DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.02.2008

Материалы

загрузка...

Организационно-правовое обеспечение деятельности института мировых судей в российской федерации

Лозовая Муниря Аксановна, 24.02.2008

 

В первом параграфе первой главы («Понятие и содержание организационно-правового обеспечения деятельности института мировых судей») разъясняется, что под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Согласно п. 3 ст. 118 Конституции РФ «судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом». 1 января 1997 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», ст. 4 которого содержит норму о том, что в России вводятся мировые судьи, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ (п. 4).

В нем же разрешены весьма принципиальные положения вновь вводимого института: полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ (п. 2 ст. 28); мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции (п. 1 ст. 28); должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ (п. 2 ст. 17); мировые судьи назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ (п. 8 ст. 13).

При определении учеными сущности института мирового судьи отмечаются характеризующие его организационные и процессуальные признаки, но они не разграничиваются. Результаты исследования российского законодательства позволяют обозначить следующие доминирующие признаки мирового судьи. Мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности. Все судьи в России, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией.

Под мировым судьей следует понимать физическое (должностное) лицо, принадлежащее к корпусу мировых учреждений, осуществляющее правосудие и иную деятельность, которое избирается или назначается центральными или местными органами государственной власти, единолично рассматривает дела в мировом суде и способствует установлению мирных отношений между спорящими сторонами. Главная задача мирового судьи, вытекающая из названия его должности, - примирить спорящие стороны, предложив такой вариант решения спора, который бы устроил обоих оппонентов, а при невозможности достижения согласия, позволил бы с минимальными затратами установить истину по делу.

Во втором параграфе первой главы («Основные направления организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей в условиях реформирования судебной системы») делается вывод о том, что в условиях современной России необходимость в мировой юстиции вызвана, по крайней мере, двумя объективными причинами. Первая - существенный количественный рост рассматриваемых судами уголовных и гражданских дел, вызвавший потребность иметь отдельных судей (мировых), специализирующихся на рассмотрении и разрешении относительно несложных судебных дел. Вторая - объективно повышающаяся роль судов в российском обществе, которые постепенно становились главными органами защиты нарушенных прав граждан, чем объясняется рост количества обращений граждан в суд с тем, чтобы обрести защиту своего нарушенного субъективного права.

Если следовать исторической преемственности, то и сегодня мировой суд входит в судебную систему Российской Федерации, несмотря на отсутствие указания на него в конституционных нормах. Согласно ст. 3 Конституции РФ единственным источником власти в Российской Федерации является ее народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основными направлениями организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей в условиях реформирования судебной системы являются: обеспечение соблюдения материального и процессуального законодательства (например, в процессе судопроизводства по конкретному делу (рассмотрения и принятия мировым судьей решения по делу); обеспечение сотрудничества с другими государственными органами (например, сотрудничества с федеральными и региональными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации); обеспечение безопасности (например, отправления правосудия мировыми судами, личной безопасности участников процесса в ходе судебного заседания, личной безопасности судейского корпуса и членов семей мировых

В связи с тем, что Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» не содержит понятия организационного обеспечения деятельности мирового судьи (предполагая только выплату заработной платы мировому судье и социальные гарантии из средств федерального бюджета, а также материально-техническое обеспечение их деятельности за счет бюджетных средств субъекта РФ), возникает ряд вопросов, которые требуют решения на законодательном уровне. Есть два варианта решения проблемы.

Первый - возложение части функций по обеспечению деятельности мировых судей на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, сохранив порядок материально-технического обеспечения за органами исполнительной власти субъектов РФ, что потребует более четкого разграничения функций организационного обеспечения деятельности мировых судей. Второй - полная передача функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, что полностью включит мировую юстицию в единую систему организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции.

В третьем параграфе первой главы («Законодательное регулирование организационно-правового обеспечения деятельности участков мировых судей») делается вывод о том, что помимо Конституции РФ деятельность российских судов (в том числе, мировых судов, входящих в единую судебную систему России) регулируется следующими нормативными правовыми актами:

- Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

- Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР»;

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

- Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

О необходимости введения в России полноценных мировых судей заговорили официально и открыто лишь в конце 1991 г., когда постановлением № 1801-1 от 24 октября 1991 г. бывшего Верховного Совета РСФСР был одобрен документ под названием «Концепция судебной реформы в РСФСР». Согласно этой концепции наряду с введением мировых судей к главным задачам судебной реформы относились: утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной; защита и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве; закрепление в нормах уголовного и гражданского процесса, в соответствующих законодательных актах демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов; достижение удовлетворительного уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников этих органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности.

Вторая глава диссертации называется «Механизм организационно-правового обеспечения деятельности мировых судей в Российской Федерации». В ней исследуются компетенция мировых судей, особенности отправления ими правосудия, особенности взаимодействия института мировых судей с другими институтами судебной власти в России, а также проблемы совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности участков мировых судей в России и предлагаются пути их решения.

В первом параграфе второй главы («Компетенция мировых судей и особенности отправления правосудия мировыми судами») делается вывод о том, что в соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему России.

В соответствии с частью 1 ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; 5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; 8) дела об определении порядка пользования имуществом; 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации.

К подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. Перечень дел, подсудных мировому судье, не является исчерпывающим. Законодатель прозорливо оставляет возможность изменения подсудности некоторых гражданских дел, отнесения их к компетенции мировых судей с целью упростить и ускорить гражданское судопроизводство, а также упростить и ускорить рассмотрение гражданских дел в федеральных судах. Если же при объединении нескольких, связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска новые требования становятся подсудными районному суду, а остальные - мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде.

В практической деятельности мирового судьи данным обстоятельствам должна быть дана оценка в первую очередь, поскольку в зависимости от определения подсудности судья решает вопрос о принятии искового заявления. Если лицо обратилось к мировому судье с требованиями, которые ему не подсудны, в этом случае мировым судьей определением должно быть отказано в принятии искового заявления.

Во втором параграфе второй главы («Взаимодействие института мировых судей с другими институтами судебной власти в России») делается вывод о том, что важное место в становлении института мировой юстиции в субъектах РФ и взаимодействии института мировых судей с другими институтами судебной власти в России отводится Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, как основному координирующему звену судебной системы России. Основное содержание работы Судебного департамента после принятия Федерального закона от 17 декабря 1998 года «О мировых судьях в Российской Федерации» заключается в обеспечении необходимых организационно-правовых предпосылок для практического введения института мировой юстиции в субъектах Российской Федерации.

На начальном этапе решение этой задачи потребовало обеспечить в каждом из субъектов РФ создание в 2000 г. необходимой законодательной базы для определения общей численности мировых судей и количества мировых участков, в тесном взаимодействии с законодательными (представительными) органами власти субъектов инициировать процесс разработки соответствующих нормативных актов местных органов власти, а также определить систему контроля за результатами работы в этом направлении.

Взаимодействие института мировых судей с иными институтами судебной власти Российской Федерации осуществляется по трем основным направлениям: правовое (например, формирование и обмен необходимыми в профессиональной судейской деятельности нормативно-правовыми базами, методами использования судебных технологий, базирующихся на правовых актах прямого действия; обновление и систематизация правовых норм, направленных на осуществление мировыми судами независимого и самостоятельного правосудия в Российской Федерации); материально-техническое (например, создание механизма обеспечения и обмена внутри судейского сообщества техническими новинками, улучшающими функционирование самих участков мировых судей и облегчающими в материально-техническом плане проведение судебных заседаний в мировых судах; организация системной разработки электронных проектов информатизации деятельности участков мировых судей и подразделений (управлений) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ); информационно-методическое (например, проведение регулярных конференций и симпозиумов, информирующих корпус мировых судей об изменениях методов и средств осуществления судопроизводства на территории РФ; организация семинаров по обмену опытом между судами различных звеньев российской судебной системы, направленных на повышение квалификации мировых судей и работников их аппаратов).

В третьем параграфе второй главы («Особенности организационно-правового обеспечения деятельности института мировых судей») делается вывод о том, что возрожденный институт мировых судей позволил законодателю отнести к их подсудности значительное количество уголовных, гражданских и административных дел, чем существенно разгрузил суды общей юрисдикции, сняв с них бремя рассмотрения огромное количества уголовных и гражданских дел не сложной категории. Это позволяет констатировать факт совершенствования судебной системы и приближения непосредственно судебных участков мировых судей к населению, обеспечив доступность и срочность правосудия.

Одним из актуальных вопросов на сегодня в действующем законодательстве остается вопрос терминологии. Так, законодателем дано определение о том, что мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую отечественную судебную систему, осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Как следствие, постановленные ими и вступившие в законную силу постановления, законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России. Это позволяет сделать вывод о том, что правовое положение мирового судьи в России в настоящий момент имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта РФ, его введение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой - законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы России, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации.

В четвертом параграфе второй главы («Проблемы совершенствования организационно-правового обеспечения деятельности участков мировых судей в России и пути их решения») делается вывод о том, что для формирования высокопрофессионального, авторитетного, пользующегося доверием населения кадрового состава судей наряду с установленными федеральным законом требованиями к кандидатам в мировые судьи законами субъектов РФ предусмотрены и дополнительные.

В правовых актах субъектов РФ, например Новосибирской области, Краснодарского края, Калининградской области и др., указывается, что мировым судьей может быть гражданин России, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков и обладающий моральными качествами, необходимыми для исполнения судейских обязанностей, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии. Такое положение уже законодательно установлено применительно к государственным служащим, а в отношении кандидатов на судейскую должность на федеральном уровне оно не закреплено.

Введение института мировых судей в России дало толчок и привело к практической реализации давно назревшего для российского судопроизводства направления его реформирования, которое, к сожалению, трудно и медленно воплощается в жизнь - дифференциация процессуальной формы в зависимости от характера и сложности рассматриваемых дел, такой, например, как упрощенное судопроизводство, при сохранении процессуальных гарантий законности и соблюдения прав участников процесса. Большинство российских юристов справедливо отмечают, что использование громоздкой процессуальной формы при расследовании уголовных дел, сложной процедуры рассмотрения судом всех уголовных и гражданских дел отрицательно сказывается на эффективности судопроизводства.

В связи с тем, что Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» не содержит понятия организационно-правового обеспечения деятельности мирового судьи (регулируя в ст. 10 только порядок выплаты заработной платы и социальные гарантии мировому судье и работникам аппарата суда из средств федерального бюджета), необходимо дополнить Закон статьей 10.1, возлагающей часть функций по обеспечению деятельности мировых судей на Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

В заключении содержатся основные положения и выводы проведенного исследования.

По теме исследования автором опубликованы следующие работы:

Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией:

1. Лозовая М.А. Законодательное регулирование организационно-правового обеспечения деятельности участков мировых судей // Современное право. — 2008. — № 12(1). — 0,5 п.л.