DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.01.2008

Материалы

загрузка...

Социально-психологические особенности театральных конфликтов и их профилактика

Мадонова Елена Николаевна, 24.01.2008

 

отсутствие взаимопо-нимания с художест-венным руководителем 14,5% отсутствие корпо-ративной культуры 13%

«звездная болезнь» некоторых артистов 28,5% недостаток таланта 20%

недостаток таланта 28,5% зависть чужому успеху 19%

конкуренция 14% «звездная болезнь» некоторых артистов 16%

нереализованность 8% нереализованность 14%

Способы борьбы лесть 43% лесть 17%

интриги 36% интриги 34%

открытая конфронтация 14% открытая конфронтация 30%

административные меры 7% административные меры 5%

Профилактика конфликтов от случая к случаю 7% от случая к случаю 21%

не проводится вообще 86% не проводится вообще 67%

Разрешают конфликты художественные руководители 57% артисты 80%

Конфликтологичес-кая компетенция руководителя слабый уровень 64% слабый уровень 73%

средний уровень 29% средний уровень 17%

низкий уровень 7% низкий уровень 10%

Для получения объективной картины явления был проведен совместный (сравнительный) анализ результатов экспертной оценки и опроса. Данный метод помог выявить основные различия в восприятии социально-психологических особенностей театральных конфликтов. Результаты представлены в таблице 1.

В исследованиях второго направления применялось психологическое тестирование. Применение методик на самооценку конфликтности выявило наличие двух групп: первая группа (58 респондентов) позиционирую себя как не склонных к конфликтам, вторая группа (80 респондентов) отмечают средне выраженную конфликтность. Никто из участников не считает себя конфликтной личностью. Параллельное применение методик выявления типичных способов реагирования в конфликтной ситуации у этих же респондентов выявили совершенно иные результаты (см. рис. 1).

Рис.1 Предпочтительность стилей поведения в конфликтных ситуациях

В обеих группах был проведен сравнительный анализ и сопоставлены полученные результаты тестирования по самооценке респондентов и тактик поведения во время конфликтов. В первой группе наблюдается сильная разница в самооценке к конфликтности по отношению к тактике поведения выбираемой во время конфликта. Во второй группе также наблюдается разница в оценках, но она не столь заметна, как в первой группе. Налицо существенные различия. Данный факт вновь подтверждает психологическую сложность изучаемого объекта.

Проведенный теоретический анализ проблемы, обобщение результатов эмпирических исследований позволили осуществить системное описание театральных конфликтов. Согласно данным Анцупова А.Я., Прошанова С.Л., системные описания конфликтов должны базироваться на результатах его системного анализа. При системном анализе конфликтов определяются его сущность, тип, функции, структура, эволюция, динамика, общие и особенные характеристики, пути и способы профилактики. Формой системного описания, учитывая опыт конфликтологических исследований и исходя из имеющегося фактологического материала (мемуары, интервью, экспертные оценки, данные эмпирических исследований), было выбрано качественно строгое лингвистическое системное описание.

По виду театральные конфликты относятся к классу организационных, связанных с различными профессиональными взаимодействиями и отношениями. В театрах могут происходить как сугубо творческие конфликты, обусловленные исключительно решением творческих задач, отстаиванием творческих позиций, так и межличностные, имеющие субъективный характер. Театральные конфликты отличаются значительным разнообразием, однако явно преобладают эмоциональные конфликты, базирующиеся скорее на предмете, то есть сложных межличностных отношениях, субъективных переживаниях, нежели на объекте, то есть связанные с объективно действующей причиной или противоречием. Многие конфликты в театрах относятся к классу межличностных, значительно меньше межгрупповых. Встречаются конфликты типа «личность-группа» (в частности, обычно это непринятие артистами театра нового главного режиссера). Последние конфликты в основном связаны с острой конкуренцией в театре, а также порождаемой ею психологическими причинами: психологической несовместимостью, невыстроенностью межличностных отношений, завистью, «сложностью натуры» субъектов творческого процесса и пр., поэтому такие конфликты весьма эмоциональны.

Конфликты в театре могут быть как продолжительными, так и кратковременными, многое зависит от имеющихся ресурсов конфликтующих сторон, поэтому некоторые театральные конфликты могут длиться годами. Кратковременные конфликты сопровождаются негативными эмоциональными реакциями при «текущем взаимодействии», то есть они являются лихорадящими. Длящиеся эмоциональные конфликты «накапливают отрицательный потенциал» и могут превратиться в разрушительные. Среди эмоциональных театральных конфликтов в основном преобладают «горизонтальные» конфликты, то есть между субъектами, обладающими примерно равным статусом в театре, чаще между артистами. Существенно меньше конфликтов «индивид-группа», «вертикальных» тоже не так много, потому что в них практически всегда побеждают те, у кого выше «административный ресурс».

Общие характеристики театральных конфликтов, такие как пространственные, отличаются широтой, в них могут принимать участие практически все категории работающих в театре. По своим особенностям это конфликты равно и разностатусные. В театральной жизни встречаются и межорганизационные конфликты, то есть конфликты между театрами или театральными школами, которые обычно не афишируются. Временные характеристики отличаются значительным разнообразием. Однако особенностью театральных конфликтов является то, что они возникают практически всегда и довольно часто. Театральные конфликты выполняют три основные функции: диагностическую, разрушительную, созидательную. Последнюю функцию не всегда удается определить точно в силу сложности и субъективизма творческого театрального процесса

Объектом, то есть объективной причиной театральных конфликтов выступают противоречия, связанные с работой в условиях творческой конкурентной среды, противоречия развития и роста.

Предметом театральных конфликтов являются противоречия субъективного характера, во многом обусловленные «личностным фактором» - высокой конкурентностью в театре, психологической сложностью субъектов профессиональных творческих взаимодействий, субъективизмом в принятии решений и оценках и пр.

Инциденты, то есть действия, направленные на развертывание конфликта, в театральных конфликтах разнообразны по своему проявлению и, как показали собеседования с артистами, режиссерами и экспертами, преобладают тщательно спланированные в виде театральной интриги, но внешне имеющие видимость стихийных. Это свидетельствует об опыте конфликтного противоборства его участников и затрудняет конструктивное разрешение конфликтов.

Участниками театральных конфликтов являются представители всех уровней организационной иерархии театра. Отмечается высокий уровень конфликтности женщин в коллективе, которая может иметь психологические причины. Конфликтность женщин во многом обусловлена присущей многим из них конкуренцией, стремлением занять ведущие роли и доминирующее положение в коллективе.

Способы противоборства в театральных конфликтах отличаются нестандартностью, применением оригинальных (по сравнению с другими типами организационных конфликтов) приемов. К тому же многие участники театральных конфликтов являются весьма популярными людьми, а это позволяет привлекать к конфликту новых сторонников, формировать общественное мнение, использовать возможности СМИ для усиления собственных ресурсов. Многие участники театральных конфликтов склонны скрывать истинные цели вступления в конфликт, декларируя исключительно творческие или социально значимые, причем могут делать это очень умело и пафосно, рассчитывая на общественный резонанс.

«Человек театральный» в силу своих психологических особенностей и действия психологических противоречий относится к категории конфликтной личности, если ориентироваться на представленные в психологии конфликтов критерии и показатели. Количество ярко выраженных конфликтных личностей в театре варьируется в широких пределах. Их количество обычно переоценивается руководством и недооценивается коллективом. Следует отметить, что отношение к конфликтующим сторонам в театре во многом определяется их статусом и положением в иерахической структуре. Оппонент, принадлежащий к низкому уровню театральной иерархии, рискует потерять работу только за сам факт участия в конфликте. К оппонентам, принадлежащим к высшему уровню театральной иерархии, то есть «звездам», отношение иное, ведь именно они во многом определяют «творческое лицо театра», успешность его деятельности.

Основные причины театральных конфликтов отличаются значительным разнообразием, но среди них явно доминируют причины субъективного, а не творческого характера. Особая роль принадлежит организационно-психологическим причинам, обусловленным, главным образом, недостатками в управлении творческими коллективами. Среди них доминирование авторитарного стиля руководства и наличие псевдоавторитета. Особенно отмечается влияние внутриорганизационной конкурентности и психологической несовместимости. Причины конфликтного противоборства тесно связаны с его целями и мотивами и во многом зависят от психологических особенностей оппонентов. Отмечено, что в театральных конфликтах в большинстве случаев преследуются личные цели, связанные с материально-статусными интересами, меньше - творческими. При этом субъективная значимость таких мотивов и целей весьма высока, так как это связано с занятостью в репертуаре, творческой самореализацией, успехом в профессиональной деятельности, вниманием публики и пр. Истинные цели и мотивы конфликтного противоборства обычно скрываются, но при этом декларируется творческая и социально одобряемая мотивировка, рассчитанная на положительный отклик.

Динамика театральных конфликтов по своему проявлению и содержанию является идентичной динамике организационных конфликтов. В них возникшее противоречие начинает восприниматься как угроза (это так называемая инкубационная фаза развития конфликта), далее оно переходит в открытое противоборство (фаза открытого конфликта), после его возникновения следует разрешение или элиминация конфликта, то есть постконфликтная ситуация (в театре она является все еще благодатной почвой для развертывания нового конфликта). Динамика театральных конфликтов обусловливается также поведением оппонентов, которое отличается в силу специфики профессиональной деятельности, где ярко выражено следование ролевым формам поведения. Это существенно усложняет возможность объективного анализа конфликта и его разрешения.

Особого внимания заслуживает конфликтное противоборство в театре. Одним из распространенных способов является театральная интрига, направленная на дискредитацию оппонента. Театральная интрига основана на сознательной дезинформации, формировании искусственных ситуаций, провоцирующих одного из оппонентов к необдуманным и скоропалительным действиям, которые снижают его ресурсные возможности, уменьшают число сторонников, формируют о нем негативное общественное мнение. Применение театральной интриги является свидетельством немалого конфликтного опыта его участников.

Общение в процессе театральных конфликтов также разнообразно по форме своего проявления – от демонстративного умалчивания до яркого пафоса, подкрепленного сильными эмоциональными реакциями. Делается все это как вполне искренне, так и очень умело.

Разрешение театральных конфликтов часто осуществляется самими оппонентами, имеют место случаи разрешения конфликтов и художественными руководителями. Основной формой является разрешение на основе компромиссов и взаимных уступок. Применяются и другие методы разрешения возникающих конфликтов: административные взыскания, вывод актера из репертуара, тактика принуждения, которая основана на «помещении конфликтующих сторон в жесткие рамки определенных отношений», чтобы было «неповадно другим». В результате часто те, у кого ресурсы конфликтного противоборства меньше, удаляются из театра. Внешне такой конфликт разрешается или устраняется, однако это не конструктивное разрешение конфликта.

Обобщение результатов теоретических и эмпирических исследований позволило определить социально-психологические условия и факторы профилактики и предупреждения театральных конфликтов. Оно должно осуществляться с опорой на разработанные в конфликтологии и психологии конфликтов принципы и методы (Анцупов А.Я., Гусева А.С., Шипилов А.И., Баклановский С.В., Гришина Н.В. и др.). Проведенная экспертная оценка данных дала возможность определить важнейшие направления профилактики и предупреждения театральных конфликтов (рис. 2).

1. Разрешение противоречий носящих психологический характер

2. Устранение действующих негативных психологических факторов

3. Повышение уровня психологической компетенции субъектов взаимодействий

4. Психологическое сопровождение творческой деятельности в театре

Рис. 2 Ведущие социально-психологические условия