DisCollection.ru

Авторефераты и темы диссертаций

Поступления 23.01.2012

Материалы

загрузка...

Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях

Узун Олег Леонидович, 23.01.2012

 

УЗУН Олег Леонидович

СИСТЕМА НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Санкт-Петербург 2011

Работа выполнена в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Винокурова Надежда Георгиевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

заслуженный работник высшей школы РФ,

Хальзов Валерий Александрович;

доктор педагогических наук, профессор

заслуженный работник физической культуры РФ

Щёголев Валерий Александрович;

доктор педагогических наук, профессор

Аганов Сергей Самуилович

Ведущая организация

Военная академия связи им. С.М. Буденного

Защита состоится 29 марта 2012 г. в 14.00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 149.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

Автореферат разослан «_______» ____________ 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат психологических наук, доцент Иванова С.П.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. Потрясшие мировое сообщество и нашу страну за последние годы катастрофы, стихийные бедствия, межнациональные и межрегиональные конфликты с очевидностью показали, насколько важна оперативность действий спасательных сил, их готовность к выполнению служебных обязанностей в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Аномальная жара лета 2010 года и, как следствие, массовые лесные пожары во многих регионах России на площади более чем 500 тысяч гектаров полностью или частично уничтожили более 120 населённых пунктов. Десятки людей погибли, тысячи остались без крова. В этих условиях сотрудники МЧС России, проявляя мужество и героизм, одержали победу в жестокой войне со стихией.

Однако прошедшие события показали, что одного мужества для полной победы недостаточно. Необходима новая техника, новые подходы к профессиональной подготовке специалистов МЧС России.

Очевидно, что при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера деятельность специалистов МЧС сопряжена с негативными факторами, опасными для их жизни и здоровья, необходимостью выполнять служебные задачи в обстановке нервно-психического и эмоционального напряжения и стресса. Для этого от личного состава требуется мобилизация как физических, так и психофизиологических резервов организма.

Современные направления развития высшего образования, кардинальные изменения в статусе образовательных учреждений России, содержании учебных программ и методах обучения, обусловленные модернизацией отечественного образования и преобразованиями во всех сферах государства, требуют новых подходов к совершенствованию профессиональной подготовки специалистов в вузах (Артамонов В.С., Афанасьев В.Г., Бордовский Г.А., Гадышев В.А. и др.). Особенно это актуально для вузов, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов МЧС России, стоящих на переднем крае борьбы со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, где от их профессионализма, грамотных и решительных действий зависит жизнь и благополучие людей.

Проведенный анализ позволил выявить ряд основных противоречий, связанных с процессом профессиональной подготовки специалистов МЧС России к деятельности в ЧС.

Наиболее существенными из них являются противоречия между:

возросшим уровнем требований к профессионализму специалистов МЧС России в современных условиях и традиционной системой их профессиональной подготовки, не учитывающей произошедших изменений в объеме и сложности решаемых министерством задач по ликвидации последствий ЧС;

потребностями министерства в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки и необходимостью изменения методологических и теоретико–технологических подходов для совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов, готовых к деятельности в современных условиях;