DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.01.2008

Материалы

загрузка...

Государственное руководство формированием и реализацией в современной россии промышленной политики в сфере инноваций (политологический анализ)

Ремизов Дмитрий Константинович, 24.01.2008

 

Ремизов Дмитрий Константинович

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ

И РЕАЛИЗАЦИЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ИННОВАЦИЙ

(ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 23.00.02 – политические институты,

этнополитическая конфликтология,

национальные и политические

процессы и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук

Ростов-на-Дону – 2008

Работа выполнена на кафедре политологии и этнополитики

Северо-Кавказской академии государственной службы

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Старостин Александр Михайлович

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Аствацатурова Майя Арташесовна

доктор социологических наук, профессор

Бондаренко Сергей Васильевич

Ведущая организация: Южный федеральный университет

Защита состоится «12» декабря 2008 г. в 15-00 часов на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, аудитория

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Северо-Кавказской академии государственной службы.

Автореферат разослан «11» ноября 2008 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим присылать по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70,

Ученый секретарь

диссертационного совета Агапонов А.К.

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. В современном мире экономическая мощь тесно переплетена с мощью политической. Соответственно, возрастает значимость промышленной политики. Доля России на мировом рынке высоких технологий пока не превышает 1 %, а в глобальном обороте знаний упала до 0,3 % при доле ученых 12 % от общемировой. В совместном документе Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям

в 2002 г. «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» определены цели, основные направления, задачи, механизмы и этапы реализации политики Российской федерации в области развития научно-технологического комплекса страны на долгосрочную перспективу.

Обозначенный руководством страны курс перехода экономики с сырьевой на осуществляющей выпуск продукции с высокой долей добавленной стоимостью, предусматривает изменение приоритетов промышленной политики. В настоящее время доля высокотехнологичной продукции в ВВП в России составляет 6 %, тогда как в США, Японии этот показатель – 60-70 %, объем российского инновационного сектора составляет сегодня 1 % ВВП, а в развитых странах – на уровне 10-15 %.

Реализация промышленной политики во многих субъектах федерации сталкивается с серьезными региональными проблемами: промышленным спадом и почти десятикратная разница в душевых доходах населения. Фактическая разрозненность единого экономического пространства страны, необходимость создания инфраструктуры инноваций, многолетнее невнимание политиков сектору реальной экономики и многие иные носящие системный характер проблемы делают реализацию целенаправленной промышленной политики весьма затруднительным. Правительство явно не справляется с ролью менеджера реализации масштабных инновационных проектов, способных вывести экономику, отрасль или отдельное производство на качественно новый уровень развития.

На протяжении десятилетий российские реформаторы исходили из того, что конкуренция приведет к росту вложений в НИОКР. Этого не произошло, поскольку бизнес не получил дополнительных бонусов для освоения инновационных проектов. Существующие политические институты: политические партии, общественно-политические движения и другие политические акторы декларируют необходимость инноваций в промышленной политике. Указанные положения отражены в политических документах. Однако на практике кроме находящейся во власти партии иные политические акторы реальных мер по реализации упомянутых деклараций не предпринимают.

В настоящее время в сфере инноваций промышленная политика страны ориентирована на госкорпорации, занимающиеся реализацией стратегических проектов в сфере приоритетных инновационных технологий. Эти структуры функционируют не на прозрачных, рыночных, понятных рядовому гражданину условиях, в то время как малый бизнес фактически отстранен от участия в инновационном развитии страны.

Указанный тренд противоречит мировой практике, в соответствии с которой время доля малых и средних фирм в промышленном экспорте инновационной продукции возрастает. К примеру, в Германии и Нидерландах она составляет примерно 40 %, Италии – 20-25 %, США и Японии – 15 %.

В реализации принятых субъектами Федерации программ и планов реформирования государственной промышленной политики

в сфере инноваций должны участвовать представители институтов гражданского общества – профсоюзов, политических партий, средств массовой информации, а также региональные академии системы Российской академии государственной службы (РАГС). Идеология технологического детерминизма в реализации промышленной политики доказала свою несостоятельность. "Переход к инновационному типу развития, – констатирует Ю.А. Красин, – порождает работника с широким кругозором, тяготеющего к демократическим порядкам и либеральным ценностям". Соответственно, система выбора инвестиционных проектов инвестиционного характера, способных содействовать структурной перестройке в регионах, должна включать три группы критериев: политические, экономические и социальные.

На необходимость изменения промышленной политики указывает и изменяющаяся демографическая ситуация. Уже сейчас многие отрасли и регионы испытывают дефицит трудовых ресурсов, и решение этой проблемы видится, в частности, в повышении производительности труда на основе инновационных технологий. После 2010 г. соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения начнет резкий крен в сторону старших поколений.

Многогранность промышленной политики, серьезные пробелы во внедрении инноваций все больше приобретают политический характер. Вышесказанное и определяет актуальность темы диссертационного исследования.