DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.05.2007

Материалы

загрузка...

Внешняя политика Объединенных Арабских Эмиратов в в глобализирующемся мире (генезис, концептуальные основы, приоритеты, направления)

Муслех Айед С. Алахбаби, 23.05.2007

 

Источниковую базу диссертации составляют государственные и международные документы, а также заявления, речи официальных лиц, имеющих отношение к району Персидского залива. Источники подразделяются по принципу внерегионального и внутрирегионального происхождения; по функциональному и уровневому принципу; по непосредственному или опосредованному воздействию на дела региона; по времени происхождения (последнее важно в связи с тем, что внутрирегиональная ситуация постоянно изменяется, приобретая все новые качественные характеристики).

Наиболее важные российские источники - указы, распоряжения, заявления российского президента, документы, исходящие от правительства, двух палат Федерального собрания. Следует при этом отметить, что на протяжении всех 1990-х годов в позициях и взглядах российского руководства по Ближнему Востоку не было единства, последовательности и четкости. Даже от представителей одной ветви власти, в том числе исполнительной, можно было услышать противоположные оценки проблем (например, арабо-израильского конфликта), различных региональных государств (Ирака, Израиля, Ирана и др.), линии Запада и т.д. С приходом к власти президента В.Путина российский подход к ближневосточным делам (как и к внешнему миру в целом) стал более последовательным.

Из внутрирегиональных источников выделяются документы ОАЭ, Организации исламская конференция, Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, двусторонние межгосударственные соглашения и другие акты между Эмиратами и странами региона, Россией, США и европейскими державами; акты, отчеты и заявления государственных органов, учреждений, партий Эмиратов и соседних стран. Автор использовал мемуары известных ближневосточных политических деятелей. Среди важнейших внерегиональных источников, кроме российских, следует выделить ооновские, а также американские.

Литература. Изученная литература делится на пять тематических категорий: 1) внешняя политика ОАЭ; 2) внешнеполитическая стратегия СССР/России; 3) политика СССР/России на Ближнем Востоке; 4) Ближний Восток: политика, экономика, общество, международные отношения; 5) политика Запада в ближневосточном регионе.

Первая тема изучена на основе работ эмиратских ученых.

По второй из названных тем (внешнеполитическая стратегия СССР/России) автор опирался на труды Бажанова Е.П., Бурсова А.В., Денисова В.И., Денисенко В.С., Задохина А.Г., Закаурцевой Т.А., Зоновой Т.В., Капто А.С., Кузьмина И.Н., Ли В.Ф., Максимычева И.Ф., Матяша В.Н., Мельникова Ю.М., Пляйса Я.А., Полосковой Т.В., Примакова Е.М., Проскурина Г.А., Шутова А.Д., Яскиной Г.С. и др.

По следующей теме (политика СССР/России на Ближнем Востоке) глубокий анализ и важнейшие теоретические выводы содержатся в исследованиях Абдуалсалама А., Вавилова А.И., Гошева В.Ю., Донцова В.Е., Исаева В.А., Кини А.Г., Медведко Л.И., Мелихова И.А., Мирского Г.И., Наумкина В.В., Пересыпкина О.Г., Прозоровой Г.К., Примакова Е.М., Савичевой Е.М., Ткаченко А.А. Диссертант ознакомился также с исследованиями западных авторов по упомянутой выше тематике.

Четвертая тематика (Ближний Восток: политика, экономика, общество, международные отношения) представлена широким кругом трудов российских арабистов, среди которых следует отметить работы Авакова P.M., Андреасяна Р.Н., Араслы Э.Г., Барковского Л.А., Беляева И.П., Бодянского В.Л., Бондаревского Г.Л., Вавилова А.И., Вальковой Л.В., Васильева А.М., Герасимова О. Г., Донцова В.Е., Зверевой Л.С., Исаева В.А., Каминского С.А., Кини А.Г., Кудряшова В.М., Лебедева Е.А., Малышевой Д.Б., Медведко Л.И., Мелехова И.А., Мелкумян Е.С., Мирского Г. И., Наумкина В.В., Озолинга В.В., Осипова А.И., Пересыпкина О.Г., Примакова Е.М., Прозоровой Г.К., Савичевой Е.М., Ткаченко А.А., Филоника А.О., Фомина О.И., Яковлева А.И.

Диссертант ознакомился также с трудами таких известных западных и ближневосточных политологов, историков, экономистов, как Брзоска М., Вайденфельд В., Дорфман P., Дюрозэлль Ж.-Б., Каррэ О., Кац М., Кеннэн Д., Коуэн К., Краузе И., Кэплэн М., Маклин Д., Модиглиани Ф., Мусса Ф., Муссалли А., Олсон Т., Рабинович И., Румайхи М., Румберг Д., Сайлиоуич Д., Солоу P., Самюэльсон P., Уэллз Д., Хади Н., Шакир А., Шенар А., Шиата И., Шикор Й., Шимони Й., Шиплер Д., Шлесинджер Ф., Эдцард Л., Яннинг Й.

Политика Запада в ближневосточном регионе высвечена во многих зарубежных исследованиях. Можно назвать работы следующих западных, эмиратских, арабских, иранских и индийских политологов: Брауна В., Кордсмена А.Х., Коттама Р.В., Куандта Вильяма В., Мак Ги Г.С., Мортимера Е., Пайпса Д.Г., Прайса Д.К., Раджа Ч.С., Салливана Д., Сика Г., Зиринга Л., Швадрана Б., Хусейна Амирзадеги, Ахмада Х.Ш., Зибейди А., Халида И., Хамеда М.А., Шахрама Чубина и др.

Среди литературы по диссертационной тематике хотелось бы особенно выделить труды (монографии, сборники, диссертации, справки), выполненные в Дипломатической академии МИД России. Именно ее исследования оказали на соискателя наиболее глубокое влияние, именно они, в первую очередь, применялись при написании работы. Речь идет о таких, в частности, трудах как Шарипов У.З. Международные отношения в регионе Персидского залива и роль нефтяного фактора. Докт.дисс. М., 1999; Донцов В.Е.(ред.) Ближневосточное урегулирование. М., 1999; Донцов В.Е.(ред.) Российско-иранское сотрудничество (взгляд из России). М., 2000; Донцов В.Е., Прозорова Г.К.(ред.). Актуальные проблемы внешней политики и экономики стран Ближнего, Среднего Востока и Африки. М., 2006; Мухаммад Шакир Асид. Межпарламентские связи как фактор развития представительской власти в Сирийской Арабской Республике. Канд.дисс. М., 2000; Хэйри Абд аль-Фаттах Орейди. Ближневосточный мирный процесс: палестинское направление. Канд.дисс., М., 2000; Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений М., 2004; Вавилов В.И. Саудовская Аравия на перекрестке веков и тысячелетий. М., 2001; Донцов В.Е., Ашири Ш.Ч. Курдская проблема: международный аспект. М., 2001; Кини А.Г. Международные отношения и внешняя политика на Ближнем Востоке в ХХ веке. М., 2001; Кулматов К.Н. Мир в начале третьего тысячелетия: взгляд из России. М., 2001; Матяш В.Н. Россия и США в Каспийском регионе - XXI век: проблемы и перспективы. М., 2001 и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введении обосновываются предмет, цель, задачи, актуальность, научная новизна и практическая значимость диссертации, характеризуется теоретическая, методологическая, источниковедческая и историографическая база исследования.

В первой главе, «Концептуальные основы внешней политики ОАЭ», показаны политические и социально-экономические условия жизни в Эмиратах, создавшие предпосылки объединения их в единое государство. Вскрыты особенности формирования внешней политики ОАЭ. Изучены приоритеты и механизмы реализации внешнеполитической стратегии молодого государства.

Вторая глава, «Политика в отношении арабо-исламского мира», исследует взаимоотношения Эмиратов с соседями по Персидскому заливу, другими арабскими странами и, наконец, всем исламским миром.

Третья глава, «Другие направления внешнеполитической деятельности Эмиратов», начинается с анализа западного вектора в деятельности ОАЭ на мировой арене. Далее прослежены связи Эмиратов с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В заключении высвечена возрастающая роль России во внешнеполитических планах руководства ОАЭ.

В Заключении формируются выводы исследования.

1. Внешнюю политику ОАЭ следует рассматривать через призму сложного и неоднозначного геополитического окружения, насыщенного противоречиями и кризисами из-за соперничества ведущих мировых держав с целью доступа к нефти в Заливе. На это соперничество с 70-х годов ХХ века наложилось противоборство новых местных центров силы, Ирака и Ирана, что обострило имевшиеся проблемы и придало турбулентной ситуации взрывной характер.

В результате регион стал очагом войн и вооруженных действий, с вовлечением в них многих стран. Это - восьмилетная ирано-иракская война, захват и аннексия Кувейта багдадским режимом, последовавшая за этим операция “Буря в пустыне”, вторжение войск США и международной коалиции в Ирак в 2003 году, приведшее к затянувшимся военным действиям и

Региональные и международные угрозы, с учетом уязвимости в военном отношении Эмиратов, предъявили особые требования к их внешнеполитической деятельности.

2. Своеобразие ОАЭ состоит в том, что по форме правления они представляют собой федерацию, состоящую из семи разновеликих монархий: Абу-Даби, Дубая, Шарджи, Аджамана, Умм -Аль-Кайвайн и Фуджейры и Рас Аль-Хайма. Их правители выбирают президента ОАЭ, пользующегося широкими полномочиями. Он направляет внешнюю политику, которая концептуально опирается на принципы ООН, международного права и исходит из арабо-исламской принадлежности страны.

3. Руководствуясь этой концепцией, закрепленной в конституции Эмиратов, власть выстроила систему внешнеполитических приоритетов и прагматично маневрирует через созданный механизм, в котором ключевая роль принадлежала основателю и первому президенту ОАЭ шейху Заиду Ибн Султану Аль Нахайяну. После его смерти в 2004 году эстафету принял сын первого руководителя шейх Халифа.

4. Соотношение приоритетов внешней политики ОАЭ - вектор Персидского залива, арабо-мусульманский вектор, страны Запада, Азиатско-Тихоокеанский регион, Россия - на разных временных отрезках менялось в зависимости от задач и требований момента, что придавало гибкость и прагматичность курсу Эмиратов.

При этом, как выявлено в исследовании, внутренние и внешнеполитические факторы развития ОАЭ тесно соприкасались и переплетались. Система федеративного устройства поддерживала баланс общегосударственных интересов с интересами вступивших в него княжеств. Руководство ОАЭ нейтрализовало ряд возникших в 70-80-х годах прошлого века серьезных кризисов в отношениях между княжествами, которые могли бы негативно отразиться на положении Эмиратов в регионе.

5. Первоочередной задачей ОАЭ стало урегулирование унаследованных от прошлого территориальных споров с непосредственным окружением: Саудовской Аравией и Оманом. Эта задача практически решена.

В то же время, несмотря на усилия дипломатии ОАЭ, вопрос об иранской оккупации трех островов (Абу-Мусы, Большого и Малого Томба), имеющих важное стратегическое значение, остается раздражителем в ирано-эмиратских отношениях. Эта проблема рассматривается Эмиратами в качестве принципиальной.

6. Арабский компонент политики Эмиратов просматривается в их деятельности в рамках субрегионального объединения - Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива в составе Саудовской Аравии, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна и ОАЭ. Ее членам удалось найти приемлемую формулу выработки совместных позиций по ряду вопросов внешней политики, обороны, нефти и газа. Зримые очертания приобрело оборонное сотрудничество между членами ССАГПЗ. Это, в частности, создание коллективного сухопутного контингента “Щит полуострова”, осуществление проекта единой системы ПВО. Совет являет пример наиболее продвинутой интеграции в арабском мире, хотя процесс проходит циклично и неравномерно. Приливы в нем сменялись отливами и периодами пауз под влиянием разных обстоятельств.

Членство ОАЭ в «шестерке» не исключало заметных нюансов в их позиции по отношению к Ираку после 1991 года. Эмираты проводили линию на сохранение в лице Ирака активного игрока в Заливе в качестве противовеса Ирану (с учетом территориального спора с последним).

7. В иерархии внешнеполитических приоритетов ОАЭ за государствами Залива следуют остальные страны арабского мира. Акцент делается на палестинской проблеме. Арабские Эмираты поддерживают законные права палестинцев на возвращение своих земель и создание независимого государства со столицей в Иерусалиме в контексте справедливого мирного урегулирования при опоре на международное право, Устав ООН и ее важнейшие резолюции по этому вопросу.

Для ОАЭ характерен реалистический взгляд на урегулирование многолетней ближневосточной проблемы через формулу «мир в обмен на земли». В то же время Эмираты признают право палестинцев на сопротивление оккупации и агрессии Израиля. Они используют свои возможности в ООН, в отношениях со странами Запада, а также арсенал собственных материальных и финансовых средств для оказания гуманитарной помощи палестинцам.

8. В исследовании отслежена роль Эмиратов, как традиционного сторонника примирительной линии в арабском мире, стремление ОАЭ посредничать в урегулировании конфликтов и споров между арабскими странами и внутри их. В частности, Эмираты предприняли меры для разрешения пограничного спора в 70-х годах прошлого века между Алжиром и Марокко. В 1979 году Эмираты стали членом Комиссии по примирению двух Йеменов: ЙАР и НДРЮЙ, в 80-х годах пытались помирить Ирак с Ираном.

В начале 90-х годов ОАЭ откликнулись на приглашение Генсека ООН направить воинские подразделения для участия в операциях контингента ООН ЮНИСОМ-2 в Сомали. В ходе гражданской войны в Ливане (1975-1990 годы) ОАЭ последовательно поддерживали национальное и территориальное единство этой страны, в 1977 году направили воинский контингент в Ливан для участия в арабских силах разъединения.

9. Исламской составляющей принадлежит важное место во внешней политике Эмиратов. Характер деятельности ОАЭ в этом плане свидетельствует о желании не абсолютизировать исламский фактор в угоду крайностям и перегибам, а использовать исламскую солидарность и взаимоподдержку для выхода из отсталости, бедности и т.п. Такая позиция подтверждается политикой ОАЭ оказания содействия программам развития арабо-исламского мира. Эмираты входят в число крупнейших в мире финансовых доноров на душу населения.

10. Отношения ОАЭ с Западом нужно рассматривать через встроенность Эмиратов в глобальную экономику по энергетическим параметрам. Это предопределяет ориентацию ОАЭ на западные страны как на главных потребителей энергоресурсов, а также источники технологии и техники, в том числе военной. В свою очередь развитые страны из-за зависимости от поставок сырья более энергично втягиваются в обеспечение стабильности зоны Персидского залива.

Данное обстоятельство предопределило взаимодействие Эмиратов в обеспечении национальной безопасности с западными державами, прежде всего США. Дрейф в сторону более тесных связей с Вашингтоном наметился в 1987-1988 годах, в ходе так называемой “танкерной войны” между Ираном и Ираком. Платой Эмиратов за американский “зонтик безопасности” стало предоставление территории и воздушного пространства для операций Вашингтона против Ирака.

Как представляется, американское военное присутствие в определенном смысле сбалансировано договорами ОАЭ об обороне с Великобританией, Францией и Турцией, а с середины 90-х годов прошлого века и закупками военной техники у России.

11. С середины 80-х годов прошлого века географический ареал внешней политики Эмиратов стал расширяться за счет Азиатско-Тихоокеанского региона, переживающего мощный хозяйственный и научно-технический бум. Очевидно, что привлечение новых азиатских партнеров может иметь позитивный эффект, открывая Эмиратам более широкое поле для маневра в международных отношениях.

12. Отход России от прежних идеологических постулатов, прагматизм ее внешней политики стимулировали интерес Эмиратов к Москве. Между Россией и ОАЭ поддерживается активный политический диалог, стороны взаимодействуют по широкому кругу международных вопросов.

Все последние годы Арабские Эмираты по объему торгово-экономических связей с Россией лидируют среди других стран Персидского залива. Связи в оборонной области способствовали устранению монополии Запада в поставках вооружений на местный рынок.

13. После событий 11 сентября 2001 руководство ОАЭ озабочено угрозой терроризма, принимает меры по борьбе с отмыванием денег, отслеживанию подозрительных банковских операций. Эмираты взаимодействуют с мировым сообществом в этих вопросах.