DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.08.2007

Материалы

загрузка...

Молодежный дискурс как реализация типовой и индивидуальной языковой личности

Чабаненко Марина Геннадьевна, 24.08.2007

 

Разнообразие тематики, образов, идей создаёт нелинейное, полифоническое информационное пространство дискурса «Бродвей с тобой». Композиция отдельных посланий также отражает характерную для письменной системы третьего тысячелетия тенденцию к преодолению линейности письменного текста. Циркуляция информации в пределах текста обеспечивается за счёт системы post scriptum, нумерации частей текста. Авторское настроение передают полифункциональные символы «смайлики», создающие особый эмоциональный регистр дискурса.

Эти особенности детерминируют специфику проявления в молодёжном дискурсе газеты «Бродвей с тобой» признаков структуры периодического издания.

Молодёжный дискурс как функционально-речевое явление характеризуется следующими категориальными признаками: 1) полярность категориальной организации по признаку «свойственности-чуждости», противопоставленность официозу; 2) диалогичность и полилогичность общения; 3) заданное тематическое пространство, выявляющее ценностные ориентиры коммуникантов; 4) сочетание коммуникативной конфликтности и толерантности; 5) значимость гендерного фактора; 6) наличие художественной формы воплощения дискурса; 7) языковая карнавализация, проявляющаяся в высокой степени экспрессивности, эпатажности, в киническом комплексе.

Исходя из положения о том, что в фокус коммуникативной ситуации попадают значимые для индивидуума, социальной группы темы, тематические составляющие дискурса позволяют реконструировать сферы интересов, ценностную картину мира типовой личности – участника молодёжной коммуникации. Текстотемы бытового и бытийного типа дискурса рассматриваются в диссертации как эксплицирующие ценностные приоритеты участников молодёжного общения. Для бытийного дискурса актуальны философские проблемы религии, жизни и смерти, смысла жизни человека, сущности любви, творчества, социального мироустройства, морально-нравственные категории. Бытовой дискурс нацелен на установление межличностных взаимоотношений, на самопрезентацию языковой личности.

На основе обобщения тематики, относящейся к определённой области человеческого существования, возможно выделение двух жизненных сфер (быта и бытования), осмысление которых позволяет построить типологию дискурса, ориентированную на выявление жизненных ориентиров социума и отдельного индивидуума как представителя социума.

В дискурсе газеты «Бродвей с тобой» представлено тематическое разнообразие, обусловливающее его неодномерность, нелинейность, тем не менее можно говорить о наличии определённых закономерностей его тематической организации, выражающих доминантные для коммуникантов смыслы, которые могут быть сфокусированы в двух типах молодёжного

-тикуда, а La Herida собрала как-то вечером вещи и утром уехала куда-то в окрестности Междуреченска подальше от людей. Велиана.

В бытовом дискурсе на первый план выходят отношения «Я» - «ТЫ», «Я» - «МЫ», «Я» - «ВЫ». В центре этих взаимоотношений всегда находится автор, поэтому самопрезентация личности является ключевой темой молодёжного

Бытовой дискурс связан с «киническим комплексом» жаргона, главной установкой которого, как отмечает В.С. Елистратов, является «так называемая перечеканка монеты, т.е. переоценка общепризнанных, официальных ценностей, выворачивание общепризнанных идей, образов, слов, эталонов наизнанку, демонстрация их абсурдности через публичное снижение, обнажение, осмеяние» [В.С. Елистратов, 1994: 626]. Отрицание общепринятых канонов – неотъемлемая черта молодых людей.

Рубрика «Приколы нашей улицы» является игровым заполнением досуга и составляет кинический дискурс, детерминированный киническим комплексом жаргона. Стремясь быть оригинальными, проявить остроумие, умение «чувствовать слово», бродвейцы используют богатые возможности языковой игры. 1. Ой, а я за тебя глазки повыковыриваю…- про чистку картофелин. 2. У тебя труп в волосах. А, ладно, пусть лежит (про комара).

С киническим комплексом тесно связан раблезианский культурно-исторический код практически всех социальных диалектов.. Реклама: Полюби меня с разбега! Скидки! Шилов.

Содержание рубрик «Пофилософствуем», «Фаны и про-фаны», «Сны и глюки», «Кафе «Пегас», «Мусор № 6» соотносится с бытийным дискурсом.

В бытийном дискурсе, как правило, раскрываются оппозиции «Я» - «МИР», «Я» - «ОНИ».

Основными темами бытийного молодёжного дискурса являются: тема религии и христианства, тема любви, размышления о счастье и поиск ответа на вопрос: что такое счастье, тема творчества, размышления о смысле жизни, тема смерти и относительности человеческого существования, тема несовершенного устройства мира и общества, внутренний мир человека, обобщение собственного опыта: суждения об устройстве окружающего мира, своём месте в этом мире и отношениях людей, тема социального несовершенства.

Бытийный дискурс газеты «Бродвей с тобой» может иметь художественную форму воплощения. Поэтические произведения бродвейцев размещены в рубрике «Кафе «Пегас». По мнению самих бродвейцев, газета «Бродвей с тобой» предоставляет молодым людям возможность опубликовать свои первые творческие труды. Поэтическое творчество членов клуба разнообразно по стилю и тематике. Наблюдается совпадение тематического пространства поэтических текстов с тематической наполненностью бытийного дискурса. В целом в поэтическом творчестве бродвейцев отмечаются тенденции, характерные для современной поэзии.

При всей индивидуальности творческой манеры бродвейцев отмечается их устремлённость к постижению смысла жизни, исповедальность, поиски новых художественных форм.

Особенностью молодёжного дискурса газеты «Бродвей с тобой» является поляризация идей, образов, эмоциональных состояний, выражающаяся в биполярности его характеристик: провозглашение идеала асоциальности, ценности маргинального бытия и поиски гармоничного социального мироустройства; признание христианского вероучения и критическое отношение к нему; конфликтность и толерантность; эгоцентризм и социоцентризм; корпоративность и представление о собственной избранности, исключительности; идея тайны, загадки и публичная демонстрация своего внутреннего мира. Субъектом молодёжного дискурса является личность переходного возраста со всей совокупностью стихийных чувств и мыслей, парадоксальностью представлений о мироустройстве, в постижении сути бытия, обнаруживающая склонность к мистериям, в речевой деятельности тяготеющая к вербальной обрядовости, сложной семиотике.

Третья глава «Молодёжный дискурс в индивидуально-личностной реализации» посвящена установлению параметров моделирования и портретирования языковой личности, созданию дискурсивного портрета языковой личности на основе произведённых ею текстов.

Под моделированием языковой личности понимается. Под портретированием…

Устанавливаемые в настоящем исследовании параметры моделирования языковой личности предопределены спецификой ее проявления в текстах газеты «Бродвей с тобой»:

1). Языковая личность реконструируется по материалам произведенных ею естественных письменных текстов, имеющих количественную, временную и пространственную ограниченность.

2). Тексты имеют неофициальный, но публичный характер, что предопределяет выбор коммуникативно значимых ситуаций-предпосылок для коммуникативного взаимодействия участников общения, создает определенные ограничения для стилистической принадлежности речевого произведения, диктует жанровые сценарии.

3). Языковая личность, будучи реальной, выступает в виде личности-маски, играя избранную для себя роль и скрываясь за избранным ником.

Анализируемые материалы позволяют установить следующие параметры портретирования языковой личности:

1. Никнейм как репрезентант личности-маски.

2. Физиологические признаки (пол, возраст).

3. Психо-социальный статус личности (социальная роль, идеологический настрой, степень социальной комфортности, ощущение гармоничности или дисгармонии мироустройства, взаимоотношения с другими людьми). Данное основание, по-видимому, является доминирующим, во многом предопределяющим такие свойства языковой личности, как а) специфика дискурса и речеповеденческие стереотипы, б) лингвокреативность, в) степень внутренней и внешней конфликтности- толерантности, г) степень статичности – динамичности образа, д) принимаемые и исповедуемые культурные традиции.

4. Тип речевой культуры и особенности построения текста.

Выделенные основания портретирования языковой личности имеют разную степень значимости для разных участников коммуникации в газете «Бродвей

Важнейшим компонентом коммуникативного пространства «Бродвея» является дискурсивная личность-маска, присваивающая себе имя (никнейм). Как правило, избранные никнеймы функционируют только в дискурсе «Бродвея», где действует принцип сохранения «тайны» его носителя. В иных коммуникативных ситуациях установка на сокрытие личности за ником снимается. В жизни меня зовут Вероника, если что. SHAKA.

Никнейм рассматривается как неофициальное личное имя, самостоятельно присваиваемое его носителем с целью сокрытия личности, являющееся результатом креативной деятельности, используемое в различных сферах опосредованной молодёжной коммуникации, осуществляемой в письменной форме. Никнейм - это уникальное явление в сфере личного наименования, активно представленное в современной городской коммуникации и имеющее яркую специфику. Никнейм является языковым знаком культуры. Процесс порождения имени, с одной стороны, имеет индивидуальный характер, с другой – отражает систему социально-культурных ценностей определённого социума (в данном случае – носителей молодёжной субкультуры). В этом смысле никнеймы могут быть охарактеризованы как языковые формы выражения интенций и установок их носителей и «изобретателей».

Значимость личного имени в описываемом дискурсе обусловлена полифункциональностью никнеймов. Очевидно, функции никнеймов в молодёжной коммуникации, организованной по принципу диалога-переписки, универсальны. В их числе выделяются:

1. Функция самопрезентации. Ник является знаком самообозначения, самоопределения личности. Языковая личность-участник общения в соответствии со своими ценностными установками, мировидением избирает для себя определённую речевую маску, диктующую линию коммуникативного поведения. С одной стороны, никнейм предназначен для сокрытия подлинного имени, сохранения тайны личности, с другой - направлен на самораскрытие, самообозначение личности в условиях избранной ролевой игры.

2. Дискурсивная функция. Ник выполняет важную текстообразующую функцию, поскольку линия поведения организуется в соответствии с избранным именем-маской, и, наоборот, смена текстовых стратегий может сопровождаться изменением ника. Образ говорящего, обозначенный в имени, детерминирует его речевое поведение. Никнейм «выполняет функцию ключевой метафоры в дискурсе данного коммуниканта и оказывает определённое направляющее воздействие на содержание и направленность коммуникации в целом» [З.И. Резанова, Н.А. Мешанкина, 2003: 113].

3. Контактоустанавливающая функция. Никнейм, несущий формой и содержанием определённую систему общих фоновых (пресуппозитивных) знаний говорящего и адресата, способен выступать как кодирующий с позиции субъекта и декодирующий с позиции адресата знак.

4. Эмоционально - экспрессивная функция, направленная на создание изобразительно - выразительного фона, на формирование образной картины текста. Выразительность усиливает потенции достижения суггестии: уже выбором своего имени, его фоносемантическим ореолом и смысловой мотивацией субъект оказывает воздействие на адресата, направляет его воображение в определённое русло. Отмечены случаи эмоционального реагирования не только на дискурсивное поведение бродвейцев, но и на само имя.

5. Игровая функция. Имя участника игры вводится в игровое пространство. Это имя-маска, скрывающее участника игры. Факт сокрытия личности за ником создаёт виртуальную личность, что позволяет выстраивать линию своего речевого поведения, не опасаясь повредить собственной репутации, представить себя в лучшем или, наоборот, в худшем свете. Смена имени позволяет создать новый имидж, играть в новом качестве.

Для описания дискурсивного портрета языковой личности выбраны два наиболее ярких участника коммуникации: Гот Морган ПУШИСТАЯ ТАНЯ.

Гот Морган.

Никнейм Гота Моргана выполняет выраженную характеризующее – идентифицирующую функцию, раскрывая мировоззренческие установки, круг интересов, психологический настрой его носителя. Первая часть ника указывает на принадлежность автора к типу молодежной субкультуры, вторая, вызывая ассоциации со смертью, постулирует жизненные ценности, проповедуемые готической субкультурой и языковой личностью. Никнейм построен по модели нетипичного, непривычного для русского языкового сознания имени, отличается широкой вариативностью: Морган-Ариец; Сатанист Морган (Hide); Dark Morgan; Gotic Morgan; Готический парень Морган; «Пропавший без вести» Морган; Морган (не человек); Страшный Морган; Готический Морган; Вампир Морган и др.