DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.01.2008

Материалы

загрузка...

Социально-психологические особенности театральных конфликтов и их профилактика

Мадонова Елена Николаевна, 24.01.2008

 

Определить общие социально-психологические характеристики конфликтогенности театральной среды.

Осуществить эмпирические социально-психологические исследования театральных конфликтов, возникающих в процессе взаимодействий в художественно-творческих театральных коллективах.

Разработать системное описание театральных конфликтов.

Выявить социально-психологические условия и факторы предупреждения и профилактики театральных конфликтов.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования театральных конфликтов являются фундаментальные методологические принципы психологии и социальной психологии (системности, комплексности, субъектности, активности, единства личности и деятельности, развития и ряд других частных принципов); теория и методология социальной психологии (Андреева Г.М., Петровская Л.А., Бодалев А.А., Донцов А.И., Поршнев Б.Ф. и др.); теория и методология общей и прикладной конфликтологии и психологии конфликтов (Анцупов А.Я., Богданов Е.Н., Гришина Н.В., Глухова А.В., Гусева А.С., Денисов О.Н., Емельянов С.М., Ершов А.А., Зазыкин В.Г., Зайцев А.К., Козлов В.В., Крогиус Н.В., Прошанов С.Л., Сухов А.Н., Шипилов А.И. и др.); теоретические и прикладные исследования по организационной психологии и психологии управления (Базаров Т.Ю., Гончаров В.В., Журавлев А.Л., Занковский А.Н., Князев В.Н., Китов А.И., Огнев А.С., Рубахин В.Ф., Синягин Ю.В., Филиппов А.В. и др.); исследования конфликтного противоборства, профилактики, предупреждения и разрешения конфликтов (Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Гусева А.С., Емельянов С.М., Козлов В.В., Лебедев В.И. и др.), а также исследования в области психологии художественного творчества (Грановская Р.М., Зазыкин В.Г., Пахомова Т.В., Рождественская Н.В., Савостьянов А.И., Соболева О.С., Фетисова Е.В., Фишман-Борисов М.Б. и др.); театроведческие исследования (Бояджиев Г., Голейзовский К., Ершов П.М., Захава Б.Е., Петров О., Плисецкая М.М., Раззаков Ф.И., Соснова М.Л., Щеглов Д.А.).

Методы исследования: в диссертационном исследовании в изучении сложных психологических объектов с учетом психологической специфики театральных конфликтов и отношений в творческих коллективах, применялся комплексный методический инструментарий, включающий:

общенаучные методы (комплексный анализ теоретических аспектов изучаемой проблемы, обобщение, систематизацию, экспертные оценки);

методы эмпирического исследования (наблюдение, психодиагностические методики, анкетирование, анализ мемуарных источников, высказываний артистов, режиссеров и других театральных деятелей, интервьюирование).

Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертной оценки (14 экспертов: театроведы, преподаватели театральных высших учебных заведений, театральные артисты и режиссеры); результаты психологического тестирования (138 респондентов из них: 74 респондента – артисты драматических театров и художественно-хореографических музыкальных коллективов гг. Москвы и Великого Устюга, а также 69 респондентов – студенты выпускных курсов театральных училищ и Института Современного Искусства); данные, полученные в процессе интервьюирования, включенного наблюдения, бесед, дискуссий.

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы с использованием апробированных и надежных методов исследования, а также репрезентативностью выборки.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная

Показано, что в конфликтологии, психологии конфликтов, психологии управления и социальной психологии мало внимания уделялось конфликтам в художественно-творческих организациях, в частности театрах. Это обусловило недостаточную разработанность проблемы, несмотря на ее очевидную актуальность и высокую научно-практическую значимость.

Обосновано положение, что в отношении к театру как к культурному и социальному феномену существует немало сложившихся стихийных или сформированных социальных установок и стереотипов, которые сильно влияют на его восприятие и формирование отношений: все, что связано с театральной деятельностью, воспринимается и преподносится как исключительно творческое явление, в том числе конфликты как носящие исключительно творческий характер.

Установлено, что театр является конфликтогенной средой взаимодействий, в которой неизбежно возникают противоречия, часто связанные не столько с деловой или творческой стороной, сколько со сложными межличностными отношениями, что негативно влияет на результативность совместной творческой деятельности. Конфликтогенность театральной среды обусловлена как типичными организационными причинами, так и специфическими противоречиями, характерными только для театра.

Выявлены общие характерные психологические признаки конфликтогенности театральной среды: психологическая сложность артистов, режиссеров, психологическая сложность артистического творчества как деятельности и взаимодействий, острая конкуренция, комплиментарность самооценки, зависть к чужому успеху и др. Показано, что именно в театре конфликтогенность среды взаимодействий существенно выше, чем в других организациях.

Показано, что театральные конфликты отличаются выраженным своеобразием из-за того, что они осуществляются творческими личностями в процессе творческих взаимодействий. Многие театральные конфликты имеют сугубо субъективные (психологические) причины, хотя театральные конфликты имеют весьма устойчивый имидж конфликтов творческих, связанных с разрешением исключительно творческих противоречий. Вследствие этого субъекты театральной творческой деятельности оценивают себя как избегающих конфликтов, участие в них объясняется действием «непреодолимых внешних обстоятельств».

Доказано, что при исследовании театральных конфликтов весьма продуктивным считается опора на подход, рассматривающий организации с высоким уровнем конфликтогенности как «мир конфликтующих реальностей», в которых конфликт рассматривается как сложное явление, имеющее разнообразные проявления и индикаторы, постулируется множественная детерминация причин конфликтов и факторов, влияющих на протекание конфликтов; в описании главных механизмов конфликтности приоритет в нем отдается психологическим субъективно-личностным факторам.

На основе проведенных теоретических и эмпирических исследований разработано системное качественно строгое лингвистическое описание театральных конфликтов. В нем данные конфликты охарактеризованы по видам, по классам, по главным характеристикам, по продолжительности протекания, по функциям и другим особенностям.

Определены психологические пути и условия профилактики и предупреждения конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия в художественно-творческих театральных коллективах. Они соответствуют главному направлению – снижению уровня конфликтогенности театральной среды взаимодействий. В содержательном отношении они представляют собой пути и способы разрешения существующих психологических противоречий и компенсации действующих негативных психологических факторов.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в практике подготовки студентов и аспирантов психологических и театроведческих специальностей, гармонизации творческих взаимодействий и отношений в театральной среде.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертации и выводы доложены на международной научной конференции «Проблема устойчивости развития: научно-педагогические аспекты», Москва 2006; методологическом семинаре кафедры политической и социальной психологии Столичной финансово-гуманитарной академии и кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, «круглом столе», посвященном психологическим проблемам взаимодействий в творческих организациях в Школе-студии МХТ им. А.П.Чехова.

Результаты исследований представлены в публикациях и внедрены в учебный

Положения, выносимые на защиту

В конфликтологии, психологии конфликтов, психологии управления и социальной психологии недостаточное внимание уделялось конфликтам в художественно-творческих театральных коллективах, несмотря на актуальность проблемы исследования и ее высокую научно-практическую значимость.

Театральный конфликт является особым видом организационного конфликта, имеющим свои отличительные характеристики, несводимые к общим характеристикам организационного конфликта. Театральный конфликт - это особое явление в мире конфликтов, так как его участниками являются творческие личности, в творческом процессе.

Театральная среда отличается высоким уровнем латентной и открытой конфликтогенности. В конфликтогенной театральной среде активно проявляются психологические механизмы интериоризации и экстрериоризации. Театральные коллективы являются особым «миром конфликтующих реальностей». Данная конфликтогенность обусловлена действием ряда значимых психологических факторов, среди которых доминируют субъективные (характерные психологические особенности артистов, режиссеров и других деятелей театра). Кроме этого, конфликтогенность театральной среды связана со сложными взаимодействиями и отношениями в творческой организации с ограниченными ресурсными возможностями (имеют место факторы сильной зависимости и подчиненности, противоречия, заложенные в сотворчестве артиста и режиссера), что подтвердилось эмпирическими исследованиями.

Конфликты, возникающие в художественно-творческих театральных коллективах, обладают системными свойствами и могут быть описаны на основе системной методологии, в частности, в виде качественно строгого лингвистического системного описания.

Главными социально-психологическими условиями профилактики и предупреждения театральных конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия, являются психологические, основанные на снижении уровня конфлитогенности среды взаимодействий. В содержательном отношении они представляют собой пути и способы разрешения существующих психологических противоречий и компенсации действующих негативных психологических факторов. Перспективным направлением снижения уровня конфликтогеннности театральной среды взаимодействий является повышение уровня психологической и конфликтологической компетентности, прежде всего субъектов и объектов взаимодействий, в данном случае у художественных руководителей.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованных источников литературы и приложений.

2. Основное содержание работы

Изучение театральных конфликтов осуществлялось с помощью теоретико-методологического анализа проблемы и эмпирического исследования с последующими обобщениями и систематизацией.

Теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования проводился на основе изучения фундаментальных и прикладных исследований конфликтологии и психологии конфликтов на различных объектах. С точки зрения решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, были проанализированы зарубежные исследования в области психологии конфликтов, социальной психологии, конфликтологии (Болдинг К., Зиммель Г., Бернард Дж., Козер Л., Левин К., Мак-Дугалл У., Томас К., и др.) и отечественные исследования (Анцупов А.Я., Богданов Е.Н., Гришина Н.В., Глухова А.В., Гончаров В.В., Журавлев А.Л., Занковский А.Н., Князев В.Н., Лебедев В.И., Зайцев А.Г., Александрова Е.В, Антоненко Н.В, Гудакова Ж.И., Калашников, Д.В., Радугин К.А., Король О.О., Лаптев А.В., Шило И.Н и др.). Работа проводилась согласно принятой в психологии конфликтов схеме: анализ понятий и определений, описания объектов конфликтного противоборства, психологических причин, видов конфликтов, описание среды конфликтных взаимодействий, динамических характеристик конфликтов, поведения участников, характеристик конфликтных личностей, способов профилактики и разрешения и пр.

В процессе анализа особое внимание уделялось организационным конфликтам, возникающим при осуществлении профессиональной деятельности и управления. Анализ публикаций показал, что преобладают исследования конфликтов в воинских, производственных, педагогических и других организациях, при этом преимущественно исследовались межличностные конфликты и конфликты типа «индивид-группа» (Акимова Е.Е., Анцупов А.Я, Гришина Н.В., Гусева А.С., Грызунова Г.В., Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В., Козлов В.В., Кротов А.К., Реутов М.И., Тимонина Г.Е. и мн. др.).

Было выявлено, что имеются такие типы организаций, конфликты в которых практически не исследовались. К ним следует отнести художественно-творческие (прежде всего, театральные) коллективы. Они не были объектами специальных систематизированных психологических и конфликтологических исследований, несмотря на то, что проблема конфликтов в художественно-творческих коллективах является не только актуальной, но и не разработанной.

В соответствии с логикой конфликтологических исследований были проанализированы теоретические подходы и методологические принципы исследования конфликтов. В них доминируют исследования структурного, процессуально-деятельностного и личностно-деятельностного характера. Методологическая проработка проблемы показала, что в основе психологического исследования конфликтов лежат фундаментальные методологические принципы психологии, социальной психологии: субъектности (Абульханова К.А., Брушлинский А.В., Деркач А.А., Маркова А.К., Огнев А.С., Синягин Ю.В. и др.), комплексности (Б.Г.Ананьев), активности, единства личности и деятельности, развития (Анцыферова Л.И., Рубинштейн С.Л., Фельдштейн Д.И. и др.), системности (В.П. Кузьмин., Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, К.К. Платонов и др.) и др. Отмечена особая роль системного подход как метода изучения конфликтов (системно-структурный, системно-ситуационный, системно-информационный) и системных описаний психологических характеристик конфликтных личностей (Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В.), конфликтологической компетентности (Денисов О.И.), конфликтов в коммерческих организациях (Никитина О.М., Смирнова И.А.), конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности (Крючков Г.П.) и др.

В рамках проблематики исследования были проанализированы работы в искусствоведении, филологии и культурологии. Обзор выявил, что конфликты изучались исключительно в плане театральной драматургии, «движущей силы развития сюжета» театральных спектаклей или с точки зрения конфликта драматургического, то есть конфликта, представленного в самом художественном произведении (Муромский В.П.. Потапенко С.Н., Кузовлева Т.Е., Фохт-Бабушкин Ю.У., Журчева О.В. и др).

Исследования психологии художественного творчества (Грановская Р.М., Зазыкин В.Г., Пахомова Т.В., Рождественская Н.В., Савостьянов А.И., Соболева О.С., Фетисова Е.В., Фишман-Борисов М.Б. и др.); театроведческие исследования (Бояджиев Г., Голейзовский К., Ершов П.М., Захава Б.Е., Раззаков Ф.И., Соснова М.Л. Ершов П.Н. и др.) эскизно отражали лишь отдельные аспекты сложных отношений, могущих привести к конфликтам. В то же время, как свидетельствуют различные информационные источники (мемуары, интервью, публикации и передачи в СМИ), и сама практика, театральные конфликты реально не только существуют, но и весьма распространены. Во многих случаях они имеют негативные и деструктивные последствия для творческого процесса, а также несут сильный негативный общественный резонанс. Проблемное поле театральных конфликтов отличается широтой, что связано с их чрезвычайной психологической сложностью, неявным, а то и скрытным проявлением их главных движущих сил и причин, а также наличием и реальным действием сильных и не всегда осознаваемых противоречий.

Анализ проблемы показал, что театр, хотя и является объединением, созданным для достижения творческих целей, все же представляет собой организацию, осуществляющую свою деятельность в том числе на основании общих организационных принципов и правил. Следовательно, театральные конфликты должны проецировать на себя многие известные организационные противоречия и вместе с тем являться особенным видом конфликтов организационных, поэтому возникающие театральные конфликты объединяют в себе как характеристики на уровне общего, так и специфического особенного, присущего только творческим организациям. Исходя из этого, в театре было выявлено немало противоречий, связанных с интересами, индивидуальными или групповыми целями, совместимостью и прочими причинами, способствующих возникновению разнообразных конфликтов во многих театральных коллективах.

В результате анализа выявлено, что именно в театре причин для конфликтов больше, чем в других организациях, да и самих конфликтов тоже больше. Иными словами, театр - это профессиональная среда с высоким уровнем конфликтогенности. О противоречивости и конфликтности профессиональной театральной среды свидетельствуют самые разнообразные источники, но в первую очередь многочисленные мемуары и интервью артистов, театральных деятелей, людей, близких к «театральному миру» (Максимова Е.С., Вишневская Г.П., Щеглов Д. А.. Плисецкая М.М., Истомин С.В. и др.). Были описаны психологические особенности данной среды, действующие факторы, а также проецирование на нее понятия «конфликтоген» (Лукьянова Н.Ф., Талан М.В.). Были определены типы «театральных конфликтогенов» - стремление к превосходству, проявление неадекватной самооценки, эгоизма, нарушение правил, острая конкурентность, зависть чужому успеху, психологические акцентуации и пр. Все это имеет самое непосредственное отношение к некоторым формам отношений в художественно-творческих театральных коллективах. Конфликтогенность театральной среды открыто практически не декларируется, потому что она находится в предметной, то есть скрытой, основанной на сложных межличностных отношениях среде.