DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.05.2011

Материалы

загрузка...

Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход)

Баранов Владислав Дмитриевич, 23.05.2011

 

Начиная с 1995 года, основной стратегической линией российской торговой политики являлось обеспечение конструктивного характера переговоров с органами ВТО, последовательное отстаивание позиций и интересов российской экономики и благоприятное завершение переговорной процедуры. Пройден весьма напряженный шестнадцатилетний подготовительный период, который для России оказался самым продолжительным из всех присоединяющихся к ВТО государств. Подписаны со всеми заинтересованными странами-членами двусторонние протоколы о согласовании условий присоединения России к ВТО. На основе проведенного анализа признаем, что России удалось добиться в целом умеренных условий присоединения к ВТО.

Не снят с повестки дня вопрос о намерении России, Казахстана и Белоруссии войти в ВТО. Правила ВТО (ст. XXIV, ХХУ ГАТТ и ст. V ГАТС допускают прием в ВТО не только отдельных государств, но и таможенных союзов). Согласно проведенному анализу удалось выяснить, что пока еще не было прецедента, когда во Всемирную торговую организацию вступал таможенный союз государств, не состоящих в этой организации. С учетом всех правовых и процедурных аспектов ГАТТ/ВТО, по нашему мнению, таможенный союз практически не имел шансов вступить в ВТО единой таможенной территорией без весьма ощутимых экономических и финансовых потерь.

Тройственному союзу России, Белоруссии, Казахстана вряд ли удастся создать прецедент вступления в ВТО единой таможенной территорией. Постановка этого вопроса на официальном уровне чревата крайне серьезными экономическими издержками и политическими последствиями. Во-первых, страны “тройки” вынуждены будут “рассыпать” уже достигнутые национальные договоренности об условиях присоединения к организации и срочно приступить к согласованию новых, так называемых “единых условий таможенной территории”. Во-вторых, будет потеряно несколько лет на согласование новых условий переговоров, как со стороны таможенного союза, так и со стороны рабочих органов ВТО. В-третьих, двусторонние, и многосторонние переговоры, в том числе по системным вопросам, будут проходить в более жестком политическом режиме, без всякого учета раннее достигнутых договоренностей. Политическим последствием могла бы стать консолидация позиций наших торговых партнеров на более жестких условиях.

Вступление России в ВТО предоставляет ей, как благоприятные возможности, так и определенные угрозы и риски. Россия имеет возможность использовать «переходный период», как и новые инструменты регулирования и защиты рынка российских производителей с целью радикального изменения структуры торговли, наращивания производства и экспорта готовой индустриальной и наукоемкой продукции и прежде всего инновационного характера. Появляется хороший шанс (возможно, последний) для использования новой торговой политики России на цели структурной перестройки экономики и обретения ею выгодной и современной международной специализации, решительного отхода от бесперспективной топливно-сырьевой зависимости экспорта. С другой стороны, Россия открывает отдельные сегменты национального рынка товаров, но особенно услуг для проникновения зарубежных компаний.

Модернизационные и инновационные приоритеты развития российской экономики, новые обязательства, проистекающие из предстоящего вступления России в ВТО, участия России в Таможенном союзе, требуют радикального пересмотра организационных и институциональных основ торговой политики. Обоснована необходимость подготовки комплексной программы формирования рациональной схемы внутреннего и завоевания внешнего рынка конкретных высокотехнологичных товаров. В нее включены вопросы промышленной, экспортной и импортной политики. Важным направлением торговой политики должна стать борьба за отмену прямых и скрытых дискриминационных ограничений, применяемых другими странами к товарам российского экспорта. В России пока не сформировалась единая вертикаль федеральных органов исполнительной и региональной власти способная обеспечить действенный механизм государственного регулирования производства и трансфера товаров, услуг, продуктов интеллектуальной собственности, которые будут регулироваться по правилам ВТО. Необходима институциональная модернизация других государственных органов регулирования внешнеэкономической деятельности (таможенные, налоговые и финансовые органы, банковские структуры и др.), совершенствование механизмов и инструментов участия их в разработке и реализации торговой политики, в первую очередь стимулирования экспорта и инвестиций, усиления позиций России в наиболее динамичных и перспективных сегментах мирового рынка товаров, услуг и капиталов.

По мнению автора, потребуется создание федеральной системы мониторинга изменений на отдельных сегментах российского рынка, направлениях экспорта, происходящих после вступления в силу обязательств России в ВТО. Подобная система могла бы позволить принимать оперативные меры на отдельных направлениях обеспечения экономической безопасности России, предвосхищать обострение противоречий интересов на рынках, своевременно устранять угрозы.

В четвертой главе « Регулирование торговли товарами, как инструмент обеспечения экономической безопасности России» рассматривается эффективность таможенно-тарифных мер внешнеторгового регулирования, формирование арсенала нетарифных инструментов экономической безопасности, участие России в международных режимах экспортного контроля, применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во внешней торговле.

За последние два десятилетия Россия сделала масштабный шаг вперед по формированию экономических, правовых и административных основ, внедрения передовой зарубежной практики применения таможенных тарифов, нетарифных мер регулирования введения в арсенал торговой политики специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных инструментов защиты национального рынка товаров и экономических интересов России.

Сравнительно более продвинутые позиции Россия занимает в области освоения и практики применения таможенно–тарифных мер в защитных интересах. В освоении сочетания трех основных функций тарифных инструментов: экономической, защитной, фискальной и торгово– политической- более успешным является решение фискальных задач. В отличие от большинства развитых и развивающихся государств тарифная политика России имеет значительно больший уклон в сторону фискальной функции. Согласно проведенным расчетам в течение последних десяти лет поступления от вывозных пошлин в федеральный бюджет выросли более чем в три раза. Россия является одной из немногих развитых государств, которые применяют экспортные пошлины по сравнительно широкой гамме товарных позиций. Приоритет фискальной функции российского тарифа в ущерб защитной и экономической, с точки зрения глобальной торговли, рассматривается автором в качестве существенного перекоса.

Экспортные таможенные доходы сырьевых отраслей недостаточно перераспределяются в пользу обрабатывающей промышленности и импортозамещающих производств, что не способствует осуществлению структурной перестройки российской экономики на инновационные рельсы, без которой ее позиции на глобальных рынках вряд ли удастся упрочить. Нефтегазовые компании недостаточно рачительно используют экспортные доходы, проявляются элементы теневой деятельности среди многочисленных аффилированных структур энергетического бизнеса. С другой стороны, тарифная нагрузка российского экспорта порождает весьма опасную зависимость российской экономики от цен на мировых рынках топлива и сырья с точки зрения экономической безопасности России. У России уже в ближайшие годы могут возникнуть серьезные финансовые и бюджетные угрозы, связанные, с одной стороны, с уменьшением и удорожанием извлечения ресурсных запасов, с другой — с открытием на глобальных рынках новых альтернативных видов ресурсов. Технологическая переориентация развитых стран в спросе на энергоносители может в перспективе снизить не только экспортные доходы, но экспортные шансы реализации продукции российского сырьевого сектора. С позиций интересов экономической безопасности, предлагаем рассматривать применение экспортных пошлин в качестве исключительной меры внешнеторгового регулирования, определить конкретные фискальные функции и ограничить сроки их применения, принять на федеральном уровне целевой прозрачный порядок перераспределения бюджетных доходов по данной статье в воспроизводственном и инновационном процессе.

С учетом задачи ускорения перехода к инновационной экономике, в посткризисный период имеется реальная возможность повысить роль таможенно-тарифных мер для реализации селективной промышленной и структурной политики, существенно смягчить отраслевые риски. Основополагающее значение будут иметь конкретные программы отраслевого развития, поддержанные инвестициями, маркетинговыми проектами, в рамках которых при необходимости предусмотреть меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Согласно оценке автором новых тарифных обязательств, предусматривающих в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, основная задача таможенно–тарифных инструментов торговой политики уже в краткосрочном аспекте будет объективно эволюционироваться в направлении обеспечения более динамичного равновесия в применении тарифных мер как в протекционистских, защитных, так и регулятивных целях.

Одной из основных защитных и контрольных мер нетарифного регулирования, разрешенных нормами ВТО, является лицензирование в сфере международной торговли. В России сформировался достаточно жесткий режим применения лицензий в качестве меры контроля за количественными ограничениями ввоза и вывоза товаров. Причина этому, как показывает анализ, кроется в двух источниках: затягивание отработки процедур и технологий системы контроля, общая линия торговой политики, направленная на доминирование протекционистских тенденций. Нельзя исключать, что ужесточение мер количественных ограничений имеет и временную сугубо антикризисную направленность.

Россия столкнется с достаточно серьезной проблемой отработки практики применения нетарифных ограничений. В глобальной торговой системе, под давлением органов ВТО, страны вынуждены заменять воздействие нетарифных инструментов посредством их перевода в тарифные меры. Для количественного измерения нетарифных ограничений внешней торговли в России предлагается использовать следующие индексы:

—индекс частности, отражающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями (используется для определения уровня нетарифных ограничений);

—индекс покрытия торговли, отражающий долю импорта и экспорта, покрытую нетарифными барьерами.

России уже удалось обрести статус глобального участника основных международных режимов экспортного контроля за вывозом товаров и технологий двойного назначения. Ее признаками являются: создание необходимой инфраструктуры; законодательно закрепленные правовые нормы; отработанные регламенты, внутренние правила, направленные на предотвращение ущерба, который может быть нанесен национальным интересам России от экспорта отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации и услуг двойного назначения. Хранение и передача технических данных в электронной форме создает т.н. глобальный рынок теневого оборота технологий двойного назначения. Обеспечение нелегального доступа к данному рынку является все более актуальной целью международных преступных групп. Данная область становится все более прибыльным бизнесом в сфере недостаточно надежно контролируемого международного экспорта технологий. Развитие глобальных компьютерных сетей сделало более емким и доступным международный обмен информацией на коммерческой основе.

Исходя из анализа мировой практики соблюдения режимов контроля, автором подготовлены рекомендации, направленные на то, чтобы, наряду с установленной вертикалью органов государственной и исполнительной власти, ответственных за соблюдение законодательства в данной области, была создана эффективная система внутрифирменного экспортного контроля. Осложняет систему соблюдения международных режима экспортного контроля деятельность отдельных российских ТНК, часто неконтролируемые кооперационные связи подразделений материнской компании с ее дочерними структурами в сфере ОПК.

Сохраняет актуальность проблема доступа экспорта товаров российских компаний на глобальные рынки и прежде всего в контексте применения в отношении них защитных мер. Россия лишь в течение последних 5-6 лет начала активно использовать свое законодательство в защитных целях. Отстаивание интересов экономической безопасности в России посредством применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при осуществлении внешней торговли товаров, преследует достижение конкретных целей по меньшей мере в двух сферах:

- в сфере глобальной мировой экономики посредством обеспечения необходимых и достаточных условий для эффективной интеграции российской экономики в систему международного разделения труда и продвижение отечественных конкурентоспособных товаров на внешние рынки;

- в области национальной экономики в форме защиты отраслей российской экономики и отдельных хозяйственных субъектов от неблагоприятного (негативного) воздействия недобросовестной иностранной конкуренции на внутреннем рынке товаров.

Согласно российской и международной статистики, Россия по-прежнему входит в десятку наиболее дискриминируемых стран мира. Ограничительные меры в отношении российских товаров применяют Австралия, Аргентина, Болгария, Бразилия, Венесуэла, Индия, Канада, КНР, Мексика, Перу, США, Таиланд, Турция, ЮАР, Евросоюз. Со своей стороны правительство России с 2004 по 2010 годы инициировало 53 внешнеторговых расследований.

Как свидетельствует анализ, в данной сравнительно новой и весьма сложной области торговой политики ощущается отсутствие достаточного опыта (как у органов расследования, так и у российского бизнеса) грамотно и профессионально вести меры по защите собственных интересов от конкурентов на внутреннем рынке. Личные контакты свидетельствуют, что для многих российских ведущих менеджеров участие в расследованиях, (отстаивание корпоративных интересов за рубежом, как и подготовка и подача заявления, обоснование претензии, аргументированность для начала расследования) являются наиболее сложным этапом их коммерческой деятельности.

Для России после присоединения к ВТО одним из наиболее реальных плюсов станет возможность отстаивать свои интересы и добиваться отмены неправомерных действий, противоречащих международному законодательству, пользуясь поддержкой рабочих органов ВТО. Согласно расчетам, через механизм ВТО до половины торговых конфликтов могли бы быть урегулированы Россией еще на этапе торгового расследования.

В пятой главе «Обеспечение экономической безопасности в приоритетных областях внешнеторговой деятельности России» анализируются экономическая безопасность России на глобальном рынке услуг, вхождение в международную систему коммерциализации прав интеллектуальной собственности, как фактор обеспечения экономической безопасности, совершенствование региональной экономической безопасности, выбор оптимальной модели регионального сотрудничества рамках СНГ в целях устранения угроз экономической дезинтеграции.

Мощный прорыв услуг на международные рынки торговли заметно раздвинул рамки процесса глобализации экономики и торговли, диверсифицировал источники экономических угроз. Производство, потребление и экспорт услуг составляет доминирующую или значительную часть глобальной экономики. Общий тренд эволюции развития современной глобальной экономики в направлении услуг, определяемый группой развитых стран, получает в последние годы сильный импульс со стороны государств с развивающимися рынками. Проведенный анализ российского сектора услуг в сопоставлении с мирохозяйственными тенденциями, показывает, что результаты преобразований, впечатляющие по российским меркам, меркнут в сравнении с ситуацией в развитых странах и не отвечают потребностям экономики, нацеленной на модернизационный рывок. Нынешний этап глобального финансово-экономического кризиса с особой отчетливостью выявил глубокую уязвимость экономики России, где сектор услуг оказался одним из ее наиболее слабых звеньев, содержит в себе потенциально высокую степень экономических угроз.

Российский сектор услуг по удельному весу в ВВП составляет приблизительно 58- 60%. По данному показателю он уступает не только развитым странам, где этот индикатор варьируется в пределах 70-80%, но и государствам Центральной и Восточной Европы и Балтии (соответственно 65-70%). Весьма низкий уровень развития сферы услуг в России предопределяет и их слабую вовлеченность в глобальную торговлю. В большинстве секторов российской сферы услуг имеет место достаточно низкий уровень конкурентоспособности, что является наиболее деструктивным фактором с точки зрения экономической безопасности России. Недостаточно используется современные и наукоемкие виды деловых, профессиональных и информационных услуг, предусматриваемые обеспечение интересов инноваций, модернизации и повышения эффективности экономики России.

В России пока отсутствует полная информация о состоянии международной коммерческой деятельности национального сектора услуг, что затрудняет применять эффективные инструменты государственного регулирования. Международные торговые операции регулируются отчасти на отраслевом, а в основном на корпоративном уровне, что создает благоприятную почву для незаконных трансграничных трансфертов валютно–финансовых и материальных ресурсов, проведения международных финансовых схем теневого, либо преступного характера. Как следствие, на протяжении последних 12 лет Россия является чистым нетто импортером в сфере услуг. Отрицательное сальдо баланса по неторговым операциям имеет тренд роста.

Зарубежные ТНК широко развернули свою деятельность в России в сфере торговых услуг (оптовая и розничная торговля). Ведущие мировые ТНК стали не только крупнейшими экспортерами услуг в российскую экономику, но и весьма крупными прямыми инвесторами в отрасли торговых, коммерческих, профессиональных и аудиовизуальных услуг. Созданы мощные транснациональные сетевые конгломераты, коммерческая деятельность которых не обеспечена надежным контролем, как на федеральном, так и региональном уровне. Именно их приход в Россию в 90 – е годы ХХ века привел к первой крупной волне притока ПИИ и способствовал становлению и развитию целого ряда отраслей третичного сектора экономики России.

Следует признать, что значительна роль ТНК в становлении национального телекоммуникационного сектора в качестве ключевой отрасли современной инфраструктуры России. Именно на его основе в России создан экспортный потенциал телекоммуникационных услуг. На глобальный рынок аудиовизуальных, информационных и компьютерных услуг пробились и заняли достаточно заметную коммерческую нишу четыре российские компании АФК «Система», «Связьинвест», «Мегафон» и «Вымпелком». Имеются определенные основания для расширения присутствия России на мировых рынках информационных и телекоммуникационных услуг и программного обеспечения.

Автор полагает нецелесообразным гипертрофированно принижать состояние и уровень развития российского рынка услуг. В целом он соответствует уровню развития других отраслей национальной экономики. Сектор услуг не является однородно отсталым в отраслевом и региональном аспектах. В нем соседствуют достаточно слабо развитые сектора (банковские, страховые, профессиональные, туристические, бизнес – услуги и др.) и области сравнительно развитых услуг (строительные, образовательные, аудиовизуальные, мобильной связи и др.). По нашему мнению, отставание российской сферы услуг не носит критического характера. В данном контексте вряд ли необходимо открыть полный доступ иностранного капитала в данную сферу, рассчитывая только с его помощью создать принципиально новый уровень инфраструктуры услуг, адекватный основным глобальным критериям. В противном случае Россия вряд ли сможет обеспечить в секторе услуг интересы экономической безопасности.

Проведенный анализ свидетельствует, что Россия имеет достаточно убедительные глобальные конкурентные позиции на рынке экспорта транспортных услуг. Железнодорожный транспорт в России пока не испытывает конкуренции со стороны иностранных дорог. Магистральный трубопроводный транспорт России занимает второе место в мире после США. В целях обеспечения экономической безопасности основными приоритетами России на глобальных рынках услуг в качестве экспортера, являются поддержание текущих конкурентоспособных позиций на мировом рынке космических услуг, использование своей транспортной сети для международного транзита перевозок, расширение зарубежного строительства поставок комплектного оборудования (прежде всего в энергетической промышленности).

Содержание и динамика переговоров России по присоединению к ВТО, ускорили процесс гармонизации российского законодательства в области охраны прав, коммерциализации и торговли продуктами интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность является центральным элементом современной «информационной» экономики. Галопирующее развитие глобального рынка информационных услуг и экспорта информационных технологий входят в число приоритетных направлений торговой политики, однако несет в себе серьезные трансграничные угрозы.

Россия пока со значительным отставанием выходит на данный сегмент глобального рынка. В силу специфики самого товара (продукта) информационных технологий, как и его экспорта (импорта), требующего больших усилий в сфере исследований и разработок, в большинстве стран данный рынок регулируется через систему охраны прав на интеллектуальную собственность. Структура мирового рынка информационных технологий предполагает наличие комплексной системы регулирования международной торговли данным товаром. Она включает регулирование торговли лицензионными соглашениями на предоставление права пользования программным обеспечением, международную систему регулирования торговли компьютерными и информационными услугами и реализацию программного обеспечения и компьютерного оборудования. Соглашение о торговле информационными технологиями в рамках дисциплины ВТО имеет важное значение для развития российского рынка информационных технологий. Присоединение к Соглашению дает возможность ускорить развитие внутреннего рынка информационных технологий путем сокращения издержек компаниями, университетами и домашними хозяйствами расходов на его приобретение.

Согласно проведенному анализу, в отличие от существующей в мире практики специального стимулирования международной торговли информационными товарами и услугами, продуктами интеллектуальной собственности на рынке информационных технологий, в Российской Федерации пока не предусмотрено каких-либо преференций для внешнеторговых операций на данном рынке. Имеются основания считать, что Россия может уступить важнейший сегмент национального рынка информационных технологий зарубежным компаниям. Подобная опасность может создать непоправимый ущерб интересам экономической безопасности России.

В отношении ввоза и вывоза ряда информационных продуктов предусмотрены специальные административные весьма обременительные по времени процедуры получения разрешений, которые в ряде ситуаций квалифицируем как репрессивные и фактически сводящие к нулю эффективность легального ведения бизнеса. Особенностью информационных технологий в качестве внешнеторгового товара (услуги) на российском рынке, пока является его подверженность таможенно–тарифному регулированию. Введенные тарифные ограничения на импорт информационных товаров и услуг ограничивают конкуренцию, создают дополнительные барьеры для притока иностранных товаров и услуг, необходимых внутреннему рынку.

В России существует достаточно мощный массив научно-производственного потенциала в виде конструкторских, технологических разработок, проектной документации и ноу-хау. Он создавался в течение многих лет советского периода за счет централизованного финансирования. По сути это остается «бесхозной» интеллектуальной собственностью. Она не учитывается на балансе предприятий, не входит в состав имущественных фондов различных уровней власти. С другой стороны, организации и предприятия, получившие ее «из рук советской власти» бесплатно, не имеют обоснованного права на ее коммерческое использование в хозяйственном обороте, включая для продажи на внешних рынках. Автор доказывает, что система государственного регулирования сферы коммерциализации интеллектуальной собственности должна стать важной составной частью торговой политики России. Для этого она требует серьезной реорганизации, должна содержать следующие принципиальные направления работы:

Во-первых, определение федерального органа исполнительной власти в области координации выполнения условий соглашения ТРИПС, Соглашения по торговле информационными технологиями, других документов ВТО в области торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.

Во-вторых, поддержка создания технопарков при ведущих вузах и научных организациях: разработка облегченного порядка передачи прав на интеллектуальную собственность из вузов (научных учреждений), включая и зарубежных, в технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, создание инновационных компаний на базе научных и университетских центров с целью трансферта результатов интеллектуальной деятельности.

В-третьих, совершенствование информационно-консультационного обеспечения деятельности российских владельцев прав на интеллектуальную собственность (юридических и физических лиц), в том числе за счет расширения эксплуатационных возможностей на базе интернет-ресурсов торговых представительств РФ.