеме исследования, особое внимание уделено философско-психологическим основам исследования развивающих и формирующих потенциалов музыкального искусства. Осуществлен анализ подходов к рассмотрению содержания психолого-педагогической работы, направленной на изучение и развитие творчества и творческой личности. Особое внимание уделено анализу психолого-педагогических исследований развития творческой личности в музыкальной деятельности в общеобразовательных, дошкольных и музыкальных образовательных учреждениях.

Современное состояние психологической науки актуализирует постановку принципиально новых теоретических проблем, наиболее важные из которых связаны с новым видением развития личности: уникальной, гармоничной, свободной, творческой. Важность выявления и развития творческих способностей личности отмечается и в национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. В этом основополагающем государственном документе, утверждаемом федеральным законом и устанавливающим приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития указано: «Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России…»

Потребность педагогической практики в программах развития творческой личности требует целостного теоретического обоснования ее механизмов и принципов. Это обусловливает необходимость интеграции основных концептуальных подходов к исследуемой проблеме, представленных в работах Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтеса, А. А. Мелик – Пашаева, Н. Н. Нечаева, Я. А. Пономарева, Б. М. Теплова, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной, В. П. Шадрикова. Экзистенциальная, духовная природа креативного акта исследована в работах Н. Аббаньяно, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, В. Н. Дружинина, Р. Мэя, П. А. Флоренского, В. Франкла, С. Л. Франка. Обусловленность творческого развития личности процессами инкультурации отражена в представлениях Л. С. Выготского, В. П. Зинченко, М. Коула, И. М. Кыштымовой, А. Н. Леонтьева, Ю. М. Лотмана. В основу понимания креативности как свойства личности, проявляющегося в реализации личностного смысла средствами культуры, легли также представления о личностном смысле Е. Ю. Артемьевой, А. Ю. Агафонова, М. М. Бахтина, Б. С. Братуся, А. Н. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, В. Франкла.

Ценностные аспекты творчества как феномена духовности исследовались в работах Ю. М. Бородая, А. А. Гусейнова, Д. И. Грядового, В. Е. Давидовича, Ю. Н. Давыдова, Г. В, Дубова, Г. Г. Заиграева, A. M. Когана, В. М. Кукушина, В. Н. Ксенофонтова, М. К. Мамардашвили, В. И. Толстых, А. К. Уледова и других. В последние годы стали появляться работы о творчестве не только как о духовном процессе, но и как о высшей форме гармонизации человеческих знаний и жизни человека.

В современных исследованиях по педагогической психологии уделено большое внимание проблеме развития творческого мышления обучающегося, воспитанника в условиях разных образовательных учреждений (Н. Алешина, В. В. Гагай, Т. Д. Киершка, Н. В. Коротина, А. В. Кузнецова А. Г. Мохов, А. Н. Мукина, Т. В. Огородова, Л. В. Резниченко, Н. В. Степанов, И. Н. Татаринова, Н. И. Чернецкая, Л. В. Шубина,). Активность и взаимодействие осознаваемой и неосознаваемой сфер психики, роль подсознания в творчестве, феномены инкубации и интуиции представлены в научных трудах отечественных и зарубежных ученых (К. А. Абульханова-Славская, X. Алиев, П. К. Анохин, А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, P. M. Грановская, Д. В. Желателев, К. К. Платонов, А.Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, Я. А. Т. Шумилин, J. Davidson, D. N. Feldman, J. Guilford и др.) Однако многие аспекты проблемы интуиции остаются недостаточно изученными. Это определяется, с одной стороны, сложностью самого феномена интуиции, его многогранностью и разнообразием трактовок данного явления, с другой - недостаточностью исследований, посвященных непосредственно изучению процессов интуиции в силу доминирования рационалистических тенденций в советской психологии. Вместе с тем, в современных условиях раскрытие внутреннего духовного потенциала личности и индивидуальности нельзя осуществить без учета и применения интуиции, ее творческой энергии не только в исследовании реальности, но и в ее освоении и преобразовании. В результате такого состояния разработанности проблемы интуиции в отечественной психологии научно-обоснованные программы изучения и развития интуиции и подсознания в целом, в психолого-педагогической практике малочисленны, несмотря на значительную востребованность. В исследованиях по музыковедению и музыкальной психологии показано, что специфическая общественная функция музыкального искусства заключается в том, что оно объективно служит для человечества в целом своего рода школой верных интуитивных суждений, повышает внимание и доверие к таким суждениям, утверждает их авторитет; подсознательность, безотчётность интуитивного постижения художественного содержания, не нуждающегося в переводе на язык отчётливых предметных представлений, - одна из важнейших закономерностей музыкального восприятия (Л.А. Мазель, Е.Назайкинский).

Анализ исследований, посвященных роли воображения в творческом процессе представил точку зрения, состоящую в том, что воображение - необходимая основа творческой деятельности (В. Вундт, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, А. И. Розов, Е. В. Заика, О. И. Никифорова, О. А. Дьяченко, А. М. Кирилловой и др.) Исследования развития творческого воображения детей выполненные в последние годы в рамках педагогической психологии (С. Г. Бегунова; Н. В. Сметанина); педагогических наук (И. И. Маслова, О. В. Давыдова, Н. Б. Наумова, В. А. Пугач, Л. С. Хозяшева); в том числе в коррекционной педагогике (Е. П. Фуреева, Е. А. Сошина) немногочисленны. В основном развивающая работа организована в процессе художественной деятельности. Таким образом, выявлена значительная востребованность психолого-педагогической практикой диагностико-развивающих психологических программ, направленных на изучение и развитие творческого воображения обучающегося. Программа психологического сопровождения творческого развития личности средствами музыкального искусства включает в себя участие обучающихся во всех видах музыкальной деятельности: слушание, исполнение, сочинение. Деятельность музыкального восприятия характеризуется полимодальностью, обусловленной синестетичностью музыкального сознания. Мы рассматриваем деятельность музыкального восприятия обучающихся в пространстве музыкально-творческой развивающей среды как эффективное средство развития творческого воображения.

Несомненно, что в рамках исследуемой проблемы особое внимание мы акцентировали на проблеме развития малоисследованных духовно-нравственных компонентов творческих способностей, таких как эмпатия, художественная энергия нравственных стимулов творчества, таких как вера, надежда, любовь (А. Адлер, Е. Басин, И. О. Елеференко, В. И. Маслова, А. Маслоу, Л. Л. Надирова, К. Роджерс и др.). Музыка, музыкальная культура, музыкальная деятельность есть концентрированное выражение эмпатии и представляет условия ее формирования. Особенно важно, что в процессе музыкального восприятия педагог и ученик (студент, воспитанник) ценностно значимые равноправные союзники в постижении музыки и в совместной музыкально-творческой деятельности. Эмпатия слушателя в процессе музыкального восприятия представляет собой направленность его сознания на проникновение-вчувствование в музыкальный феномен, в музыкальную культуру, в духовный мир музыкального произведения.

Анализ показал, что одной из важнейших научных задач является разработка методов диагностики креативности – ключевой характеристики творческой личности. Научные представления о креативности многообразны и противоречивы, это определяет теоретическую дискуссионность проблемы и обусловливает нерешенность задач развития и диагностики креативности. На ее сложность указывают А.Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, П.Я. Гальперин, Е. Григоренко, В. Н. Дружинин, В.В. Петухов, Р. Стенберг, М. А. Холодная и др. Исследование творческих характеристик личности и разработка методик их диагностики и развития имеет важнейшее значение для индивидуализации воспитания и обучения, прогнозирования и психологической поддержки развития личности. Но к сожалению, проблема зачастую как самостоятельная задача недостаточно четко ставится, так же как и недостаточно рассматриваются особенности музыкально-творческого развития личности обучающегося.

При всем многообразии направлений исследования творческих способностей и креативности в современной психологической литературе все большее значение приобретает личностный подход к творчеству. В этой связи в качестве предмета анализа выделяется понятие творческой личности, а в качестве важнейшей педагогической задачи – создание психологических условий для его целенаправленного развития (Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, др А. М. Матюшкин, А. А. Мелик-Пашаев, Г. В. Ожиганова, Я. А. Пономарёв, Е. Л. Яковлева и др.) Между тем вопрос о путях, возможностях, средствах развития творческих способностей личности обучающегося до сих пор остается предметом острых дискуссий в психолого-педагогической науке.

Следует признать, что большая часть формирующих программ, направленных на развитие творческой личности, обеспечивающих создание комплекса таких условий связана с художественной деятельностью, с эстетическим освоением действительности. В детских дошкольных учреждениях художественно-эстетическая, музыкально-творческая деятельность занимает значительное место. В условиях общеобразовательной школы особое место в формировании творческой личности учащихся занимают учебные предметы художественно-эстетического цикла - изобразительное искусство, музыка, литература, МХК. Однако, подчеркнем, что общий объем школьных предметов художественно-эстетического цикла невелик и явно недостаточен. В учебной и воспитательной работе средних профессиональных и высших учебных заведений доля художественно-эстетической деятельности еще меньше, а во многих часто вообще равна нулю (конечно, это не относиться к учебным заведениям искусства). При этом необходимо отметить отсутствие концептуальных методологических основ комплекса психологических условий эффективного музыкально-творческого развития личности в образовательном процессе на всех ступенях обучения.

Теоретический анализ работ по музыкальной психологии и педагогике показал, что значительный вклад в разработку содержания и методики преподавания художественных дисциплин в общеобразовательной школе, в теорию и практику эстетического воспитания школьников внесли О. А. Апраксина, Л. Г. Аркажникова, Ю. Б. Алиев, И. Л. Любинский, В. Г. Горецкий, И. И. Зарецкая, И. С. Збарский, В. Я. Коровина, Т. Ф. Курдюмова, B. C. Кузин, Н. Н. Ростовцев, Т. Я. Шпикалова, Е. В. Шорохов, С. П. Ломов, Е. В. Квятковский, Б. Т. Лихачев, Н. М. Сокольникова, Д. Б. Кабалевский, Е.М. Неменский и др. Музыкальному воспитанию учащихся посвящены ряд исследований: влияние музыки на развитие эмоциональной сферы детей изучалось Н. А. Ветлугиной, Г. С. Тарасовым, Б. М. Тепловым; связь эмоционального и нравственного развития детей в процессе музыкальной деятельности анализировалась Ю. Б.Алиевым, Л. А.Безбородовой; влияние характера восприятия музыки на становление духовного мира школьника рассматривалось в работах Б. В. Асафьева, Е. В. Назайкинского, Ю. Н. Тюлина, Л. А. Мазеля, Б. Л. Яворского и др.; влияние музыки на оптимизацию интеллектуальной и творческой деятельности испытуемых (Г. О.Гордеева, Е.А. Медведева, Л. П.Новицкая, В. И.Петрушин, И. М. Трахтенберг Л. Н.Трегубова, Ю. К. Умилина, Н. В. Шутова и др.)

Искусство и его эстетические функции оказывают сложное полиэмоциональное, полимотивационное воздействие на развитие ребенка, юноши на формирование его психики, высших психических функций, поэтому исследователи подчеркивают, что узкосфокусированная программа, в которой нет предметов искусства или им уделяется недостаточное внимание, оказывает негативный эффект на развитие когнитивной компетентности и мыслительных навыков, а также на развитие личности и ее отношение к жизни в целом (Х. Абелес Дж. Бертон Р. Хоровиц Т. П. Хризман и др.). Особенно это важно в подростковом и юношеском возрасте, когда формируется мировоззрение, самоотношение, духовно-нравственная сфера личности.

Современные тенденции в развитии образования обусловливают поиск новых форм, подходов к организации музыкально-образовательного процесса с тем, чтобы активизировались процессы личностного роста детей и юношества.

Исследования в области влияния искусства на эмоциональное, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие личности ребенка представляют интерес для психолого-педагогической практики. Сегодня особую актуальность приобретают психолого-педагогические концепции, направленные на развитие детского творчества, эстетического и художественного воспитания. Гуманизация образовательного процесса предполагает необходимость уделять больше внимания проблеме развития личности ребенка. В то же время богатый опыт, накопленный человечеством за многие века и содержащийся в произведениях классической музыки, поэзии, живописи, балете и других видах искусства, в практике воспитания и развития личности сегодня представлен недостаточно широко.

Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе накоплены значительные теоретико-экспериментальные данные относительно изучения и формирования творческой личности обучающегося, формирующих потенциалов музыкального искусства. Вместе с тем, обобщающих теоретико-экспериментальных работ, позволяющих создать целостную картину развития творческой личности средствами музыкального искусства на всех ступенях образования нам встретить не удалось.

Во второй главе «Концепция музыкально-творческого развития личности в процессе обучения на основе эстетико-семиотического подхода» представлены основы теоретико-прикладной музыкально-семантической модели творческого развития личности в образовательном процессе и концептуальное обоснование содержания и организации психологического сопровождения музыкально-творческого развития личности на всех ступенях обучения.

В образовательном процессе на любой ступени (в меньшей степени это касается дошкольного образования) выявлен существенный разрыв между воздействием на логико-формальное мышление обучаемых с одной стороны, и воздействием на чувства, нравственность, духовное становление - с другой. Результаты оказываются губительны для культуры в целом: технократическая цивилизация, уничтожающая человеческое в человеке, обрывает звенья духовного единства, приводит к обесцениванию и утрате культурных ценностей. Жизненная установка отчуждения, основанная на принципе удобства, на рациоцентризме, монологе, на абсолютизации формы и стандарта противостоит эмпатийной установке, предельным выражением которой является со-чувствие, со-переживание, со-творчество.

В материалах совместного заседания коллегий Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации «О состоянии и развитии художественного образования в России» (16.11.1999 г.) подчеркивается, что главная цель преподавания любого вида искусства в общеобразовательных учреждениях - воспитать человека-гуманиста-творца с развитой индивидуальностью, богатого духовными интересами и потребностями, способного понимать и ценить общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способного к творческому труду в любом виде деятельности и быть готовым трудиться в новых, рыночных условиях общественного и индивидуального производства. В указанном документе также отмечено, что важную роль в художественном образовании детей и молодежи играют учреждения культуры, которые должны функционировать в тесной связи с общеобразовательными учреждениями - театры, концертные организации и филармонии, цирки, библиотеки, музеи, клубные учреждения. Вместе с тем, как отмечалось на совместной коллегии Министерства культуры Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации (1999 г.), понимание роли культуры и искусства как важнейшего условия для развития образования, воспитания творческой личности часто является больше декларированием, чем осознанным и воплощенным в решениях, нормативных и правовых актах, на практике. Анализ программ развития творческих способностей на разных ступенях образования обнаружил проблемы, связанные с многообразием вариантов применения в современной системе образования технологий развития творческой личности средствами искусства; показал отсутствие целостной концепции музыкально-творческого развития личности в разные возрастные периоды, в которой получило бы научное обоснование и практическую реализацию взаимодействие общеобразовательных (на всех ступенях) и культурных учреждений с целью создания единой музыкально-творческой развивающей среды, обеспечивающей преемственность общего музыкального образования детей и юношества.