DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.01.2008

Материалы

загрузка...

Социально-психологические особенности театральных конфликтов и их профилактика

Мадонова Елена Николаевна, 24.01.2008

 

профилактики театральных конфликтов

Основным является целенаправленное снижение уровня конфликтогенности театральной среды за счет разрешения противоречий, большинство из которых имеет сугубо психологический характер, а также устранения действующих негативных психологических факторов. В этом деле возможно применение методов психологического воздействия, направленных на снижение уровня непродуктивной психологической сложности субъектов театрального процесса. Такую работу необходимо осуществлять с учетом особенностей творческой индивидуальности субъекта и его психологических характеристик. Практическая реализация такого подхода возможна при повышении уровня психологической, социально-психологической и конфликтологической компетентности, объектов и субъектов взаимодействий (в особенности субъектов управления творческим процессом), а также применение методов психологического сопровождения творческой деятельности в театре. Данный общий подход должен конкретизироваться на основе глубокого понимания сущности творческой индивидуальности театрального коллектива.

3. ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ

Проведенный теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования позволил обосновать теоретическое и практическое значение изучения психологических характеристик конфликтов в художественно-творческих коллективах. Было выявлено, что в конфликтологии, психологии конфликтов, психологии управления и социальной психологии недостаточное внимание уделялось конфликтам в художественно-творческих театральных коллективах. Таким образом, была выявлена недостаточная разработанность проблемы в психологии конфликтов и социальной психологии, несмотря на ее очевидную актуальность и высокую научно-практическую значимость. Кроме этого, анализ психологических публикаций по проблеме конфликтов показал, что доминируют исследования структурного, процессуально-деятельностного и личностного характера в узко направленном объектном поле, в котором недостаточное внимание уделено особенностям социальной и профессиональной среды взаимодействий. Узость объектного пространства, психологическая сложность театральных конфликтов стали причиной их недостаточной изученности.

Теоретические исследования конфликтов в театре выявили, что в отношении к театру существуют социальные установки и стереотипы, которые сильно влияют на его восприятие и формирование отношений. Все, что связано с театральной деятельностью, воспринимается и преподносится как исключительно творческое явление.

Было показано, что театр - это среда взаимодействий с высоким уровнем конфликтогенности. Анализ мемуарных источников, экспертных оценок и других материалов свидетельствует, что театральные коллективы являются организационной и профессиональной средой с высоким уровнем латентной и открытой конфликтогенности, особым «миром конфликтующих реальностей». Данная конфликтогенность обусловлена действием ряда значимых психологических факторов, среди которых доминируют субъективные, а также связаны со сложными взаимодействиями и отношениями в творческой организации с ограниченными ресурсными возможностями. Важным фактором высокой конфликтогенности театральной среды являются некоторые характерные психологические особенности («трудности характера») артистов, режиссеров и других деятелей театра, имеющие место факторы зависимости и подчиненности, противоречия, заложенные в сотворчество артиста и режиссера.

Показано, что театральные конфликты относятся к классу межорганизационных конфликтов, которые могут принимать форму межличностных и межгрупповых конфликтов или конфликтов типа «индивид-группа», имеющих свои отличительные особенности, несводимые к общему виду организационного конфликта

В результате проведения экспертной оценки, наблюдений и интервью, анализа мемуарных источников, конкретных эмпирических исследований (наблюдения, анкетирования, психологического тестирования) выявлены основные противоречия, являющиеся причинами возникновения театральных конфликтов. В процессе применения эмпирических методов исследования были получены необходимые данные для обобщения и системного описания театральных конфликтов.

Разработано системное качественно строгое лингвистическое описание театральных конфликтов. В нем данные конфликты охарактеризованы по видам, по классам, по продолжительности протекания, описаны их функции и главные характеристики.

Определены социально-психологические пути и условия профилактики и предупреждения конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия в художественно-творческих театральных коллективах, которые соответствуют главному направлению - снижению уровня конфлитогенности среды взаимодействий. В содержательном плане они представляют собой пути и способы разрешения существующих психологических противоречий, а также снижению действующих негативных социально-психологических факторов.

Перспективным направлением снижения уровня конфликтогеннности театральной среды взаимодействий является повышение уровня психологической и конфликтологической компетентности, прежде всего субъектов и объектов взаимодействий, в данном случае у художественных руководителей и актеров.

Практические рекомендации. Результаты диссертационного исследования целесообразно использовать при подготовке студентов психологических, педагогических и театральных специальностей.

Разработанное качественно строгое системное описание общих и особенных характеристик театральных конфликтов может применяться при профилактике и анализе возникающих конфликтов в художественно-творческих коллективах.

Перспективы дальнейших исследований связаны с дальнейшей углубленной разработкой проблемы, повышением уровня конфликтологической компетентности художественных руководителей (режиссеров), дальнейшим поиском психологических путей и условий снижения конфликтогенности театральной среды.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих работах автора

Мадонова Е.Н. Особенности конфликтов в театральных коллективах // Вестник Государственного университета управления. 2006. № 7 (23) – 0,2 п.л. (издание, рекомендованное ВАК РФ).

Мадонова Е.Н. Конфликты в художественных, театральных коллективах (психологический взгляд на проблему) // Акмеология. 2006. № 2 – 0,3 п.л. (издание, рекомендованное ВАК РФ).

Зазыкин В.Г., Мадонова Е.Н. Психологические особенности театральных конфликтов. – М.: МААН, 2007. – 8 п.л. / 3,6 п.л.

Мадонова Е.Н. Проблема конфликтов в художественно-творческих (театральных) коллективах. Сборник научных трудов кафедры социальных наук и государственного управления. Вып. 7. / Под общ. ред. проф. А.И. Пирогова. – М.: Изд-во ГПИБ России, 2006. – 0,4 п.л.

Мадонова Е.Н. Проблемы конфликтов в творческих коллективах // Проблема устойчивости развития: научно-педагогические аспекты / Под общ. ред. проф. Т. Костиной. – М.: МГАДА, 2006. – 0,2 п.л.

Зазыкин В.Г., Мадонова Е.Н. Психологическая диагностика конфликтности личности. – М.: СГИ, 2005. –1 п.л. / 0,5 п.л.

Мадонова Е.Н. Проблема конфликтов в коллективах. Материалы научно-методической сессии. – М.: НОУ «Столичный гуманитарный институт», 2005. – 0,2 п.л.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

МАДОНОВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Научный руководитель:

заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук, профессор

Зазыкин Владимир Георгиевич

Изготовление оригинал-макета

Мадонова Елена Николаевна

Подписано в печать « 27» мая 2008 г. формат 60х84 1/16

Бумага офисная. Печать офсетная.

Тираж 100 экз. заказ № 146

Отпечатано

Типография Издательство «Компания Спутник +»