DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 24.01.2008

Материалы

загрузка...

Социально-психологические особенности театральных конфликтов и их профилактика

Мадонова Елена Николаевна, 24.01.2008

 

МАДОНОВА Елена Николаевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

И ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Специальность 19.00.05 – социальная психология

(психологические науки)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки РФ,

доктор психологических наук, профессор

Зазыкин Владимир Георгиевич

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Темнова Лариса Витальевна

кандидат психологических наук

Соломка Петр Васильевич

Ведущая организация: Российская академия театрального искусства

Защита состоится « 30 » октября 2008 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д-502.006.13 по психологическим и педагогическим наукам в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, 84, 1 учебный корпус, ауд. 3350

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РАГС

Автореферат разослан « 30 » сентября 2008 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета

доктор психологических наук В.Г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что при всем разнообразии психологических и конфликтологических исследований организационных конфликтов обращает на себя внимание повышенный интерес только к определенным типам организаций, в которых происходят конфликты: преимущественно производственные, воинские коллективы, учебные заведения и др. При этом в них главным образом исследовались межличностные конфликты (Акимова Е.Е., Анцупов А.Я, Гришина Н.В., Гусева А.С., Грызунова Г.В., Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В., Козлов В.В., Реутов М.И., Леонов Н.И. и др.). Заметим, что и в других науках, в частности социологии, значительное внимание уделено конфликтам, связанным с функционированием собственно организационных систем – социальным, трудовым конфликтам, социально-экономическим, инновационным, собственно организационным (Зайцев А.Г., Александрова Е.В, Антоненко Н.В, Гудакова Ж.И., Калашников Д.В., Радугин К.А., Король О.О., Лаптев А.В., Шило И.Н.). В связи с этим ощущается серьезный недостаток психологических исследований конфликтов, которые часто происходят в других типах организаций. Крайне мало психологических и иных исследований конфликтов в организациях, в которых труд отличается высоким уровнем интеллектуального содержания, например, в научных организациях. Практически отсутствуют психологические исследования конфликтов в творческих и художественно-творческих организациях, особенно таких, как театр, то есть театральных конфликтов. Знания о систематизированных психологических исследованиях театральных конфликтов отсутствуют, несмотря на огромную роль театра в духовной жизни общества. Вместе с тем, в деятельности театров заложено немало противоречий, которые приводят к конфликтам, имеющим негативное для творческого процесса и самой целостности театра последствиям. Можно привести немало тому примеров.

Таким образом, недостаточная изученность проблемы, действие значимых противоречий, большая потребность в знании о психологических особенностях театральных конфликтов, большая практическая востребованность такого знания обусловили актуальность настоящего диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. В соответствии с практикой социально-психологических и конфликтологических исследований конфликтов осуществлен анализ состояния проблемы. В результате было выявлено, что психологическое изучение театральных конфликтов в художественно-творческих театральных коллективах, находится в общем предметном и объектном поле нескольких направлений социальной психологии. Возникающие театральные конфликты, представляя собой преимущественно межличностные, межгрупповые, личность-группа, непосредственно связаны со спецификой профессиональной творческой театральной деятельности. Для нее характерна очень высокая конкурентность, доминирование в творческом процессе сложных психических состояний, высокая психологическая «цена» творческой деятельности, наличие посттворческих, в основном сильных негативных психических состояний и др. Исходя из этого, изучение театральных конфликтов, как и любых других, должно базироваться как на фундаментальных, так и прикладных исследованиях конфликтологии и психологии конфликтов. Среди зарубежных исследований следует отметить работы Зиммеля Г., Вебера М., Дарендорфа Р., Козера Л., Мак-Дугалла У., Фрейда З., Томаса К., Хорни К. др., Среди работ отечественных авторов следует отметить исследования Анцупова А.Я., Дружинина В.В., Кудрявцева В.Н., Богданова Е.Н., Гришиной Н.В., Ершова А.А., Коваленко Б.В., Сухова А.Н.. Значимыми являются исследования психологических причин конфликтов (Берулава М.М., Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г., Нечаева Н.С., Гришина Н.В., Сулимова Т.С. и др.), психологических характеристик конфликтных личностей (Зазыкин В.Г., Зайцева Е.В., Исаева Э.И., Сухов А.Н., Крогиус Н.В.), а также стратегий и тактик конфликтного противоборства и методов разрешения конфликтов (Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Гусева А.С., Егидес А.П., Емельянов С.М., Козлов В.В., Шипилов А.И., Хасан Б.И. и др.).

Многие из отмеченных исследований имеют целевую направленность, и приоритет в них принадлежит изучению организационных конфликтов, особенно возникающих при управлении организациями (Анцупов А.Я., Журавлев А.Л., Зазыкин В.Г., Моисеев Д.Л., Князев В.Н., Сокор Е.М., Филиппов А.В., Шипилов А.И., Гончаров В.В., Исаенко А.Н.), а также разработке психологической консультативной помощи в конфликтах, развитию специальной конфликтологической компетентности (Гусева А.С., Зазыкин В.Г., Денисов О.И., Козлов В.В. и др.).

Анализ состояния проблемы исследований показал, что как в отечественных, так и в зарубежных психологических исследованиях конфликты в художественно-творческих театральных коллективах так и не стали объектом систематизированных психологических исследований. Отсутствие социально-психологических исследований театральных конфликтов определили актуальность проблемы, ее высокую научную и практическую значимость. Исходя из этого, была определена тема настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования: определить социально-психологические особенности театральных конфликтов и условия их профилактики.

Объект исследования: конфликты, возникающие в художественно-творческих театральных коллективах.

Предмет исследования: социально-психологические особенности театральных конфликтов, возникающих при совместной профессиональной творческой театральной деятельности, их характеристики и социально-психологические условия их профилактики.

Гипотеза исследования

Театральные конфликты отличаются по видам, проявлениям, особенностям протекания, последствиям и другим характеристикам значительным разнообразием. Являясь видом организационных конфликтов для них справедливы не только общие закономерности присущие организационным конфликтам, но и особенные, свойственные только творческим организациям, таким как театр. В то же время в театрах работают неординарные талантливые творческие личности, а отбор осуществляется преимущественно по критериям творческой одаренности, что и определяет уникальность театра как организации. Театральные профессии определяют сложный профессиональный тип личности. Вследствие этого, взаимоотношения в театре существенно отличаются от типичных организационных отношений. Исходя из сказанного, можно предположить, что возникающие в театре конфликты имеют существенные отличия от типичных организационных конфликтов на уровне особенного. Этим отличием является высокая интенсивность, сила протекания, базирование больше на предмете, чем на объекте, доминирование как творческих противоречий, так и имеющих скрытые сугубо субъективные психологические причины, методы конфликтного противоборства. Иными словами, театр является средой профессиональных взаимодействий с высоким уровнем конфлитогенности. Это обусловливает высокую психологическую сложность театральных конфликтов, трудности в их конструктивном разрешении. Снижение уровня конфликтогенности театральной среды целесообразно осуществлять на основе профилактических и превентивных мер, имеющих психологическое содержание.

Задачи исследования

Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы исследования, обобщить результаты психологических и социально-психологических исследований по проблеме конфликтов, возникающих в процессе профессиональных взаимодействий.