DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.09.2012

Материалы

загрузка...

Содержание и методы подготовки работников налогой службы в системе дополнительного профессионального образования

Ипполитов Дмитрий Михайлович, 24.09.2012

 

Ипполитов Дмитрий Михайлович

Содержание и методы подготовки работников налоговой службы в системе дополнительного профессионального образования

Специальность 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва - 2012 Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный индустриальный университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук

Торопов Дмитрий Анатольевич

(Институт инновационной деятельности в образовании РАО)

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор

Шаронин Юрий Викторович

(Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского)

кандидат педагогических наук, доцент

Куртеева Лариса Надировна (ФГАУ «Федеральный институт развития образования»)

Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Защита состоится 24 октября 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.04 в ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, дом 16/18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, дом 16/18

Текст автореферата размещен на сайте HYPERLINK "http://www.mgopu.ru" http://www.mgopu.ru

Автореферат разослан 21 сентября 2012 года.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор педагогических наук, профессор

С.Ю. Сенатор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Приоритетным направлением современной образовательной политики России является модернизация на всех ее уровнях. В основополагающих государственных документах отмечается необходимость формирования и развития высокопрофессионального кадрового потенциала для различных отраслей экономики, соответствующего современным и прогнозируемым социально-политическим и экономическим условиям (Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция кадровой политики Федеральной налоговой службы).

Как отмечается в Концепции кадровой политики Федеральной налоговой службы, усовершенствование системы подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров позволит коренным образом модернизировать процесс формирования кадрового потенциала, закрепить кадры, дать им возможность карьерного роста. Дополнительное профессиональное образование выполняет важнейшую роль в обеспечении формирования и совершенствования профессионального мастерства работников налоговой службы посредством повышения квалификации.

Роль налоговой службы, сегодня, усиливается с учетом актуальных задач государственного управления в сфере перехода к электронному правительству, снижения административных барьеров и повышения уровня коммуникации с налогоплательщиками. Необходимость становления и развития системы дополнительного профессионального образования (далее ДПО) налоговой службы, с одной стороны, может рассматриваться как предпосылка экономических преобразований, а с другой, как их результат. В первую очередь это связано с оптимизацией работы налоговой службы и динамично меняющимся налоговым законодательством.

В этой связи одним из главных направлений развития ДПО федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов является раскрытие специфики содержания и методов их подготовки. Для решения этих задач необходимо изменить процесс их обучения, в том числе слабое его звено – совершенствование профессионального мастерства.

Как показало проведенное нами анкетирование, за период 2005-2009 гг. ежегодно подготовку в системе ДПО проходили всего 5,6% работников налоговой службы в возрасте от 25 до 60 лет.

Таким образом, актуальным является педагогическая и экономическая целесообразность в повышении квалификации и переподготовке кадров налоговой службы, обусловленная как жесткой конкуренцией на рынке труда, так и ростом технологичности экономики.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ теории и практики дополнительного профессионального образования (В.В. Безлепкин, В.В. Валентинов, Г.В. Мальцев, Э.М. Никитин и др.), оптимизации процесса дополнительного образования (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач), образования взрослых (Н.В. Борисов, В.Г. Онушкин, В.И. Подобед, М.П. Сибирская, А.Е. Марон, Е.И. Огарев и др.), развития специалистов, в том числе государственных служащих (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.П. Мунипов, Н.Н. Нечаев, Н.С. Пряжников, В.Н. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.), основ психологии формирования профессиональной деятельности (А.Ф. Ануфриев, П.Я. Гальперин, З.А.Решетова, Н.В. Кузьмина, Н.Ф. Талызина и др.), зарубежного опыта (Ш. Мюллер, А. Цённхен, А. Хиллнер, В.Н. Тютюрюков, С. Штравс и др.) послужил теоретическим основанием для нашего исследования, однако проблемы подготовки работников налоговой службы, содержания и методов их дополнительного профессионального обучения в данных работах не рассматривались.

Следует отметить, что подготовка кадров налоговых органов, как составной части государственной гражданской службы, пока не получила научного рассмотрения. Это подтверждает наличие и необходимость решения проблемы непрерывного профессионального образования работников налоговой службы, регулярного обновления, углубления и пополнения знаний – через систему высшего образования, профессиональную переподготовку и повышение квалификации кадров для налоговых органов.

Исследование педагогических проблем в процессе подготовки работников налоговой службы в системе ДПО выявило противоречия:

– между высокой динамикой рынка труда и необходимостью систематизации содержания и методов активизации образовательного процесса в ускоренных формах обучения;

– в процессе повышения квалификации между возрастающей необходимостью профессионального обучения работников налоговой службы и недостаточным вниманием к дидактическим особенностям обучения взрослых.

Важность разрешения выявленных противоречий и проблем обусловило выбор темы данного исследования: «Содержание и методы подготовки работников налоговой службы в системе дополнительного профессионального образования».

Цель исследования – выявить, разработать, научно обосновать и экспериментально проверить содержание и методы подготовки работников налоговой службы в системе дополнительного профессионального образования.

Объект исследования – организационно-педагогические условия, формы и методы эффективного освоения содержания обучения в сфере налогового администрирования.

Предмет исследования – процесс подготовки кадров налоговой службы в системе дополнительного профессионального образования.