DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.09.2012

Материалы

загрузка...

Подготовка студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка)

Кокшаров Сергей Анатольевич, 24.09.2012

 

37,74 24,48

Низкий 22,45

22,64 12,24

5,66 20,41

26,41 14,29

3,77 24,48

20,76 14,29

7,54 26,53

32,08 14,29

1,89 24,49

22,64 16,33

Примечание: жирным шрифтом выделены результаты экспериментальной группы

Экспериментальное значение критерия хи-квадрат больше критического, т.е. полученные данные показали, что между результатами сформированности по каждому компоненту в исследуемых группах имеются статистически значимые отличия.

Для подтверждения эффективности разработанной модели и технологии организации обучения студентов вуза иностранному языку на основе дистанционно-модульного подхода нами проведен анализ сохранения знаний по иностранному языку у студентов в контрольных и экспериментальных группах (таблица 3).

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа сохранения знаний

по иностранному языку, в %

Показатель После изучения ИЯ Через год Через два года

Абсолютная успеваемость 84,9

71,42 69,8

57,14 62,3

Качественная успеваемость 66,03

44,9 54,7

22,4 39,6

Примечание: жирным шрифтом выделены результаты экспериментальной группы

Из таблицы 3 видно, что обучение студентов иностранному языку на основе дистанционно-модульного подхода позволяет им получить более прочные знания. Это говорит о том, что степень прочности усвоения знаний студентов в ходе обучения по дистанционно-модульной технологии значительно выше, чем по традиционной системе.

В заключении подведены общие итоги исследования, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Подводя итоги теоретического и экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Эффективным средством подготовки студентов к вхождению в единую социально–профессиональную среду (на примере изучения иностранного языка) является применение модели и технологии подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода (на примере изучения иностранного языка). Дистанционно-модульный подход является открытой формой обучения и строится по блочно-модульному принципу и доступен для реализации независимо от удаленности обучаемого от центра, организующего данный процесс.

2. Сконструированная нами модель подготовки студентов к вхождению в единую социально–профессиональную среду на основе дистанционно–модульного подхода на примере изучения иностранного языка включает взаимосвязанные элементы: цель, условия, принципы, компоненты эффективности дистанционно-модульного обучения студентов вуза иностранному языку (потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, оценочный), субъект–объект-субъектное взаимодействие и результат;

3. Педагогические условия подготовки студентов к вхождению в единую социально–профессиональную среду на основе дистанционно–модульного подхода на примере изучения иностранного языка должны базироваться на уровнях социализации личности. При этом мы выделяем три группы уровней социально-профессиональной подготовки:

- на макро–уровне социально-профессиональной подготовки: принятие субъектами педагогического процесса системы ценностей обучения; обеспечение преемственности в обучении; включенность субъектов обучения в единую виртуальную телекоммуникационную образовательную среду; использование в подготовке максимально необходимого объема социально-профессиональной, экономико-материальной, учебно-методической, образовательной, научной и другой информации из арсенала единой образовательной сети;

- на мезо–уровне социально-профессиональной подготовки: индивидуализация учебного процесса; проблемность учебного материала; профессиональная направленность; рефлексия речевой деятельности; использование в подготовке системы сред с участием студента (социально-профессиональная среда, культурно-просветительская среда, учебная группа и др.)

- на микро–уровне социально-профессиональной подготовки: эмансипация учебного процесса; эмпатия субъектов учебной деятельности; формирование мотивационных предпочтений; обеспечение социально-профессиональных ролей и видов деятельности; использование межличностных отношений;

4. Доказана эффективность модели подготовки студентов к вхождению в единую социально–профессиональную среду на основе дистанционно–модульного подхода на примере изучения иностранного языка, в которой используются взаимосвязанные элементы (цель, задачи, принципы, структурные компоненты, педагогические условия реализации и результат);

5. Разработанная нами технология реализации модели подготовки студентов к вхождению в единую социально–профессиональную среду на основе дистанционно–модульного подхода на примере изучения иностранного языка, включающая: цель, методы обучения (модульные лекции, аудио-лекции, телелекции, коллективный тренинг, индивидуальный тренинг), дидактические единицы (фонетические, грамматические, лексико-грамматические упражнения, аутентичные тексты), модульные контенты, формы контроля (текущий, промежуточный, рубежный, итоговый), субъект-объект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов, результат показала высокую результативность;

6. Разработанные критерии, определяющие уровни подготовки студентов на основе дистанционно-модульной технологии обучения (оптимальный, высокий, средний, низкий), по которым проведена диагностика сформированности каждого компонента (потребностно-мотивационный, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный, оценочный) могут быть использованы в практике высшей школы;

7. Особенности организации подготовки студентов к вхождению в единую социально-профессиональную среду на основе дистанционно-модульного подхода на примере изучения иностранного языка позволяют оптимизировать учебный процесс и использовать данный подход в процессе изучения студентами других дисциплин гуманитарного профиля.

Следовательно, результаты эксперимента позволяют считать цель и задачи решенными, а гипотезу подтвержденной. Вместе с тем, проведенное исследование не претендует на окончательное решение проблемы, а является лишь одним из вариантов подхода к ее решению.

Дальнейшее исследование, на наш взгляд, должно быть связано с разработкой разноуровневой системы обучения иностранному языку с использованием озвучивания материала модулей большим количеством носителей языка и включением сюжетов профессионального плана.