DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.02.2008

Материалы

загрузка...

Социально-экономические альтернативы регулирования рисков

Лекарева Юлия Сергеевна, 24.02.2008

 

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Структура и логика работы определяются предметом и целью исследования и отражены в оглавлении диссертации. Во введение раскрыты актуальность данной проблемы и степень ее разработанности, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, его теоретическая, методологическая и информационная база, сформулированы основные положения научной новизны диссертационного исследования, его теоретическое и практическое значение. В первой главе представлены теоретические основы исследования риска, дан экономический анализ риска и раскрыта типологизация рисков. Во второй главе рассмотрены социально-экономические альтернативы регулирования рисков, а именно государственное регулирование макроэкономических рисков, страхование как способ регулирования рисков хозяйствующих субъектов и саморегулирование рисков в предпринимательской деятельности. В заключении диссертационной работы обобщены полученные результаты и предложенные рекомендации.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Наличие рисков в рыночной экономике, в хозяйственной деятельности любого субъекта объективно вызывает необходимость целенаправленных действий по уменьшению этих рисков и возмещению связанного с ними ущерба. Риск обусловлен объективной и субъективной вероятностью. Объективная вероятность отражает законы, присущие явлениям и процессам в их объективной реальности. Субъективная вероятность связана с оценкой субъектом происходящих событий, процессов, явлений объективной действительности, выявлением зависимостей между ними на основе имеющих собственных знаний, опыта, представлений.

Анализ присущих риску свойств - вероятности, энтропийности, иерархичности, комплексности, управляемости - позволяет разделить риски на две группы:

- страховые риски, включенные в договор страхования, по поводу которых возникают отношения между субъектами на рынке страховых услуг;

- нестраховые риски, не включенные в договор страхования, но по отношению к которым применимы другие методы управления рисками.

Страховые риски составляют наибольшую из всех существующих рисков

Эффективность управления рисками во многом определяется их классификацией.

риски подразделяются на аналогичные уровням хозяйствования виды - глобальные, макро-, мезо-, микро- и наноэкономические риски. Вторая группа включает в себя регулируемые и нерегулируемые риски. Автор исходит из того, что понятие страхового и нестрахового рисков не совпадает с понятием регулируемого и нерегулируемого рисков. Страховые риски включаются в договор страхования, и по поводу них возникают отношения между двумя сторонами - страховщиками и страхователями на рынке страховых услуг. Нестраховые риски не включаются в договор страхования, но это не означает, что они нерегулируемы вообще. По отношению к ним применимы другие методы регулирования, например, саморегулирование рисков хозяйствующими субъектами.

По логике, каждый вид риска, возникающий на определенном уровне хозяйствования, должен соответственно регулироваться субъектом, персонифицирующим данный уровень: макроэкономический риск - государством; микроэкономический - основным хозяйствующим субъектом (фирмами и страховщиками); наноэкономический риск - отдельными индивидами и частично страховщиками. Вместе с тем риски на мезоуровне (региональные, отраслевые) регулируются не только субъектами региональной власти, но и другими хозяйствующими в регионе субъектами, так же как и макроэкономические риски ложатся не только на государство как макрорегулятора, но и на других хозяйствующих субъектов, в том числе и на страховщиков.

Автор заключает, что в современной экономике не выдерживается линейность в дуальной взаимосвязи "вид риска (по уровню хозяйствования) - субъект хозяйствования и регулирования". Более того, как показывает практика, не все макроэкономические риски нивелируются государством, не все риски фирм и организаций берут на себя страховщики, и такие аккумулированные риски "переходят" на другой уровень хозяйствования - микро- и наноэкономический. Поэтому оптимальным является совместное несение различных рисков несколькими субъектами, регулирование рисков их общими усилиями. Необходимо определить, в каких пределах и в каких формах целесообразно совместное регулирование рисков хозяйствующими субъектами, и установить ту грань (грани), до которой регулирование риска целесообразно осуществлять тому или иному субъекту самостоятельно, в расчете на свои собственные возможности и ресурсы.

Данные аспекты важны, так как определенные способы регулирования рисков затрагивают основные экономические интересы субъектов и непосредственно влияют на их деятельность, затраты, а другие способы более толерантны в этом отношении. К тому же несение убытков, связанных с рисками, - это не расточительность и благотворительность, которую могут позволить себе субъекты, это реальная потеря части средств, ресурсов, отвлечение, перераспределение их из других сфер и направлений деятельности субъектов.

Авторская позиция в данном вопросе заключается в следующем. Социально-экономические альтернативы - необходимость выбора из нескольких исключающих друг друга возможных решений. Применительно к риску речь должна идти об альтернативных способах его регулирования. Существуют социально-экономические альтернативы регулирования рисков - необходимость выбора из нескольких исключающих друг друга способов, при помощи которых можно достичь поставленных целей - сократить (минимизировать) потери и убытки хозяйствующих субъектов. Эти социально-экономические альтернативы связаны с разнородностью рисков, которые формируются на соответствующих уровнях хозяйствования, в разных сферах деятельности субъектов и могут быть страховыми и нестраховыми, регулируемыми и нерегулируемыми. Соответственно, данные риски могут быть переданы специализированным институтам - страховым компаниям - или самостоятельно регулироваться субъектами (государством, фирмами, индивидами) различными способами (самострахованием, объединением или распределением риска между связанными друг с другом субъектами по вертикали и (или) по горизонтали).

Главной проблемой при наличии социально-экономических альтернатив регулирования риска становится необходимость рационального выбора между взаимоисключающими возможностями - регулированием риска собственными или совместными усилиями субъектов (самострахование) или передачей (трансакцией) этих прав специализированному субъекту - страховщику.

Все вышеизложенное обобщено и проиллюстрировано в следующей схеме (рис.

Одной из социально-экономических альтернатив регулирования рисков (прежде всего, макроэкономических) является государственное регулирование. Альтернативами выступают страхование и несение данных рисков самостоятельно хозяйствующими субъектами, т.е. их саморегулирование.

нерегулируемый риск

глобальный нестраховой риск

социально-политический экономический

институционально-

правовой макроэкономический

экономический мезоэкономический

технологический микроэкономический страховой

экологический

наноэкономический

- создание резервного - хеджирование

- прогнозирование

и планирование;

- маркетинговые

исследования;

- анализ конкурентной

- социальные пакеты

на внутреннем на

страховом рынке страховом

Рис. 1. Социально-экономические альтернативы

регулирования рисков хозяйствующих субъектов (I, II, III)

В диссертации определено, что макроэкономический риск - это, прежде всего, риск, связанный с макроэкономической неравновесностью, с действием и изменением макроэкономических факторов. Он оказывает воздействие на деятельность не только макросубъектов, но и других субъектов экономики и выступает по отношению к ним как постоянный экзогенный детерминант.

Макроэкономические риски в силу своей природы, формируясь во внешней среде хозяйствующего субъекта, приводят к изменениям условий функционирования всех элементов его внутренней системы и воздействуют на все сферы хозяйственной деятельности субъекта, который не имеет в своем распоряжении средств, способных радикально повлиять на данные риски. При этом они аккумулируются с внутренними рисками субъекта, что усиливает масштабы их влияния. Высокие макроэкономические риски могут быть катастрофическими для отдельного субъекта и привести его к банкротству. Последствия воздействия этих рисков могут быть смягчены и (или) нейтрализованы с помощью механизмов, предполагающих участие государства посредством формирования и реализации государственной политики в данной

При значительных макроэкономических рисках и сравнительно скромных объемах страховых выплат в России объемы страховых услуг в России в 67 раз меньше, чем в США, в 30 раз меньше, чем в Японии, в

18 раз меньше по сравнению с Великобританией и Францией, в 7,8 раза меньше, чем в Италии и в 4,2 раза меньше, чем в Канаде. Большая часть этих рисков ложится на плечи хозяйствующих субъектов, которые вынуждены самостоятельно регулировать их. Это свидетельствует о наличии альтернатив в регулировании макроэкономических рисков.