DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.02.2008

Материалы

загрузка...

Психологическая структура и типы исследовательской позиции

Скотникова Анна Михайловна, 24.02.2008

 

СКОТНИКОВА Анна Михайловна

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ТИПЫ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ

19.00.01 – общая психология, психология личности,

история психологии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва - 2008

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Уральский государственный педагогический университет»

Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Минюрова Светлана Алигарьевна

Официальные оппоненты: доктор психологических наук, профессор

Богоявленская Диана Борисовна

кандидат психологических наук, доцент

Обухов Алексей Сергеевич

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Защита состоится 3 июня 2008 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 008.017.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата психологических наук при Психологическом институте Российской академии образования по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.9, строение 4.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Психологического института РАО.

Текст автореферата размещен на сайте www.pirao.ru

Автореферат разослан 30 апреля 2008 года.

Ученый секретарь

Морина Н.Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В современных условиях все большее значение приобретает стремление и способность человека активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира (А.Н. Поддьяков, 2000, 2001; А.И. Савенков, 2005; А.С. Обухов, 2007), а поиск перестает быть узкоспециализированной деятельностью и становится неотъемлемой характеристикой, стилем жизни личности (А.И. Савенков, 2005). Исследовательская активность находит выражение в форме исследовательских реакций, поискового поведения, исследовательской деятельности, которые, однако, рассматриваются преимущественно как детерминированные психофизиологическими и средовыми факторами. Роль «внутренних условий», которые лежат в основе реализации исследовательского способа изучения действительности, активность самого субъекта остается не раскрытой.

Решить данную задачу возможно посредством обращения к понятию «исследовательская позиция». В отечественной психологии появились отдельные работы, посвященные изучению исследовательской позиции (А.С. Обухов, 2006; Н.Б. Шумакова, 2007). Авторы отмечают важность развития исследовательской позиции, рассматривая ее как составляющую исследовательской деятельности (А.С. Обухов, 2006) или как фактор, который обеспечивает развитие одаренности человека (Н.Б. Шумакова, 2007). Наше исследование осуществлено в контексте проблемы реализации человеком преобразующей активности, осуществления себя как субъекта деятельности, способного выходить за рамки заданного (Д.Б. Богоявленская, 1981, 1983; В.А. Петровский, 1992, 1997). В работе, выполненной нами в рамках субъектного подхода, исследовательская позиция рассматривается как психологическое основание исследовательской активности на личностном и субъектном уровнях, которое обусловливает ценностное отношение человека к процессу активного, заинтересованного изучения действительности, его готовность к новому опыту и умение выходить за пределы наличного уровня знаний о себе и мире.

Исследовательская позиция отражает субъектное начало в человеке, его активность в выборе и реализации исследовательского взаимодействия с действительностью. Изучение данного психического образования позволяет обратиться к изучению «внутренних условий» возникновения исследовательского отношения, реализации активного исследовательского поведения человека. Тем самым это способствует изучению человека в его субъектных качествах, выявлению активной роли личности в процессе своего развития, конструирования собственной жизни и управления ею.

Объект изучения: исследовательская активность.

Предмет изучения: исследовательская позиция как психологическое основание исследовательской активности на личностном и субъектном уровнях организации.

Цель исследования: выявление психологической структуры и типов исследовательской позиции.

В соответствии с целью нашего исследования были определены задачи:

проанализировать формы исследовательского способа изучения действительности и подходы к их изучению;

уточнить понятие «исследовательская активность», разработать модель уровневой организации исследовательской активности;

обосновать возможность применения субъектного подхода в качестве методологической основы изучения исследовательской позиции;

уточнить понятие «исследовательская позиция», теоретически обосновать структуру исследовательской позиции;

определить типы исследовательской позиции и эмпирически выявить их психологические особенности;

проанализировать индивидуально-психологические особенности участников с разным типом исследовательской позиции.

Гипотезы исследования:

Содержание исследовательской позиции определяется индивидуально-психологическими свойствами человека, которые являются необходимыми для реализации исследовательской активности. Структура исследовательской позиции представляет собой совокупность устойчивых связей между интенциональным, когнитивным, эмоциональным, регуляторным, мировоззренческим и поведенческим ее компонентами.

Типы исследовательской позиции имеют качественные различия в мере выраженности и характере взаимосвязей ее параметров. Структурные особенности типов исследовательской позиции определяют форму их проявления.

Теоретико-методологической основой исследования являются субъектный подход (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Барабанщиков, А.В. Брушлинский, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий, С.Л. Рубинштейн и др.), позволяющий обратиться к изучению человека как активного, деятельного, способного к саморазвитию субъекта жизнедеятельности и системный подход (В.А. Ганзен, В.П. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др.), позволяющий получить представления о составе, структуре, функциях целостного, сложного объекта.