DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.04.2012

Материалы

загрузка...

Интеллектуальный труд: экономико-социологические аспекты

Лебединцева Любовь Александровна, 24.04.2012

 

Экономическая социология как отрасль социологического знания, призванная изучать вопросы соотношения экономического и социального в жизнедеятельности общества, в том числе – социально-экономические отношения в сфере интеллектуального труда, не располагает на настоящий момент сколько-нибудь развитым теоретико-методологическим аппаратом исследования процесса появления, институциализации и развития интеллектуального труда и социально-экономической оценки его результатов. До настоящего времени исследований проблем интеллектуального труда в рамках экономической социологии практически не проводилось.

Таким образом, актуальность исследования интеллектуального труда в экономической социологии определяется необходимостью всесторонней характеристики его роли, содержания, социально-экономических форм, закономерностей развития. В настоящее время особое значение приобретает анализ специфики развития интеллектуального труда и особенностей деятельности интеллектуальных работников в России, которая во многом определяет перспективы создания конкурентоспособной модели национальной экономики.

Степень научной разработанности проблемы. В экономической литературе активно разрабатывалась и разрабатывается проблема труда как основы формирования экономической системы общества или одного из важнейших элементов этой системы. Нужно отметить, что многие ученые при этом не выделяют именно интеллектуальный труд в качестве особого объекта анализа (И.И. Чангли, В.В. Борисов, Е.Л. Маневич, Г.Е. Алпатов и др.), однако обоснованные ими теоретические положения относительно разделения труда, взаимодействия работника со средствами труда и т.п. могут быть использованы и при его характеристике.

Для современной научной литературы, в том числе отечественной, характерна активизация исследований экономических проблем различных видов интеллектуального труда. В этой связи следует отметить усиление интереса к изучению проблем «новой экономики», «новой политической экономии», выдвижение и обоснование положений о необходимости создания политической экономии интеллектуального труда, экономической теории информационного труда, о превращении творчества в системообразующий фактор. Экономические аспекты научного - технического труда, подготовки высококвалифицированных специалистов являлись объектом изучения различных научных школ.

Значительный вклад в развитие теории труда внесли классики экономической науки: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, К.Маркс, А.Маршалл. Труд в их исследованиях представлен как целостное явление, обладающее определенными отличительными чертами.

Оценивая вклад исследователей данного периода в теоретическую разработку различных аспектов интеллектуального труда, нужно отметить, что в рамках классической школы политической экономии, марксизма, неоклассической школы, институционализма довольно детально и глубоко были проанализированы такие проблемы, как особенности средств производства и продукта научного и инженерного труда в индустриальном обществе, закономерности научно-технического прогресса, а также многие вопросы, связанные с организацией, стимулированием, оценкой результативности этих видов труда, воспроизводством человеческого капитала. Были сделаны важные прогнозы относительно перспектив развития науки и техники, возрастания их экономической значимости. Результаты соответствующих научных разработок могут использоваться в дальнейшем при рассмотрении интеллектуального труда.

Однако в качестве доминирующего вида труда интеллектуальный труд в то время не рассматривался (и не являлся таковым). Он охватывался существующей системой производственных отношений и характеризовался как фактор повышения эффективности других видов ресурсов. Вопрос о формировании целостной концепции интеллектуального труда как доминирующего вида труда не являлся актуальным на тот момент.

Процессы эволюции труда в ХХ веке, развития умственного, творческого и интеллектуального труда рассматривались в работах таких авторов как В.В.Адамчук, И.В.Бушмарин, И.Е.Ворожейкин, Б.М.Генкин, В.С.Гойло, К.А.Егоршин, В.И.Кирсанов, Р.П.Колосова, В.А.Каменецкий, А.Л.Мазин, В.П.Патрикеев, В.А.Похвощев, О.В.Ромашов, М.Е.Сорокина, Г.Э.Слезингер.

Развитие представлений об интеллектуальном труде поднимается в рамках теории человеческого капитала (Э.Денисон, Т.Шульц, С.Фишер, Г.Беккер, В.С.Гойло, Р.И.Капелюшников, В.И.Марцинкевич, М.М.Критский, А.И.Добрынин, С.А.Дятлов, Е.Д.Цыренова, С.А.Курганский и др.). Акцент в этой теории делается на рассмотрении основных видов и динамики инвестиций в человеческий капитал, моделях производства, методах оценки, особенностей его оборота и использования в современной экономике. Исследование экономических проблем образования и научно-технического прогресса в отечественной литературе проводили С.Г.Струмилин, А. И.Анчишкин, С.В.Валдайцев, С.Ю.Глазьев, В.Г.Долгов, Н.Д.Кондратьев, Е.М.Коростышевская, Я.И.Кузьминов, В.П.Николаев, Я.М.Рощина, Н.А.Пруель, А.И.Субетто, Ю.В.Яковец и др.

Весомый вклад в развитие методологии интеллектуального труда внесла концепция научного и инженерного труда, разработанная советскими учеными (В.П.Булатов, И.Бушмарин, В.К.Врублевский, А.С.Головачев, М.В.Грачев, А.А.Дынкин, В.Я.Ельмеев, П.Н.Завлин, В.Ж.Келле, В.И.Котелкин, А.Н.Кочергин, О.В.Крыштановская, В.И.Купцов, И.О.Мартынюк, В.И.Марцинкевич, А.К.Матвеев, Е.3.Мирская, В.Ф.Овчинников, К.С.Пирогов, В.Н.Порус, Е.В.Семенов, Н.Н.Семенова, М.И.Скаржинский, С.Г.Струмилин, Ю.Б.Татаринов, А.И.Щербаков и др.), а также российскими иследователями Н.Р.Тереховой, Н.А.Новиковым.

Историко-экономическая концепция развития науки представлена такими учеными как Дж.Бернал, В.И.Вернадский, Т.Кун, И.Лакатос, К.Поппер, Д.Прайс, Б.И.Соколов, М.Блауг; присутствует также рассмотрение науки в широкой системе связей между ней и обществом, между наукой и культурой в контексте культурно-исторической концепции (Гайденко П.П.). В последние годы в нашей стране усилился интерес к историко-экономическим исследованиям, что связано с необходимостью критического переосмысления развития отечественной науки, определения ее места в науке мировой (можно отметить прежде всего работы М.М.Солодкиной, Я.И.Кузьминова, М.В.Шишкина, Ф.Ф.Рыбакова, С.А.Дятлова, А.И.Субетто и др).

Формирование в развитых странах постиндустриальной экономики, вызвало активизацию исследовательского интереса к экономическим проблемам интеллектуального труда. Современные прогнозы зарубежных и отечественных ученых относительно направленности развития человеческого общества представлены в последовательно развивающихся концепциях постиндустриального, информационного и обществах знания, в частности, в работах Д.Белла, Дж.Гэлбрейта, П.Друкера, И.В.Бестужева-Лады, С.А.Дятлова, В.Л.Иноземцева, Э.Кочетова, Ф.Махлуп, Р.М.Нижегородцева, Дж.Нэсбитта, Ю.М.Осипова, Т.Стоуньера, В.Тихонова, О.Тоффлера, Ю.В.Яковца, К.Ясперса, М.Кастельса, С.А.Фабричнова, А.В.Бузгалина, В.Чекмарева, Э.Брукинга, Л.Туроу, Т.Стюарта, П.Пильцер, Л.Гохберга и др.

Рассмотрение интеллектуальной деятельности в качестве системообразующего фактора для исследования экономических проблем современного общества на основе деятельностного подхода присутствует в экономической науке. Вопросы о необходимости разработки экономической теории интеллектуального труда, исследований закономерностей его развития ставили М.М.Критский, В.Гойло, теоретико-методологические основы исследования научно-технического труда актуализирует Н.А.Новиков, современные проблемы информационного труда поднимаются в работах С.А. Фабричнова.

В современной западной социологии исследованием интеллектуального производства и использованием научных результатов с позиций его коммерциализации занимаются С.Фрикель, К.Мур, проводится анализ проблемной роли экспертов и экспертных знаний (Дж.Ховард), исследования Д.Дж.Хесса направлены на анализ социальных проблем в научно-технической сфере.

Интеллектуальный труд в контексте особенностей воспроизводства разных социально-профессиональных слоев изучают Х.Ишида, В.Мюллер, Дж.Ридж; в контексте современных трансформационных процессов в обществе и проблем социальной мобильности в своих работах рассматривают В.Ни, Я.Биана, Э.Вальдер, В.Адамски, П.Махонин, В.Запф, К.Ашаффенбург, М.Айнеке, Т.Гербер, С.Морган, Д.Граски, Г.Филдс.

Современный неомарксистский подход предлагает исследовать интеллектуальный труд как труд в сфере нематериального, духовного производства, который создает такие продукты как знания, информацию, идеи, тексты, символы, коды и др. (А.Негри, Хардт).

Анализ потребностей интеллектуальной рабочей силы, процесса интеллектуального труда в контексте развиваемой социологии интеллектуалов осуществляют Р.Коннел, Дж.Кроуфорд.

Все отмеченные подходы и исследования отличает направленность на отдельные, специфические, локально ограниченные аспекты интеллектуального труда. Во многом в связи с этим, в современной западной социологии в последние годы начал подниматься вопрос о необходимости создания социологии интеллектуального труда и знаний. Предпринимаются попытки ответить на вопросы: что такое социология современного интеллектуального труда и что движет современным высококвалифицированным работником? Исследование данного феномена ведется с опорой на такие методические подходы как сетевой анализ, теория доверия, системный анализ, теория дискурса, теория человеческого капитала и др.

Проблему, принявшую в экономико-социологической литературе форму противоречия, разделенности между социальным и экономическим, можно решить в рамках воспроизводственного подхода, который с позиций единства социального и экономического рассматривает производство как производство и воспроизводство общества и человека. Существует ценный опыт в отечественной литературе, который преодолевает сведение производства к производству вещей (в работах Е.Т.Бородина, В.Я.Ельмеева, Ю.В.Веселова, В.Г.Долгова, Н.А.Кармаева, А.М.Ковалева, Ю.К.Плетникова, В.Т.Пуляева, Н.А.Пруеля, Н.С.Савкина, В.И.Толстых и др.).

В междисциплинарном направлении - исследованиях науки и техники (Science and Technology Studies) - главными объектами исследования являются современные технологии и научные лабораторные практики (Б.Латур, Дж.Ло, М.Каллон и др.). Представители STS стремятся исследовать взаимообратный процесс: и то, как общество выбирает направление процессов научного познания, и то, как наука способствует изменениям, происходящим в обществе, предлагая учитывать в процессе анализа такой фактор, как «сила науки» в обществе, которую можно понять с помощью изучения изменений, имеющих место в науке.

На основе исследований в рамках STS в последнее десятилетие в экономической социологии складывается исследовательское направление социологического анализа рынков на основе теории инноваций, уделяющее большое внимание экономическим знаниям, технике и технологиям (прежде всего ИКТ), которые активно структурируют хозяйственные практики (М.Каллон, С.Меадель, В.Рабехарисоа). В качестве другой основы для обмена идеями между двумя такими исследовательскими полями как экономическая социология и направление STS избрана идея материальности, включающая в себя технологию, конституирующие ее социальные практики, а также способы взаимодействия с технологией. Данный концепт является центральным в исследованиях науки и технологии, а в экономической социологии получил название материального подхода (Т.Пинч, Р.Сведберг).

Теоретические и методологические основы оценки продуктов интеллектуального труда, включая объекты интеллектуальной собственности, отражены в исследованиях Е.Н.Блиокова, С.В.Валдайцева, Ц.Грилихеса, А.Н.Козырева, В.Л.Макарова, Дж.Ромэри, С.А.Смирнова и др.

Современное изучение интеллектуальной собственности опирается на научную базу, созданную отечественными и зарубежными учеными в результате эволюции знаний в этой области. Современные отечественные исследования этой области носят локальный характер. Они в основном связаны с проблемами инновационной деятельности (Ю.Варфоломеева, Ю.Карпова, В.Нурков, Р.Авдонин, А.Жидикин и др.); анализом правовых основ сущности интеллектуальной собственности (С.Алексеев, Э.Гаврилов, М.Брагинский, Ю.Барон, В.Рассудовский, В.Мамаев, А.Кулагин, В.Белов, А.Денисов, И.Близнец, А.Зенин и др.); отношений, возникающих в системе интеллектуальной собственности (А.Вилинов); инструментальной роли интеллектуальной собственности в регулировании контрактных отношений в наукоемкой сфере (Ю.Афанасьева). При тех или иных методологических подходах категория «интеллектуальная собственность» традиционно рассматривается в рамках отношений собственности (юридический и экономический подход), в теориях научно-технического прогресса, новой институциональной теории в экономике. Соответственно, все предлагаемые ими основные определения интеллектуальной собственности и механизмы регуляции, относящиеся к этой сфере, в основном являются правовыми и экономическими категориями. В то же время между обществом и производителем интеллектуального продукта, ставшего объектом интеллектуальной собственности, возникают сложные социальные отношения, далеко выходящие за нормы права. В последние годы в ряде работ современных социологов наметилась тенденция изучения проблем управления интеллектуальной собственности (М.Г.Иванова), появляются попытки создания социальной теории интеллектуальной собственности (А.М.Орехов). Развивается информационно-знаниевая теория интеллектуальной собственности (С. А. Бабкин, М. Е. Горлач, А. С. Гуменюк, С. В. Егоров, В. И. Корогодин, В. В. Мокрышев, И. И. Салихов, И. И. Юзвишин, С. А. Яшков и др.).

В рамках экономической социологии сформировался новый подход к проблемам собственности, изучающей отношения собственности в их взаимосвязи и взаимозависимости с социальной сферой общества (В.Я.Ельмеев, А.А.Ахвледиани, В.А.Воротилова, А.В.Дорина, А.М.Ковалева, А.П.Кузнецовой, И.И. Сигова, И.К.Смирнова, Е.Е.Тарандо); в частности рассматриваются проблемы становления института интеллектуальной собственности в современной России (Е.В.Халипова). Однако в предметном поле экономической социологии проблемы интеллектуального труда и его результатов (интеллектуальной собственности) в совокупности практически не рассматриваются. Отсутствует целостная концепция интеллектуального труда в современном обществе в рамках экономической социологии, недостаточно разработаны теоретико-методологические основы исследования современного интеллектуального труда, отсутствует характеристика специфики закономерностей развития интеллектуального труда в нашей стране. Необходимость актуализации исследований экономико-социологических аспектов интеллектуального труда и создание научной теории интеллектуального труда обусловила определение цели, задач, объекта и предмета диссертационной работы.

Целью диссертации является создание специальной социологической теории интеллектуального труда в рамках экономической социологии, в единстве теоретических и методологических аспектов.

Учитывая степень разработанности отдельных вопросов, поставленную цель диссертационного исследования, автор сосредоточил внимание на решении следующих задач:

проанализировать основные концептуальные теоретико-методологические подходы к исследованию интеллектуального труда и выявить основные проблемы и противоречия для формулирования авторского подхода исследования интеллектуального труда;

выявить основные этапы развития интеллектуального труда, его качественную определенность на каждом этапе и сформулировать основные закономерности эволюции интеллектуального труда в ходе развития общества;

раскрыть и категориально систематизировать понятие интеллектуального труда и совокупность составляющих его элементов; проанализировать специфику, место и роль интеллектуального труда в системе общественного производства;

обосновать сущность инновационности интеллектуального труда, факторы и условия повышения его эффективности и социально-экономическую значимость в современной экономической системе с позиций воспроизводственного подхода в экономической социологии;

проанализировать современные закономерности воспроизводства интеллектуальных работников на примере научно-исследовательской сферы;

определить специфику результатов интеллектуального труда – интеллектуального продукта в системе продуктов творческого труда;

проанализировать трансформацию понимания института интеллектуальной собственности и раскрыть его сущность в науке как социально-экономического института на современном этапе;

показать современные тенденции, особенности развития, направления создания благоприятных условий для осуществления интеллектуального труда в экономике России.

Объектом исследования выступает интеллектуальный труд как феномен современного социально-экономического развития и как органическая часть совокупного труда общества.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, которые складываются в процессе интеллектуального труда, а также закономерности его развития (как формы деятельности и системы знаний одновременно) и воспроизводства носителей в условиях современного общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования

В методологическом плане диссертационное исследование опирается на воспроизводственный, неоинституциональный подходы и теорию инноваций в экономической социологии. Применялись также общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение и комплексное моделирование.

Применялись методы эмпирического сбора и анализа информации: первичный и вторичный анализ результатов ряда опросов (осуществленных посредством анкетирования и интервьюирования), корелляционный анализ статистической информации.

Гипотеза исследования. Появление социологии интеллектуального труда как специальной социологической теории исторически и логически подготовлено предшествующим развитием таких наук как социология, экономическая социология, социология труда, экономическая теория, а также достигнутым уровнем социально-экономического развития общества.