DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.10.2004

Материалы

загрузка...

Повышение экологической безопасности дорожных и строительных машин путем совершенствования систем выпуска отработавших газов

исаенко павел викторович, 23.10.2004

 

исаенко павел викторович

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

дорожных и строительных машин ПУТЕМ СовершенствованиЯ систем выпуска

отработавших газов

05.05.04 – Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины

01.04.14 – Теплофизика и теоретическая теплотехника

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата технических наук

Томск – 2004

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Томский государственный архитектурно-строительный университет".

Научный руководитель: Доктор физико-математических наук, профессор

Борзых Владимир Эрнестович

Официальные оппоненты: Доктор технических наук, профессор

Удлер Эдуард Исаакович;

Доктор физико-математических наук, профессор

Кузнецов Гений Владимирович

Ведущая организация: ОАО "Томэкскавация"

Защита диссертации состоится " 27 " декабря 2004 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета К.212.265.01 при Томском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 634003, Томск, пл. Соляная, 2, корп. 4, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан " 27 " ноября 2004 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат технических наук,

С.М. Кравченко

общая характеристика работы

Актуальность темы. Современные масштабы развития строительного производства неразрывно связаны с интенсивным использованием дорожных и строительных машин, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, в том числе работающих на бензине. Степень многогранного их воздействия на окружающую среду во многом связана с особенностями конструкции отдельных узлов топливных систем, качеством применяемых бензинов и моторных масел, регулировок, а также режимов и условий технической эксплуатации машин при производстве дорожно-строительных работ. Эти и другие факторы предопределяют выбросы вредных веществ отработавших газов машин, выпускные системы которых в основном не имеют средств очистки газов от токсичных веществ. Это в полной мере относится к машинам, оснащенным бензиновыми двигателями. Поэтому обеспечение снижения выбросов вредных веществ дорожными и строительными машинами с бензиновыми двигателями является актуальной и комплексной проблемой, а одно из главных направлений ее решения – дальнейшее совершенствование систем выпуска с использованием эффективных систем нейтрализации.

Цель исследования. Повышение экологической безопасности дорожных и строительных машин путем совершенствования систем выпуска отработавших газов на основе создания пористых фильтроэлементов, полученных одной из современных технологий – самораспространяющимся высокотемпературным синтезом (СВС-технологией), позволяющих снизить выбросы загрязняющих

Объект исследования. Система выпуска отработавших газов дорожных и строительных машин с бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.

Предмет исследования. Процессы получения пористых структур методом СВС и фильтры-нейтрализаторы отработавших газов машин на их основе.

Научная новизна. Впервые предложен способ формирования СВС-фильтроэлементов для системы выпуска отработавших газов дорожных и строительных машин на уровне изобретения.

Предложена физико-математическая модель фильтрации отработавших газов через пористую структуру с учетом переменных режимов работы двигателей машин.

Предложена комплексная методика для экспериментального изучения процессов получения пористых структур методом СВС для фильтроэлементов систем выпуска отработавших газов машин.

Предложен метод инженерного расчета и оптимизации конструктивных элементов систем выпуска отработавших газов машин.

Практическая ценность. Разработанная технология получения пористых СВС-элементов применима для создания эффективных фильтров-нейтрализаторов отработавших газов машин.

Предложенная конструкция фильтра-нейтрализатора для системы выпуска отработавших газов применима для широкого класса дорожных и строительных

Предложенные методы расчета и оптимизации фильтров-нейтрализаторов для систем выпуска отработавших газов применимы в инженерной практике.

Реализация результатов исследований. Результаты исследований используются при выполнении научно-исследовательских, конструкторских работ по совершенствованию систем выпуска отработавших газов машин.

Разработанная техническая документация принята ОАО "Томскстройтранс" для производства опытной партии фильтров-нейтрализаторов отработавших газов отработавших газов транспортных средств.

Методика расчета и оптимизации фильтров-нейтрализаторов для систем выпуска отработавших газов автотранспортных средств используется в учебном процессе ТГАСУ при чтении спецкурсов.