DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.01.2008

Материалы

загрузка...

Социально-психологические особенности театральных конфликтов и их профилактика

Мадонова Елена Николаевна, 24.01.2008

 

В силу того, что для конфликтогенной театральной среды характерен высокий уровень психологической сложности объектов и отношений, многофакторность детерминации, разнообразие проявлений, широкий диапазон степени достоверности циркулирующей информации, скрываемые формы отношений и многое другое, для изучения был использован адекватный в методологическом и методическом отношении подход, рассматривающий организации с высоким уровнем конфликтогенности как «мир конфликтующих реальностей» (Е.А. Климов). В данном подходе при описании главных механизмов конфликтности приоритет отдается психологическим и прежде всего субъективно-личностным факторам. В процессе исследования были выделены разнообразные конфликтующие реальности как разлады (противоречия), связанные с осуществлением творческой деятельности в

Опора на данный подход позволила определить широту пространства исследовательского поля театральных конфликтов: исследованию подлежат практически все «разлады-противоречия», приводящие к конфликтам в театре, но прежде всего связанные с личностью театральных деятелей, их профессиональными отношениями и взаимодействиями, условиями осуществления творческой деятельности, психологической сложностью самой творческой деятельности. Это в свою очередь обусловливает особенности психологического исследования театральных конфликтов на уровне особенного как очень сложных психологических явлений.

Анализ проведенных психологических исследований позволил сделать следующие выводы. Конфликты в театре отличаются выраженным своеобразием из-за того, что они осуществляются в творческом коллективе, в процессе творческих взаимодействий самими творческими личностями, но с психологической точки зрения это является всего лишь одной из особенностей театральных конфликтов. Главная же особенность состоит в том, что многие театральные конфликты имеют сугубо субъективные (психологические) причины, хотя и преподносятся как имеющие причины исключительно объективные творческие. Поэтому театральные конфликты имеют весьма устойчивый имидж конфликтов творческих, связанных с разрешением исключительно творческих противоречий. Конфликтующие стороны, как правило, независимо от истинного содержания конфликта, придерживаются именно такой версии, потому что другая версия может нанести ущерб психологическим стереотипам и установкам на восприятие театра, которые очень значимы для театрального мира.

Опыт проведения конфликтологических и социально-психологических исследований показывает, что общие характеристики конфликтогенности театральной среды представляют собой совокупность ее свойств или признаков, объединенных по некоторым сходным основаниям. В соответствии с этим были отмечены общие характерные психологические признаки конфликтогенности театральной среды, в которых акцентируется внимание на психологических причинах (Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Зазыкин В.Г., Сухов А.Н. и др.). Проведенный анализ интервью, мемуаров, выступлений в средствах массовой информации «людей театра» позволил систематизировать данные причины. Основой для проведения систематизации явилось сходство внутренних и внешних психологических проявлений, действие единых или сходных психологических механизмов. На основании проведенного обобщения можно говорить об основных психологических причинах конфликтогенности театральной среды.

'Третья сторона связана с отношениями в творческом процессе, которые отличаются противоречивостью и нестабильностью: доминированием и зависимостью, сотрудничеством и противоборством, традициями и новизной, динамичностью изменений самих отношений, их ярко выраженной субъективной

Конфликтогенность театральной среды в значительной мере обусловливается психологической сложностью артистического и режиссерского творчества как деятельности. Несовпадение концептуального видения творческих решений между артистом и режиссером, возникающая из-за этого психическая напряженность, искажение образов ситуации в творческом процессе способствуют возникновению значимого фактора конфликтогенности театральной среды - психологической несовместимости.

Значимой причиной конфликтогенности театральной среды является психологическая сложность субъектов творческой деятельности и управления творческими коллективами, (субъективизм оценок результативности творческой деятельности, применение неадекватных методов управления театральным коллективом, дух соперничества, острая конкуренция при получении ролей, создающая почву для «произвола» и другие). Отсюда часто возникают несложившиеся отношения в творческом коллективе, особенно между артистами и режиссером, «проблема школ» или «разных творческих направлений». Все это может привести к особого рода отношениям в театральном коллективе, конфронтационным отношениям.

Иными словами, художественно-творческие театральные коллективы действительно являются весьма конфликтогенной средой взаимодействий, поэтому в них преобладают так называемые психологические конфликты, базирующиеся на предмете, а не на объекте.

Вследствие осуществления анализа проблемы были обоснованы методы психологического исследования театральных конфликтов и изучения психологических условий и факторов предупреждения, профилактики и их разрешения (экспертная оценка, анализ мемуарных источников, интервьюирование, анкетирование, психологическое тестирование, наблюдение). Разработан план проведения эмпирических исследований.

Вторая часть диссертации отражает результаты эмпирических социально-психологических исследований театральных конфликтов. Они были связаны с немалыми трудностями - отсутствием практического опыта подобного рода исследований, высоким уровнем психологической сложности объектов исследований, психологической сложностью субъектов конфликтного противоборства, высоким уровнем ролевого поведения участников таких конфликтов, высоким уровнем личной зависимости артистов от режиссеров, конкурентностью театральной среды, применением методов конфликтного противоборства, таких как интрига.

Исходя из опыта социально-психологических и конфликтологических исследований (Денисов О.И., Жданов В.О., Зайцева Е.В., Зотова И.В., Игельник М.С., Крючков Г.П., Левадняя М.О., Моисеев Д.Л., Никитина О.В., Сокор Е.М., Тимонина Г.Е., Фоминых А.Ф. и др.) и в соответствии с поставленными задачами проведение эмпирических исследований осуществлялось по двум направлениям:

осуществление экспертного анализа и оценки;

проведение анкетирования, интервьюирования, психологического тестирования и наблюдения.

Выбор методов эмпирического исследования основывался также на описанном феномене психологической сложности объектов - театральных артистов и режиссеров. Вследствие этого отмеченная психологическая сложность стала предметом эмпирических исследований, предваряющих основные и носящих проверочный характер. В частности, группа артистов драматических театров из 25 человек была протестирована с применением методики «Самооценка уровня индивидуальной конфликтности». Результаты тестирования показали, что около 80% творческих людей считают себя «тактичными», «приятными для окружающих» и пр. Они отмечают свою «склонность к избеганию конфликтов» и около 20% тестируемых продемонстрировали наличие конфликтности. В то же время, параллельное применение методики К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» показало у этих же артистов совершенно иные результаты: у 60% респондентов выявлен стиль «соперничество», у 16% «приспособление», 12% «сотрудничество», 8% «избегание», и у 4% респондентов «компромисс».

Таким образом, явные расхождения в результатах лишний раз доказывают, что изучаемый объект является психологически сложным и противоречивым, с декларируемыми неистинными и скрываемыми истинными намерениями и свойствами, которые провоцируют частое возникновение конфликтов.

В исследованиях первого направления, с учетом поставленных задач, а также по причине высокой психологической сложности самих артистов и режиссеров театра как объектов социально-психологического исследования, было запланировано проведение экспертного анализа и оценки проблемы. Основной задачей экспертной оценки являлось определение предметного поля эмпирических исследований, обоснование их методов, описание психологических феноменов конфликтогенности театральной среды и особенностей театральных конфликтов. Основной метод - индивидуальная экспертная оценка и анализ с последующим обобщением и обсуждением. Экспертная оценка проводилась в два этапа.

На первом этапе уточнялось содержание проблемного поля самой экспертной оценки и эмпирических исследований. На данном этапе проводились собеседования и интервьюирование с 14 экспертами: (театроведы, преподаватели театральных высших учебных заведений, артисты и режиссеры). Эксперты - профессионалы театрального творчества, отмечали, что эмпирическое исследование психологических характеристик артистов театра будет обязательно сопряжено с немалыми трудностями методического и межличностного характера, а также со значимыми факторами психологической сложности: высоким уровнем рефлексии, высоким уровнем имиджевого поведения, нежеланием идти на контакты со специалистом, характерной ранимостью и обидчивостью артистов; наличием некоторых сильных акцентуаций характера (демонстративность, истероидность, и другие проявления негативных черт профессиональной ментальности).

По результатам таких собеседований и интервьюирования был разработан первый вариант анкеты для экспертной оценки в виде стандартизированного интервью. Технологии применения экспертной оценки в настоящем исследовании были стандартными, представленными в рекомендованной литературе. Это было сделано для того, чтобы выявить разницу или несовпадения в восприятии конфликтных ситуаций, источников конфликтов, причин их возникновения, особенностей поведения оппонентов и пр. В психологических исследованиях неоднократно отмечалось, что образы конфликтов у их участников, особенно если они принадлежат к различным группам (должностным, профессиональным, возрастным и пр.) весьма отличаются, что затрудняет процесс их конструктивного разрешения (Зазыкин В.Г., Крогиус Н.В., Ложкин Г.В. и др.). Определение таких «несовпадений» является важной задачей исследования.

На втором этапе, в период с 2005 по 2007 годы в различных профессиональных театральных коллективах, были проведены эмпирические исследования с использованием методов психологической диагностики. В исследованиях принимали участие 74 респондента – артисты драматических театров и художественно-хореографических музыкальных коллективов гг. Москвы и Великого Устюга, а также 69 респондентов - студенты выпускных курсов театральных училищ и Института Современного Искусства. Всего было обследовано 138 человек: из них 56 мужчин и 82 женщины. Средний возраст 22 года (для хореографических училищ 22 года – период профессиональной зрелости, обусловленный опытом театрального сценического творчества). Стаж работы респондентов в художественно-творческих театральных коллективах от 3-х до 6 лет. Основными методами эмпирических исследований являлись:

- анкетирование и психологическое тестирование с использованием бланковых методик: «Самооценка конфликтности», «Тактика поведения в конфликте», «Оценка стратегий поведения в конфликте по методике Дж. Г. Скотт», К. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации»;

- включенное наблюдение (репетиции, спектакли, поведение после спектакля);

- интервьюирование, беседы;

- групповое сравнение, проективное и рейтинговое оценивание.

Количество респондентов в анкетном опросе было традиционным для социально-психологических исследований с учетом особенностей художественно-творческих театральных коллективов и характеристик участников. Опрос проводился анонимно из-за боязни огласки результатов. Ввиду сложности объекта, полученные эмпирические данные имели преимущественно качественный характер.

Вопросы Эксперты Респонденты

Частота конфликтов довольно часто 57% часто 58%

Типы конфликтов межличностные, межгрупповые 43% межгрупповые,

межличностные 61%

Направленность конфликтов горизонтальные, смешанные 64% смешанные 54%

Функции конфликтов деструктивная 65% деструктивная 40%

диагностическая 21% диагностическая 37%

Факторы конфликтов субъективные 64% субъективные 63%

объективные 36% объективные 37%

Причины конфликтов наличие конфликтных личностей (актеров) 36% наличие конфликтных личностей (актеров) 75%

наличие конфликтных личностей (режиссеров) 14% наличие конфликтных личностей (режиссеров) 2%

статусное положение 79% статусное положение 63%

недостатки управления 79% недостатки управления 90%

психологические 81,5% психологические 100%

Основные психологические причины психологическая несовместимость 14,5% психологическая несовместимость 23%

негативные психические состояния (стресс, утомление и пр.) 57% негативные психические состояния 50%