DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.04.2015

Материалы

загрузка...

Воспитание экологической культуры у подростков в условиях образовательной среды школы

Трегубова Ольга Геннадьевна, 24.04.2015

 

ТРЕГУБОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА

ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ПОДРОСТКОВ

В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Работа выполнена на кафедре педагогики ФГБОУ ВПО

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный руководитель Рогожникова Раиса Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Официальные оппоненты

Моисеева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных класcах Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Ногтева Елена Ювинальевна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор образовательного центра АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования».

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Защита состоится 25 июня 2015 года в 12 часов на заседании совета

Д 212.307.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата

наук, на соискание учёной степени доктора наук при ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108, ауд.210.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108, а также на сайте http://yspu.org

Отзывы о автореферате направлять по адресу: 150000, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108.

Автореферат разослан « » 2015 года

Ученый секретарь диссертационного совета С.Л. Паладьев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией его содержания и структуры. Они затрагивают все сферы, в том числе и решения задач воспитания экологической культуры, развития экологического образования учащихся. В основных направлениях государственной политики в области экологического развития России, принятой на период до 2030 года, подчеркивается, что процесс воспитания и обучения в образовательных учреждениях должен быть направлен на формирование экологически ответственного поведения, и вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания необходимо включить в государственные, федеральные и региональные программы. О необходимости развития экологического образования говорится в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Указе Президента РФ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» (2008), «Концепции общего экологического образования для устойчивого развития» (2010), «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010) к личностным результатам овладения основной образовательной программой относит формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Важнейшим условием реализации основной образовательной программы школы является создание образовательной среды, в том числе направленной на воспитание экологической культуры подростков. К сожалению, лишь в единичных образовательных организациях делаются попытки ее создания. Проблема ее создания в образовательной организации является не до конца решенной в теории и практике учебного процесса и заслуживает пристального внимания.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема воспитания экологической культуры школьников широко обсуждается в педагогической науке. Направления исследований в решении данной проблемы отражены в различных аспектах:

методологические основы и условия реализации экологического образования в трудах философов (Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.), педагогов (М.В.Аргунова, Е.Н. Дзятковская, С.Н. Глазачев, Д.С.Ермаков, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.); психологов (С.Д. Дерябо, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.);

вопросы социально-философского подхода к взаимодействию природы и общества (В.И. Вернадский, Э.В. Гирусов, В.И. Данилов-Данильян, М.С. Каган, В.А. Кобылянский, Д.С. Лихачев, Н.Н. Моисеев, В.И. Медведев, Д.Ф. Разенкова и др.);

концептуальные подходы развития системы экологического образования (С.В. Алексеев, А.Н. Захлебный, В.А. Кобылянский);

вопросы преемственности системы непрерывного экологического образования (И.Т. Гайсин, С.Г. Гильмиярова, Л.В.Моисеева, В.И. Огоньков, Н.М. Чернова);

теоретическое обоснование и пути реализации содержания экологического образования в средней школе (М.В.Аргунова, С.В. Алексеев, Е.Н. Дзятковская, Д.С.Ермаков, А.Н. Захлебный, О.С. Наумова, Г.А.Ягодин и др.);

подходы к определению структуры экологической культуры (Н.С. Дежникова, С.Д. Дерябо, Б.Т. Лихачев, В.Ю. Львова, Н.М. Мамедов, Е.Ю.Ногтева, Г.В. Шейнис, В.А. Ясвин и др.);

теория и практика формирования экологической культуры учащихся (В.А. Игнатова, Т.В. Кучер, К.А. Романова, О.Ю. Тимофеева, З.А. Хусаинов, А.В. Филинов и др.); в системе дополнительного образования (Р.В. Кельбас, Н.А. Иванова и др.); в условиях детско-юношеских объединений (А.Ю. Соловьев, А.В. Стромова);

педагогические условия становления экологической культуры школьников (Г.Б. Барышникова, Н.В. Ульянова и др.);

туристско-краеведческая деятельность как средство формирования экологической культуры старших подростков (И.Л. Беккер, И.А. Самарина, Е.А. Игумнова, Е.И. Полянская, С.П. Фокин и др.), младших подростков (Р.А. Рогожникова, Л.Р. Тараканова и др.).